СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект по биологии "Формирование здорового образа жизни посредством активного отдыха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. Понятие термина «Здоровье» впервые было сформулировано Всемирной Организации Здравоохранения в 1940 г. Было принято, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психологического и социального благополучия.

В наше время научно-технического прогресса за человека почти всё делают машины, лишая его двигательной активности. Отсюда слабое здоровье, болезни, ожирение и остальные недуги. Нужно не только правильно работать, но и правильно отдыхать с пользой для своего здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект по биологии "Формирование здорового образа жизни посредством активного отдыха"»

Министерство спорта Республики Хакасия


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»


Отделение

Физическая культура

Специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Квалификация

учитель по адаптивной физической культуре и спорту

Форма обучения очная

Группа 192






ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема

Формирование здорового образа жизни посредством

активного отдыха






Студент

Гладуш Любовь Михайловна






Ф.И.О.












Научный руководитель

Трусова О.Г.






Ф.И.О.


подпись


дата











Абакан, 2018




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

3

1.1. Активный отдых и его особенности..……………………………………….

4

1.2. Польза от активного отдыха………….……………………………………..

4

1.3. Туризм как вид активного отдыха …………...…………………………….

6

1.4. Активный отдых как средство повышения мотивации к ведению здорового образа жизни…………………………………………………………


7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

10

Приложение 1……………………………………………………………………

11

Приложение 2……………………………………………………………………

12





























ВВЕДЕНИЕ


Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. Понятие термина «Здоровье» впервые было сформулировано Всемирной Организации Здравоохранения в 1940 г. Было принято, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психологического и социального благополучия.

Как известно, можно выделить несколько компонентов здоровья:

  • Соматическое здоровье - здоровье органов и систем организма человека.

  • Физическое здоровье - уровень роста и развития организма человека.

  • Психическое здоровье – состояние душевного комфорта.

  • Нравственное здоровье – система нравственных ценностей.

Известно, что здоровье человека на 25% зависит от окружающей среды и на 50% от образа жизни, ещё 15% отводится наследственности и 10% медицине. В настоящее время социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом, детского. Более 50% выпускников имеют различные функциональные заболевания и лишь около 7% детей признаются практически здоровыми.

В наше время научно-технического прогресса за человека почти всё делают машины, лишая его двигательной активности. Отсюда слабое здоровье, болезни, ожирение и остальные недуги. Нужно не только правильно работать, но и правильно отдыхать с пользой для своего здоровья.

В своей работе я расскажу об активных видах отдыха как о средстве повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.




1.1. Активный отдых и его особенности

Активный отдых подразумевает собой увлечение различными видами физической активности, будь то игровые виды спорта, плавание или просто бег. Особенность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения.

Преимуществами активного отдыха по сравнению с пассивным времяпрепровождением, а к нему относятся занятия в спортивном или тренажёрном зале, являются возможность побывать на свежем воздухе во время прогулок или путешествий, любование красотой природы, оздоровиться душевно и нравственно.

Во время прогулок или пробежек на природе наш организм насыщает свои клетки кислородом, которого иногда недостаточно содержится в помещениях. Преимуществом активного отдыха является также то, что в ходе усиленных физических упражнений при двигательной активности происходит расщепление жировой ткани, усилении обмена веществ. При регулярной утренней и вечерней пробежке совершенно нет необходимости подвергать организм изнуряющими диетами. Кроме того, непременное улучшение психологического настроя будет гарантировано.



1.2. Польза от активного отдыха


Учёные - физиологи давно отметили тот факт, что полноценное восстановление сил и работоспособность возможно только при обеспечении не пассивного, а активного отдыха. Ещё в 19 веке русский учёный Иван Михайлович Сеченов доказал, что усталость намного быстрее снимается не при абсолютном покое организма, а в результате смены рода деятельности. В трудах великого учёного доказано, что если в процессе работы происходит активное переключение деятельности с одних мышц на другие, то утомлённые мышечные волокна гораздо быстрее восстанавливают свою работоспособность. Эти данные и обуславливают пользу для нашего организма при активном отдыхе.

