СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Индивидуальный проект по биологии»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Индивидуальный проект по биологии»»












Рабочая программа

по курсу

«Индивидуальный проект по биологии»

для 11 класса

МОУ СОШ х. Клетский

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Родичкина Айшат Магомедовна



















Пояснительная записка к элективному курсу по биологии 11 класса «Индивидуальный проект» на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2012 № 1578 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении ФГОС СОО» (с изменениями и дополнениями)

  3. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089

"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.

  1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12 мая 2016 года. Протокол № 2/16) https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya

  2. Учебный план МОУ СОШ х. Клетский

  3. Приказ Министерства просвещения российской федерации от 18 мая 2020 г. N 249 о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. N 345

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 986 от 4.10.2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

  6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

10. Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу)



Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

Цель:

  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы

Задачи:

  • сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

  • мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;


Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя, руководителя дополнительного образования в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя дополнительного образования сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.


Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:


  • исследовательское;

  • инженерное;

  • прикладное;

  • бизнес-проектирование;

  • информационное;

  • социальное;

  • игровое;

  • творческое.



Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • макеты, модели, схемы, план-карты;

  • постеры, презентации;

  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;

  • реконструкции событий;

  • эссе, рассказы, стихи, рисунки;

  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

  • документальные фильмы, мультфильмы;

  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;

  • сценарии мероприятий;

  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:

  • рефератов;

  • статей, обзоров;

  • отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;

  • моделей, образцов;

Защита индивидуального проекта может проходить в форме:

  • конференций,

  • семинаров

  • круглых столов и т.д.

Функциональные обязанности участников образовательных отношений

Роль учителя.

Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:

  • Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)

  • Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

  •  Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)

  • Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

  • Координирует работу обучающихся.

Роль ученика

  • Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности. 

  • Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

  • Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).

  • Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.

  • Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.

  • Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.

Формы организации занятий:

  • Индивидуальная;

  • Парная;

  • Групповая;

  • Коллективная;

  • Самостоятельная работа

Формы контроля освоения программы.

Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:

  • защита темы проекта/исследования (идеи);

  • защита реализованного проекта/исследования.

Оценивание производится на основе критериальной модели:

  • Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);

  • Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);

  • Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).

Место индивидуального проекта в учебном плане

Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ х.Клетский на выполнение индивидуального проекта обучающимися 11 класса отводится 1 час.


  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

    • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

    • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

    • готовность и способность к самоорганизации и самореализации;

    • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;

  • умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.

Ученик получит возможность для формирования:

    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

    • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

    • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты:

ученик научится:

  • определять область своих познавательных интересов;

  • искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;

  • находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;

  • планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;

  • использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;

  • ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;

  • видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;

  • предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

  • о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

  • об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;

  • об истории науки;

  • о новейших разработках в области науки и технологий;

  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

Обучающиеся смогут:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

Обучающиеся научатся:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Обучающиеся получат возможность научаться:

  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.

Содержание программного материала

Название раздела

Форма работы

Количество часов

1

Трудности реализации проекта

Групповая, индивидуальная

4

2

Дополнительные возможности улучшения проекта

Групповая, индивидуальная


9

3

Управление оформлением и завершением проектов


Групповая, индивидуальная

12

4

Презентация и защита проекта

Индивидуальная

3

5

Рефлексия

Практические занятия

Рефлексия проектной деятельности

6



Ш К А Л А

О Ц Е Н К И исследовательского П Р О Е К Т А

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность

Обоснована; аргументы целесообразны

2


Обоснована; целесообразна часть аргументов

1


Не обоснована, аргументы отсутствуют

0


2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме

Конкретны, соответствуют

2


Неконкретны или не соответствуют

1


Целей и задач нет или не соответствуют теме

0


3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели

целесообразна, обеспечивает

2


сомнительна

1


явно нецелесообразна

0


4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих работ по проблеме

Использованы достаточное количество источников информации

2


Использовано недостаточное количество информации

1


Необоснованный подбор информации

0


5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

Освещена значительная часть проблемы

2


Проблема освещена фрагментарно

1


Проблема не освещена

2


6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы

Доступны для самостоятельного выполнения

2


Выполнимы под наблюдением специалиста

1


Выполнимы только специалистом

0


7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

Эксперимент логичен и обоснован

2


Эксперимент частично логичен и обоснован

1


Эксперимент не логичен и не обоснован

0


8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.)

