Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рыльский аграрный техникум»
Индивидуальный проект
по предмету: «Информатика»
на тему: «Проектирование баз данных»
Выполнила студентка
Драженко Светлана Евгеньевна,
очная форма, профессия
«Повар, кондитер»
Руководитель:
преподаватель Матюхина Ю.В.
Рыльск 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Технология хранения, поиска и сортировки информации
Основные понятия баз данных 4
Система управления базами данных MS Access 6
Основные объекты СУБД MS Access 7
Проектирование базы данных
Постановка задачи 9
Разработка таблиц и схемы базы данных 9
Разработка запросов 13
Разработка основных форм и отчетов 14
Заключение 15
Библиографический список 16
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного функционирования предприятия в современных экономических условиях оно должно иметь эффективную информационную систему, обеспечивающую быстрый поиск и обработку необходимой информации.
Применение баз данных при обработке различного рода информации значительно облегчает работу пользователей. Создание базы данных позволяет легко обновлять и удалять данные. Современные информационные системы, характеризуются большими объемами хранимой информации, необходимостью удовлетворять разнообразные требования пользователей.
В настоящее время базы данных являются неотъемлемой частью любого предприятия, фирмы. Поэтому нельзя недооценивать важность теории и практики разработки баз данных.
Целью работы является создание базы данных «Кафе», которая представляет собой автоматизированную систему для учета блюд, ингредиентов, напитков, заказов, ценовых характеристик, расчета стоимости заказов.
Исходя из поставленной цели, вытекает ряд задач:
изучить литературу по предложенной тематике;
собрать сведения о кафе;
структурировать данные в виде таблиц;
выполнить запросы, формы и отчеты в созданной базе данных.
Объектом исследования в данной работе выступает база данных. Предметом исследования является программа MS Access.
Технология хранения, поиска и сортировки
информации
Основные понятия баз данных
База данных (БД) - организационная совокупность данных, предназначенная для длительно хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования.
В большинстве случаев базу данных можно рассматривать как информационную модель некоторой реальной системы, например книжные фонды библиотеки, кадрового состава предприятия, учебного процесса в школе и так далее. Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы, в которую она входит.
Один из признаков, по которому можно классифицировать базы данных, - характер хранения информации. Фактографические БД содержат данные, представляемые в краткой форме строго фиксированных форматах. Такие БД являются аналогами бумажных картотек, например, библиотечного каталога или каталога видеотеки. Другой тип баз данных - документальные БД. Здесь аналогом является архивы документов, например, архив судебных дел, архив исторических документы и пр. В дальнейшем мы будем рассматривать лишь фактографические БД.
Классификация по способу хранения данных делит БД на централизованные и распределенные. Вся информация в централизованной БД хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи-клиенты. Распределенные БД используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В последнем случае разные части базы данных хранятся на разных компьютерах.
Известны три разновидности структуры данных: иерархическая, сетевая и табличная. Соответственно по признаку структурной базы данных делятся на иерархические БД, сетевые БД и реляционные (табличные) БД. В последнее время наиболее распространенным типом баз данных стали реляционными БД. Известно, что любую структуру данных можно свести к табличной форме.
Структурированное представление данных называется моделью данных. Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. Реляционные БД используют табличную модель данных. Базы данных можно составить из одной таблицы - однотабличная БД или из множества взаимосвязанных таблиц – многотабличная БД.
Структурными составляющими таблицы являются записи и поля. Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте системы: одной книги в библиотеке, одном сотруднике предприятия и т.п. А каждое поле – это определенная характеристика (свойства, атрибут) объектов: название книги, автор книги, фамилия сотрудника, год рождения и т.п. Поля таблицы должны иметь несовпадающие имена.
Для каждой таблицы реляционной БД должен быть определенный главный ключ – имя поля или несколько полей, совокупность значений которых однозначно определяют запись. Иначе говоря, значение главного ключа не должно повторяться в разных записях. Например, в библиотечной базе данных таким ключом может быть выбран инвентарный номер книги, который не может совпадать у разных книг.
В теории реляционных баз данных таблица называется отношением. Отсюда происходит название «Реляционные базы данных». Имя_таблицы – это имя отношения.
Каждое поле таблицы имеет определенный тип. Тип – это множество значений, которое можно выполнять над этими значениями. Существует четыре основных типа для полей БД: символичный, числовой, логический и даты.
Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется системой управления базами данных – СУБД.
Наибольшее распространение на персональных компьютерах получили реляционные БД, использующие табличные представления данных. Основные действия, которые пользователь может выполнить с помощью СУБД:
Создание структуры БД
Заполнение БД информацией
Изменение (редактирование) структуры и содержания БД
Поиск информации в БД
Сортировка данных
Защита БД
Проверка целостности БД
Система управления базами данных MS Access
Access – это система управления базами данных (СУБД). Под системой управления понимается комплекс программ, который позволяет не только хранить большие массивы данных в определенном формате, но и обрабатывать их, представляя в удобном для пользователей виде. Access дает возможность также автоматизировать часто выполняемые операции. С помощью Access можно не только разрабатывать удобные формы ввода и просмотра данных, но и составлять сложные отчеты.