Приходя домой после учёбы или работы, в качестве отдыха лучше всего сменить вид деятельности. Займитесь выполнением любой домашней работы, сходить на спортивную секцию. Если же вы чувствуете, что ваш организм устал настолько, что не сможет перенести никакой тренировки, то следует просто погулять на улице. Такой вид деятельности тоже является вариантом активного отдыха и будет способствовать снятию усталости. К тому же пребывание на свежем воздухе принесёт большую пользу нервной системе, обогатит гемоглобин крови кислородом и обеспечит полноценное восстановление сил во время сна.

Следует учитывать время проведения прогулок и тренировок. Желательно завершать их не позднее 8-9 часов вечера, т.е. за два-три часа до сна, чтобы активный отдых не привёл к перевозбуждению организма и не стал причиной бессонницы. Польза от такого активного отдыха будет просто неоценима для вашего здоровья. Он обеспечит вам бодрость, хорошее настроение, отличное самочувствие и быстрое восстановление сил. В летнее время - это походы выходного дня, рыбалка, прогулка за грибами и ягодами. В зимнее время – коньки и лыжи, а чистый воздух, тишина и природа сделают своё лечебное дело лучше всяких лекарств.






1.3. Туризм как вид активного отдыха


Термин «Туризм» впервые встречается впервые в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. А путешествовать можно по-разному. Существуют туристские поездки в зарубежные страны и внутри страны, родного края. Путешествия, люди знакомятся с природными богатствами историческими и культурными памятниками.

Правильно организованное и хорошо проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, уверенность в себе, дисциплинированность, способствует повышению трудовой активности.

У каждого есть свое представление о том, что такое «большая река», «высокая гора», «дремучий лес», «бескрайняя степь». Но далеко не каждый может правильно представить, что такое ледник, кар или пещера. Объяснения тут мало помогают. Надо хоть раз увидеть эти объекты самому и желательно в детстве.

Вот и мне, любителю приключений удалось побывать в течение 7 дней в заповедном месте Западных Саян - Ергаках. Этот природный массив особенно привлекателен для путешественников. В нём сосредоточены очень разные природные объекты: скалы, вершины, перевалы, гребни, ледники, кары, снежники, озёра, реки.

Активное путешествие подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. При занятии туризмом можно хорошо отдохнуть, сменив при этом обстановку и характер деятельности, полюбоваться в пути красивыми природными ландшафтами, познакомиться с различными культурно-историческими достопримечательностями различных регионов, пообщаться с другими участниками путешествия и людьми, проживающими в посещённых населённых пунктах.


1.4. Активный отдых как средство повышения мотивации к ведению здорового образа жизни

В беседе с медицинским работником школы какой мы узнали, что каждый человек сам может воспитать в себе привычку - плохую или хорошую. Так, привычка сохранять здоровье - это залог нормальной жизни человека. А сформироваться эта привычка сможет только тогда, когда сам человек будет постоянно и регулярно заниматься тем, что приносит ему пользу. Активный отдых прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека.

Далее нами было проведено анкетирование на отношение детей к ценности здоровья, здоровому образу жизни, а также на определение роли активного отдыха в жизни школьника.

По результатам ответов ребят, здоровый образ жизни это занятие каким- либо видом спорта, или отсутствие вредных привычек. Так ответило около 50% всех ребят. Ответы оказались не полными. Среди главных признаков здорового образа жизни школьники в основном ответили отсутствие вредных привычек, занятие спортом, отсутствие болезней, как таковых. Интересным считается тот факт, что ребята указали, что соблюдают здоровый образ жизни на достаточно высокий процент от 60%- до 98%.

