Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мохченская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А. Г. Хатанзейского”
Проектная работа
«Лоскутная экология»
Выполнила ученица 10 класса Артеева Алина
Руководитель Чупрова С. Г.,
учитель технологии и ИЗО
Мохча
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… стр.2
Обоснование актуальности проекта …………………………………….. стр.2
Историческая справка ……………………………………………………… стр.2
Анализ идей и выбор оптимального варианта..……………………………… стр. 3
Конструирование: разработка конструкции изделия ……………………… стр. 4
Технология изготовления проектного изделия ………………………………. стр.4
Выбор материалов ………………………………………………………… стр. 4
Выбор инструментов и оборудования …………………………………… стр. 5
Технологическая последовательность изготовления изделия ………… стр. 7
Экономическое обоснование ………………………………………………… стр. 8
Заключение. Анализ работы над проектом ………………………………… .стр. 9
Литература и источники ..…………………………………………………… стр.10
Приложения …………………………………………………………………… стр. 11
Введение
Обоснование актуальности проекта
В этом году в кабинете технологии будет сделан косметический ремонт. Эта значит, что появилась возможность внести свой посильный вклад в это дело. Уроки технологии учат нас не только рукодельничать, выполняя разные изделия бытового назначения, но и замечать в интерьере уголки, где можно применить наши умения. Выбирая тему с руководителем проекта, мы остановились на той, которая решила бы несколько проблем:
В кабинете есть машинки без чехлов. Известно, что швейная машина требуется на уроках не каждый день. И, если ее не накрывать, она пылится снаружи и внутри. Пошив декоративных чехлов будет полезным и практичным изделием, а также прекрасно впишется в интерьер кабинета.
Наличие большого количества лоскутов, которые остаются после шитья. Их можно выбросить, а можно и использовать в лоскутных вещах. Это поможет уменьшить количество мусора, выбрасываемого в окружающую среду.
Итак, цель проекта – разработка и изготовление защитных чехлов для швейных машин в школьном кабинете технологии. Чехол для швейной машины может не только защитить технику от пыли, но и украсить интерьер! Это отличный проект для тех, кто осваивает шитье и учится экологичному поведению.
Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Экономическая - использовать лоскутки для пошива чехла.
2. Экологическая - предупредить попадание мусора в окружающую среду.
3. Эстетическая - чехлы будут украшать кабинет.
4. Исследовательская - находим информацию в интернете.
Фото 1
5. Обучающая- научить окружающих бережно обращаться с окружающей средой через переработку остатков ткани в полезные предметы быта.
Историческая справка
С
огласно словарю Даля, «чехол» это – мешок для надевания на что-либо, для покрытия, сбережения чего-либо, футляр. Чехол для швейной машины неразрывно связан с историй создания швейной машины.
Фото 1
Чехол для швейной машины первоначально назывался «колпак» или «футляр». Он представлял собой деревянную прямоугольной формы коробку без дна (фото 1). Которая была украшена резьбой.
Фото 1
В

дальнейшем футляр приобрел округлые формы (фото 2), но по-прежнему был изготовлен из дерева. Мода того времени обязывала украшать не только саму швейную машину, но и футляр.
Фото 2
Фото 3
Удивительно, как менялся вначале облик швейной машины: ее корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы. С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. В ходу были футляры из дерева и прессованного картона, обтянутого искусственной кожей.
Н
а данный момент различают чехлы жесткие и мягкие. Жесткие чехлы выпускают из пластмассы промышленным способом (фото 3), мягкие из плотного целлофана (фото 4).
Фото 3
А еще мягкие чехлы мастерицы шьют вручную из различных тканей (фото 5). Но какими бы не были чехлы по технологии изготовления, их главная цель - защитить машину от запыления и случайного повреждения.
Фото 5
Фото 4
Фото 1
Фото 4
Фото 1
Анализ идей и выбор оптимального варианта
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов чехлов для швейной машины. Рассматривая модели, было обнаружено, что вариант 1 - мягкий чехол из полиэтилена. Он легкий, удобен в эксплуатации, но недолговечен, так как может быстро порваться.
2. 3.
Вариант 2 сшит из плотной хлопчатобумажной ткани. Отличается от мягких чехлов качеством материала, его плотностью. Такой чехол может нести и некоторую защитную функцию. А сшитый из ярких тканей еще и украсит помещение.
Вариант 3 - жесткий чехол. Такого рода чехол в основном работает, как механическая защита. При этом стоит понимать, что он слабо защищает машину от пыли, т.к. внизу все равно остается 1,5-2 см. щель. К тому же его производство невозможно в школьных условиях.