Использованы все необходимые способы

2


Использована часть способов

1


Использован только один способ

0


9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций

Приводятся и обсуждаются разные позиции

2


Разные позиции приводятся без обсуждения

1


приводится и обсуждается одна позиция

0


10. Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам

Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать

2


Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать

1


Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения)

0


10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе

Соответствуют, гипотеза оценивается автором

2


Соответствуют частично

1


Не соответствуют, нет оценки гипотезы

0


14. Конкретность выводов и уровень обобщения

Выводы конкретны, построены на обобщении результатов

2


Выводы неполные

1


Выводов нет, неконкретны

0


Максимальный балл

28




Оценка проекта

Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

28 - 25

24 – 21

20 – 17





Приложение 2.

Ш К А Л А

О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПРИ ЗаЩИТЕ исследовательского П Р О Е К Т А

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

Соответствует полностью

2


Соответствует не в полном объеме

1


Не соответствуют

0


2.Структурированность(организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания

Структурировано, обеспечивает

2


Частично

1


Не структурировано, не обеспечивает

0


3. Культура выступления

Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту

2


Рассказ с частым обращением тексту

1


Чтение с листа

0


4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах

Доступно без уточняющих вопросов

2


Доступно с уточняющими вопросами

1


Недоступно с уточняющими вопросами

0


5. Целесообразность наглядности и уровень её использования

Целесообразна

2


Частично

1


Нецелесообразна

0


6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

Соответствует

2


Превышен ( не более 2 минут)

1


Превышен (более 2 минут)

0


7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения

Все ответы чёткие, полные

2


Не на все вопросы есть четкие ответы

1


Все ответы неполные

0


8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении

Владеет свободно

2


Частично

1


Не владеет

0


9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументиро-вано ответить на его вопросы

Умеет вести дискуссию

2


Частично

1


Не может аргументированно ответить оппоненту

0


Максимальный балл

18



Оценка защиты исследовательского проекта


Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

18 - 16

15 – 13

12 – 9

Приложение 3.


Общий балл за индивидуальный проект

(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)

Баллы

Оценка

Выполнение проекта

Защита проекта

Средний балл

28 – 25

18 – 16

23 – 21

«5»

24 – 21

15 – 13

20 – 17

«4»

20 – 17

12 – 9

16 – 13

«3»






Приложение 4

Критерии оценки содержания проекта

Критерий 1. Постановка цели проекта

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована

3

Критерий 2.Планирование путей достижения цели проекта

План достижения цели отсутствует

0

План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели

1

Краткий план состоит из основных этапов проекта

2

Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы

3

Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта

Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта

1

Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты


Критерий 6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 7.Анализ хода работы, выводы и перспективы

Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы

3

Критерий 8.Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями

3

Максимальный балл: 24







Приложение 5

Критерии оценки защиты проекта

Критерий 1.Качество проведенной презентации

Презентация не проведена

0

Автор читает с листа, не уложился в регламент

1

Автор часто обращается к записям, уложился в регламент

2

Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент

3

Критерий 2.Речь выступающего


Изложение непоследовательно и нелогичность

0

Последовательность и логичность нарушаются

1

Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно

2

Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории

3

Критерий 3. Ответы на вопросы

Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса

0

Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные

1

Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента

2

Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента

3

Критерий 4. Качество компьютерной презентации

Презентация отсутствует

0

Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие

1

Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие

2

Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия

3

Критерий 5. Качество презентации

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества

(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

1

Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества

(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Максимальный балл: 15








Приложение 6

Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку


Процент

Общий балл

Отметка

Уровень освоения МПР

0 – 40

0 – 16

2

Пониженный

41 – 74

17 – 29

3

Базовый

75 – 90

30 – 35

4

Повышенный

91 – 100

36 – 39

5

Высокий



Список литературы

  1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.

  2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

  3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 

  4. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  7. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.

  8. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  9. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

  10. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.

  11. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

  12. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

  13. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.

  14. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.

  15. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.

  16. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.

  17. Ресурсы Интернета:

  • http://psylab.info

  • http://www.researcher.ru/

  • http://irsh.redu.ru/

  • http://portfolio.1september.ru/







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!