Access является приложением Windows, поэтому они очень хорошо взаимодействуют друг с другом. Все преимущества Windows доступны в Access, например, вы можете вырезать, копировать и вставлять данные из любого приложения Windows в приложение Access и наоборот.
Access – это реляционная СУБД. Это означает, что с ее помощью можно работать одновременно с несколькими таблицами базы данных. Применение реляционной СУБД помогает упростить структуру данных и таким образом облегчить выполнение работы. Таблицу Access можно связать с данными, хранящимися на другом компьютере или на сервере, а также использовать таблицу, созданную в СУБД Paradox или Dbase. Данные Access очень просто комбинировать с данными Excel.
Система Access содержит набор инструментов для управления базами данных, включающий конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов. Кроме того, Access можно рассматривать и как среду для разработки приложений. Используя макросы для автоматизации задач, мы можем создавать такие же мощные, ориентированные на пользователя приложения, как и приложения, созданные с помощью "полноценных" языков программирования, дополнять их кнопками, меню и диалоговыми окнами. Мощность и гибкость системы Access делают ее сегодня одной из лучших программ для управления базами данных.
Основные объекты СУБД MS Access
Данные, с которыми работает СУБД, также могут быть выстроены в иерархическую последовательность. На верхнем уровне такой иерархии находятся основные объекты MS Access. К ним относятся: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули.
Таблица – это главный тип объекта. Все остальные разновидности объектов являются производными от таблицы.
Форма – это вспомогательный объект, без которого, в принципе, можно обойтись. Формы создаются для дополнительного удобства пользователя при просмотре, вводе и редактировании данных.
Запрос – результат обращения пользователя к СУБД для поиска данных, добавления, удаления и обновления записей. Результат поиска (выборки) данных представляется в табличном виде.
Отчет – это документ, предназначенный для вывода на печать, сформированный на основании информации, содержащейся в таблицах и запросах.
Макрос - объект, представляющий собой структурированное описание одного или нескольких действий, которые должен выполнить Access в ответ на определенное событие. Событие – это распознаваемое изменение состояния любого объекта MS Access или операционной системы. Может представлять любое действие, выполняемое вами или компьютером.
Модуль - объект, содержащий программы на Visual Basic for Applications (VBA), сохраненные под общим именем.
Еще одним объектом является схема – описание структуры связей в многотабличной базе данных.
Проектирование базы данных
Постановка задачи
Кафе требуется разработать автоматизированную систему для учета блюд, ингредиентов, напитков, заказов, ценовых характеристик, расчета стоимости заказов. Одним из фрагментов системы является подсистема составления блюд из ингредиентов, которая позволяет «набирать» блюда из ингредиентов с вычислением себестоимости, набирать заказы из блюд, печатать меню, заказы и блюда и т.д.
На этапе проектирования решаются следующие вопросы:
изучение задачи (обследование предметной области), выделение объектов и связей, о которых надо хранить информацию;
составление исходных таблиц БД;
нормализация (декомпозиция) таблиц и назначение ключевых полей.
На этапе реализации происходит:
описание полученных таблиц средствами СУБД и ввод их в компьютер;
разработка отчетов, экранных форм, запросов, макросов и программ;
отладка и тестирование программ из ИС и обучение персонала.
На стадии эксплуатации происходит наполнение ИС реальными данными, использование, доработка и сопровождение.
Реализация настоящей БД произведена в MS Access 2007.
Разработка таблиц и схемы базы данных
В нашей ИС можно выделить следующие таблицы: «Блюда», «Напитки», «Ингредиенты», «Группы», «Состав блюда», «Официанты», «Заказы» и «Заказы из меню».
Для создания таблицы в Access следует описать ее структуру в режиме конструктора.
Создание таблицы «Блюда»
В столбец «имя поля» вводятся следующие записи: «Код блюда», «Название», «Код группы», «Себестоимость», «Цена» и «Наценка».
В столбец «тип данных» вводятся типы полей таблицы.
В нашей таблице именам поля соответствуют следующие типы:
Код блюда - Числовой;
Название - Текстовый;
Код группы - Числовой;
Себестоимость - Денежный;
Цена - Денежный;
Наценка - Числовой;
Также описаны и свойства полей:
Для поля «Код блюда» с типом «Числовой» определены следующие свойства:
Размер поля - Длинное целое;
Число десятичных знаков – Авто;
Индексированное поле – Да (совпадения не допускаются);
Выравнивание текста – Общее.
Для поля «Название» с типом «Текстовый» определены следующие свойства:
Размер поля - 50;
Индексированное поле – нет.
Для полей «Код группы» и «Наценка» с типом «Числовой» определены следующие свойства:
Размер поля – Длинное целое;
Число десятичных знаков – Авто;
Индексированное поле – Нет.
Для полей «Себестоимость» и «Цена» с типом «Денежный» определены следующие свойства:
Формат поля – Денежный;
Число десятичных знаков – Авто;
Индексированное поле – Нет.