Оценив свои возможности и умения, наличие оборудования в школе, требования к чехлам, остановили свой выбор на варианте 2.
Конструирование: разработка конструкции изделия
Построение чертежа чехла основано на расчетном методе. Это значит, надо произвести измерения сантиметровой лентой и линейкой предмета по главным линиям. Для швейной машины измерениями являются высота (с учетом выступов мелких деталей над корпусом машины), длина (с учетом выступа махового колеса), ширина у основания (внизу) и ширина в верхней части. Данные указаны в таблице 2.
Таблица 2
Основные измерения швейной машины
для расчета и построения чертежа чехла
№ | Название измерения | Величина см | Назначение |
1 | Ширина швейной машины спереди | 36 см | Определить длину чехла |
2 | Ширина швейной машины с боку | 16 см | Определение ширины чехла |
3 | Высота швейной машины | 28 см | Определение высоты |
4 | Ширина швейной машины сверху | 11 см | Определение ширины чехла сверху |
Выкройку чехла для швейной машины в натуральную величину смотрите в приложении 1, стр. 12
Технология изготовления проектного изделия
4.1. Выбор материалов
Чтобы создать композицию проектируемого изделия в соответствии с его назначением, разработать интересную модель, нужно хорошо знать, какое влияние оказывает рисунок ткани, ее фактура, цвет и форма изделия.
Планируя сшить изделие из лоскутков, необходимо начать с подбора ткани. В первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять, в какой среде, в каком окружении оно будет использоваться. Каждое изделие может восприниматься с дальнего и ближнего расстояния. Входя в класс, где будут чехлы для швейных машин из лоскутков, мы воспримем его целиком, включая композиционное решение и цвет. Кроме того, будет, ощущаться взаимосвязь этих чехлов с другими предметами убранства в классе.
Чехлы предназначены для интерьера класса. Следовательно, цвета ткани не должны раздражать, вызывать неприятные ощущения. Поэтому для изделия подойдут лоскутки в сдержанной, благородной цветовой гамме.
Для чехлов мы выбрали ткани однотонные и с рисунком.
Основные свойства тканей для данного изделия – это плотность, мало осыпаемость, формоустойчивость.
По составу основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный их недостаток-это усадка при стирке. Льняные ткани прекрасно подходят для основы. Они прочны, хорошо стираются. Мало вытягиваются, но легко мнутся. Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь. Сильно усаживаются при стирке. А также сложны в работе. Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке. Многие из них сыпучи, но прочны и мало мнутся, быстро восстанавливают форму после стирки.
По рисунку гладкоокрашенные ткани, ткани, окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают, а яркие придают изделию контрастность. Пестротканые ткани, вытканные из разного цвета ниток. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал. Ткани с набивным рисунком наиболее популярны и часто применяемые в лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп: цветочный рисунок (наиболее популярен), геометрический рисунок (полоска, клетка, горох). При работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка. - тематический рисунок, например, детский – игрушки, зверюшки и др.- абстрактный рисунок. Который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.
Так как одной из задач была переработка имеющихся лоскутов, мы стали подбирать способ соединения кусочков ткани в зависимости от ее толщины, цвета и качества.
4.2. Выбор инструментов
Для качественного изготовления чехлов необходимо следующее оборудование (таблица 1, «Виды оборудования, инструментов для работы над проектным изделием»).
Таблица 1.
Виды оборудования, инструментов для работы над проектным изделием
№ | Название | Назначение | Изображение |
1 | Портновские ножницы | Для раскроя ткани, срезания ниток. Рассечения припусков и т.д. | |
2 | Ручная игла №3 | Для соединения деталей изделия | |
3 | Булавки | Для прикалывания выкроек к ткани, скалывания деталей изделия | |
4 | Колышек | Для чистки изделия от строчек временного назначения | |
5 | Линейка | Для проведения прямых линий | |
6 | Комплект лекал | Для проведения кривых линий | |
7 | Карандаш | Для проведения линий | |
8 | Портновский мел | Для проведения линий на ткани | |
9 | Электрический утюг | Для выполнения влажно-тепловой обработки деталей и изделия | |
10 | Утюжный стол | Для выполнения операций влажно-тепловой обработки | |
11 | Электрическая швейная машина | Для выполнения машинных операций при обработке деталей изделия | |
4.3. Технологическая последовательность изготовления изделия
Таблица 4.