Все учащиеся без исключения хотели бы вести ещё более здоровый образ жизни, чем в данный момент. 13 ребят из 15 полагают, что здоровый образ жизни положительно влияет на здоровье человека, 2 человека - не знают так ли это. Из перечисленных условий наиболее важными для счастливой жизни ребята отметили следующие: иметь много денег, быть здоровым, жить в счастливой семье и иметь интересных друзей.

Из условий для сохранения здоровья наиболее важными ребята посчитали: деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать, хороший, активный отдых и возможность лечиться у хорошего врача.

Анализ анкетирования, целью которой являлось определение роли туризма в жизни школьника, показал, что ребята предпочитают активный отдых на природе. 50% ребят полно раскрыли понятие туризма, Почти все ребята ходили в походы с классом или семьей, и всего 5% учеников участвовали в школьных турслётах.

Средствами активного отдыха и туризма реализуются все компоненты здоровья: физическое, соматическое, психическое и нравственное. Соматическое здоровье активизируется в систематической мышечной работе, которая тонизирует и нормализует практически все системы организма. Физическое здоровье делает человека выносливым, ловким, тем, кому любая работа становится по плечу. Психическое и нравственное здоровье приходит в норму посредством приобщения к природе, через взаимодействие и общения с товарищами, взаимовыручку, развитию человечности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом, ведь «Без здоровых детей у страны нет будущего». На это утверждение всё больше уделяется внимания в нашем государстве, особенно в последнее время. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Труд и отдых неразрывно связанны между собой в любой деятельности человека. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если человек с самого раннего возраста научится ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно и нравственно.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Бардин К.Б. Азбука туризма.- М.,1998

2. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30- 31.

3. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 2008 г.2.

4. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — М.: Мысль, 1990.- 288 с.

5. Коршунова Н. «5 слагаемых здорового образа жизни».//Здоровье 2000 №2. с. 5-8.

6. «Медицинская энциклопедия», Б. В. Петровский. Москва. 2003

7. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Суслов Ф.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учеб. пособ. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000

Интернет- источники:

8. http://www.allwmens.ru/

9. http://www.studentu.ru/

10. http://www.fizkult-ura.ru/











Приложение 1

Анкета для учащихся

«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

1. По моему мнению, здоровый образ жизни - это

2. Главный признак здорового образа жизни - это

3. Я считаю, что соблюдаю здоровый образ жизни на ___________%

4. Я хотел бы вести:

а) более здоровый образ жизни;

б) такой же образ жизни, как в данный момент

5. Как, по твоему мнению, влияет активный отдых и туризм на здоровье человека?

а) положительно; б) отрицательно; в) не знаю.

6. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них (подчеркни):

- иметь много денег;

- иметь интересных друзей;

- много знать и уметь, быть эрудированным;

- быть красивым и привлекательным;

- быть здоровым;

- иметь любимое занятие- хобби;

- быть самостоятельным;

- жить в счастливой семье.

7. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4.

- регулярные занятия спортом;

- деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать;

- хороший, активный отдых;

- знания о том, как заботиться о своём здоровье;

- хорошие природные условия;

- возможность лечиться у хорошего врача;

- выполнение правил здорового образа жизни.





Приложение 2

АНКЕТА определения роли туризма в жизни школьника


Уважаемый друг! Просим охарактеризовать свое отношение к занятиям туризмом. Для этого необходимо последовательно ответить на все поставленные перед Вами вопросы.


1. Ваш пол: мужской, женский (подчеркнуть).

2. Ваш возраст (полных лет)__________

3. Любите ли вы заниматься туризмом? (обведи в кружок)

а) Да б) Нет

4. Что для Вас значит «заниматься туризмом»?

5. Ходили ли ВЫ в однодневные походы с классным руководителем?

а) Да б) Нет

6. Ходили ли ВЫ в однодневные походы с семьей?

а) Да б) Нет

7. Ходили ли ВЫ в многодневные походы с семьей?

а) Да б) Нет

8. Участвовали ли Вы в школьных турслётах?

а) Да б) Нет






0