Далее задаем «ключевое поле». В таблице «Блюда» этим полем является «Код блюда».
Таким же образом создаются остальные таблицы: «Группы», «Заказы из меню», «Заказы», «Ингредиенты», «Напитки», «Официанты», «Состав блюда».
В таблице «Группы» именам поля соответствуют следующие типы:
Код группы - Счетчик;
Название группы – Текстовой.
Ключевое поле – Код группы.
В таблице «Заказы из меню» именам поля соответствуют типы:
Код заказа - Числовой;
Код блюда - Числовой;
Код напитка - Числовой;
Количество - Числовой;
Сумма – Денежный.
В таблице «Заказы» именам поля соответствуют следующие типы:
Код заказа – Счетчик;
Дата заказа – Дата/Время;
Номер столика – Числовой;
Официант – Числовой;
Общая сумма – Денежный.
Ключевое поле – Код заказа.
В таблице «Ингредиенты» именам поля соответствуют следующие типы:
Код ингредиента – Числовой;
Название – Текстовый;
Себестоимость – Денежный;
Единица измерения – Текстовый;
Ключевое поле – Код ингредиента.
В таблице «Напитки» именам поля соответствуют следующие типы:
Код напитка – Счетчик;
Название – Текстовый;
Код группы – Числовой;
Себестоимость – Денежный;
Цена – Денежный;
Наценка – Числовой.
Ключевое поле – Код напитка.
В таблице «Состав блюда» именам поля соответствуют следующие типы:
Код блюда – Числовой;
Код ингредиента – Числовой;
Количество – Числовой;
Себестоимость – Денежный.
В таблице «Официанты» именам поля соответствуют следующие типы:
Код официанта – Счетчик;
ФИО – Текстовый.
Ключевое поле – Код официанта.
Общий вид схемы данных представлен на рис.1:
Рис.1 Схема данных
Разработка запросов
Запросы позволяют отбирать необходимую информацию из таблиц и представлять ее опять же в табличном виде.
Для Базы данных «Кафе» потребовалось несколько запросов.
Запрос «Блюда с ингредиентами»: данный запрос необходим для сформирования наглядного перечня блюд и входящих в них ингредиентов с точным указанием количества и себестоимости. Запрос создается к таблицам «Блюда», «Состав блюда» и «Ингредиенты».
Запрос «Заказы»: данный запрос необходим для сформирования наглядного списка заказов с учетом цены, количества, суммы, с указанием номеров обслуженных столиков и ФИО официантов, которые приняли заказ, а также в данный запрос включена дата заказа. Запрос создается к таблицам «Блюда», «Заказ из меню», «Заказы» и «Официанты».
Запрос «Официанты и сумма заказа»: данный запрос необходим для формирования списка официантов с указанием даты и общей суммы заказа. Запрос создается к таблицам «Официанты» и «Заказы».
Разработка основных форм и отчетов
В базе данных имеются 9 форм для ввода данных в таблицы. Формы Блюда, Группы, Заказы из меню, Заказы, Ингредиенты, Напитки, Официанты, Ресторан, Состав блюда служат для ввода данных в одноименные базовые таблицы. Для создания формы нужно активировать вкладку Формы в окне базы данных, нажать кнопку создать, выбрать из списка тип формы или режим конструктора, выбрать из списка внизу таблицу, в которую будут заноситься данные. В результате автоматически будет создана требуемая форма. В нашем случае все формы для ввода данных имеют тип автоформа в столбец.
Для создания отчета необходимо активировать в окне базы данных вкладку Отчеты, нажать кнопку Создать, выбрать из открывшегося списка тип отчета или режим конструктора, выбрать из списка таблицу или запрос, на основе которых будет создан отчет. Сформированы отчеты следующего содержания на основании одноименных запросов: Блюда; Заказы; Ингредиенты; Меню блюд; Меню напитков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Microsoft Access создана на основе реляционной модели базы данных и предназначена для создания быстрых, эффективных баз данных, применяемых в быту и бизнесе. Кроме того, она способна подключаться к другим базам данных, создавая широкий фронт работы с данными, независимо от того, где они находятся.
Оценивая преимущества и недостатки СУБД Microsoft Access и ее функциональные возможности, можно утверждать, что данная система обладает всеми необходимыми инструментами для создания, редактирования, хранения и ежедневного использования баз данных. Интерфейс программы прост и удобен, работа не требует получения большого количества дополнительных знаний.
На основе БД сформировался новый пласт информационных технологий, которые эффективно используются во многих областях деятельности человека. В ходе выполнения работы была решена проблема создание базы данных для кафе. СУБД способствуют наиболее эффективной работе по учету блюд, ингредиентов, напитков, заказов, ценовых характеристик, расчета стоимости заказов.
В данном проекте была проанализирована предметная область и на этой основе были реализованы поставленные задачи.
Библиографический список
Базы данных: учебное пособие / Н.Ю. Братченко. - Ставрополь: Сев-КавГТУ, 2011. - 195 с.
Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования/ М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.: ил.
Информатика. 11-й класс/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 139 с.: ил.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.: ил.