Технологическая карта на изготовление комплекта чехлов для швейных машин
№ | Последовательность этапов, операций | Фотографическое изображение | Оборудование, инструменты, приспособления |
1 | Подобрать лоскуты по желаемому рисунку. Составить композицию, сложить лоскуты в два слоя, лицевой стороной внутрь. Не забыть отметить припуски на швы 0,7-1 см. скрепить булавками и сметать. | | Лекало, карандаш, ножницы, булавки, игла. |
2 | Стачать детали так, чтобы получился кусок ткани размером с деталями выкройки. | | Швейная машина, Портновские ножницы |
3 | Раскроить из них детали чехла, добавляя припуски по краям размером 0,7-1 см. Также раскроить детали из прокладочной ткани и подкладки. Всего должно получиться 3 детали верха, 3 детали подкладки и 3 детали из нетканого материала. | Ножницы |
4 | Накладываем на изнаночную сторону ткани верха парные детали прокладки и сметать по краям. Наложить деталь подкладки лицевой стороной на лицевую сторону верха и прострочить прямоугольную строчку – вырез для ручки. Разрезать прямоугольник по центру, рассечь в углах и вывернуть на лицевую сторону. Хорошо выправить шов. | | Ножницы, игла, булавки, швейная машина, утюг, утюжильный стол |
5 | Сметать по периметру основной детали все три слоя ткани: верхнюю, прокладочную и подкладочную. Закрепить булавками боковые детали к основной, совмещая края. Притачать, обметать строчкой «зигзаг». | | Булавки, швейная машинка, игла, ножницы |
5 | Также обметать нижний срез чехла. | | Швейная машина, ножницы |
6 | Почистить готовое изделие от временных строчек, ниток и отутюжить слабо нагретым утюгом. Чехол готов! | | Швейная машинка, утюг, утюжильный стол, ножницы |
Экономическое обоснование
Для определения затрат на проект была составлена таблица расчета себестоимости (таблица 3 «Расчет себестоимости комплекта изделий»)
Таблица 5
Расчет себестоимости комплекта изделий
Наименование | Количество | Цена за ед. | Цена |
Ткань | Лоскуты | 0 руб | 0 руб |
Нетканка | Остатки | 0 руб | 0 руб |
Нитки | 1 кат | 20 руб | 20 руб |
Всего | 20 руб |
Таким образом, расходы на изготовление пяти чехлов составили 20 руб. это без учета затрат на электроэнергию. Следовательно, себестоимость одного чехла равна 4 рубля. По сравнению с готовыми чехлами, сумками для хранения швейной машины, стоимость которых доходит до 950 рублей, они получились практически бесплатными!
VI. Заключение. Анализ работы над проектом
В работе над проектом «Лоскутная экология» приняли участие девушки 11 класса. Они с большим удовольствием и радостью согласились помочь в бережном обращении с окружающей средой через переработку остатков ткани в полезные предметы быта.
Как и было запланировано, был проведен мастер-класс, где они узнали историю предмета, сделали выбор тканей, дополнительных материалов и приступили к шитью чехлов. Результат работы всех нас обрадовал, хотя и было сложно подбирать лоскуты, составлять рисунок.
С экономической точки зрения, расходы были практически равны нулю. Потому что были использованы лоскутки и остатки покрытия для крыш после ремонта.
Итак, подведем следующие итоги: во первых, были использованы кусочки ненужной ткани для пошива чехла, а значит они не были выброшены как мусор. Во вторых, чехлы стали украшением кабинета. Все, кто заходили в кабинет технологии, восклицали: как красиво! А кто шил? В третьих, научилась писать социальные проекты экологической направленности и шить чехлы для швейных машин.
Цель проекта достигнута, задачи решены.
Практическое значение нашего проекта определяется тем, что наш проект показал как можно использовать остатки ткани, лоскуты разного размера и вторичное сырье для решения экологической проблемы, сохранения оборудования школы и создания уюта в классе.
Данный проект может иметь продолжение. По мере накопления новых лоскутов, можно собрать творческую группу, которые сошьют для пожилых людей, имеющих швейные машинки такие же чехлы. Также эту работу могут сделать девушки-волонтеры.
Литература и источники
Симоненко В.Д. Технология 8кл, М, Вентана-Граф, 2012
Андреева Р.П. Лоскутное шитьё, С-Пб, ИД Литера, 2004
Банакина Л. Лоскутное шитьё, М, Аст-Пресс, 2000М.
Максимова Лоскутики, Эксмо-пресс,1998
http://www.lubimoe-delo.com
http://www.rukodelie.ru
Приложения
16