МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области
"БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ"
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
По общеобразовательному предмету
Общественные науки
Специфика розничной торговли как отрасль российской экономики
Выполнили :
Обучающиеся 2 курса, группы № 27
Профессия: Продавец, контролер - кассир
Стюхина Марина Валерьевна
Руководитель:
Преподаватель ________/ Глебова Е.В./ "__" _______2023 г.
Балашов, 2023
Содержание
Введение............................................................................................................3
Основная часть.................................................................................................4
1. Теоретическаячасть......................................................................................5
2. Практическая часть......................................................................................13
Заключение.......................................................................................................17
Список используемой литературы..................................................................19
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодня в сфере торговли в России насчитывается около миллиона торговых предприятий: от маленьких магазинчиков и ларьков до гигантских супермаркетов. В настоящее время эта отрасль испытывает серьезное давление, вследствие которого происходит трансформация розничной торговли.
Переход от прошлого, основанного на магазине, к цифровому будущему меняет привычный формат розничной торговли и те, кто подстраивается под новые условия - процветают, а те, кто не сумел адаптироваться уходят с рынка. По мере развития рынка модель розничной торговли адаптируется к потребностям и поведению потребителей, которые становятся все более требовательными. Таким образом, перед розничной торговлей, как отраслью экономики встает целый ряд проблем. Поэтому тема исследовательской работы является актуальной.
Цель исследования: анализ показателей состояния розничной торговли.
Объект исследования: розничная торговля как отрасль экономики
Предмет исследования: показатели состояния розничной торговли.
Методы исследования: опрос (в виде анкетирования)
Структура работы:
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Основная часть.
1.Теоретическая часть.
1.1 Понятие и сущность розничной торговли Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.
Большинство ученых рассматривают розничную торговлю, как определенный вид деятельности, связанный с продажей товаров для личного пользования. Данный подход является достаточно точным, включающим в себя особенности данной сферы, при этом не учитывающий социально-экономическую значимость розничной торговли.
Например:
Герасимчук В.Г. | «Розничная торговля – это сфера предпринимательской деятельности людей, которые продают товары и услуги конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования |
Котлер Ф. | «К розничной торговле относятся все виды деятельности, связанные с реализацией товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования» |
Нагапетьянц Н.А. | «Розничная торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечному потребителю» |
Федько В.П. | «Розничная торговля- предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования» |
Проведя анализ представленных определений, можно отметить, что всех авторов объединяет единое мнение, что «розничная торговля» - это определенный вид деятельности, совокупность действий, направленных на продажу товаров конечному потребителю.
Однако среди ученых есть авторы, которые дают определение розничной торговли с точки зрения маркетингового подхода. Так Леви М. И. и Вейтц Б.А. подчеркивают, что это деятельность «увеличивающая ценность товаров и услуг», тем самым акцентируя особое внимание на значении розничных торговых предприятий при формировании экономически обоснованной цены товара.
В целом розничную торговлю следует рассматривать в формате объединения субъектов торговли, которыми являются розничные торговые предприятия различных форм собственности, формирующие непосредственно розничную торговую сеть.
Организации розничной торговли должны облегчить покупку товара для потребителя. Именно поэтому в розничных магазинах есть продавцы, а на веб-сайтах интернет-покупок есть всплывающие окна для мгновенного общения с клиентами, а в каталогах - описания, фотографии и бесплатные телефонные номера.
Розничная торговля - это демонстрация продуктов, описание возможностей и преимуществ продуктов, хранение продуктов, обработка платежей и выполнение всех необходимых действий, чтобы доставить нужные продукты по правильной цене нужным клиентам в нужное время. Некоторые розничные продавцы предлагают дополнительные услуги для розничной транзакции, такие как персональные консультации по покупкам и упаковка подарков, чтобы добавить что-то дополнительное к потребностям клиентов и превзойти своих конкурентов.
Существует определенная разница между оптовой и розничной торговлей. Организации оптовой торговли продают в большими партиями, не заботясь о многих аспектах розничной торговли, которые потребители ожидают, например, визуальный мерчендайзинг. Оптовики не хотят иметь дело с большим количеством конечных пользователей. Скорее, их целью является продажа больших количеств небольшому количеству розничных компаний.
Большая разница между оптовой и розничной торговлей заключается в цене. Розничная цена всегда больше, чем оптовая цена. Причина этого заключается в том, что добавленная стоимость продажи товаров конечным пользователям - рабочей силы, аренды, рекламы и т. д. - учитывается в цене товара. Оптовой торговле не приходится иметь дело с такими расходами, что позволяет продавать товары по более низкой цене.
Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля - это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.
Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность. В наши в оборот вошло понятие рителейлер, которым называют обычно крупные торговые сети. По сути оно означает продажу товаров в розницу от разных производителей. Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг. Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.
Таким образом, розничная торговая сфера сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.
Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.
1.2 Функции, задачи и форматы розничной торговли Розничная торговля решает следующие задачи:
- приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);
- формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей.
- демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
- осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);
- организует торговлю с доставкой товара на дом.
- организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
- организует уличную торговлю;
- осуществляет мелочную торговлю - торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:
- в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
- в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
- в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
- в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
- в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
- в осуществлении торгово-технологических операций с товаром - таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
- в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
- в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
- в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
- в удовлетворении потребностей населения в товарах;
- в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;
- в поддержании баланса между предложением и спросом;
- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;
- в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей.
Форматы розничной торговли бывают следующие
Гипермаркет | Магазин самообслуживания с торговой S ≥ 5 тыс. кв.м. Имеется весь спектр продовольственных и большой выбор непродовольственных товаров. |
Супермаркет | Магазин самообслуживания с торговой S 2,5 - 5 тыс.кв. м. Ассортимент сходен с гипермаркетом, но в силу меньшей площади их непродовольственное предложение более ограничено. |
Торговый склад | Торговый объект большой площади, реализующий товары как оптом, так и в розницу. |
Универсальный магазин | Торговый объект, предлагающий широкий выбор товаров (каждый – в отдельных департаментах), включая одежду, хозяйственные товары, мебель, канцелярские принадлежности, а также продукты питания. |
Продовольственный отдел | Отдел по розничной торговле продовольственными товарами в более крупном торговом объекте, как правило, занимающий целый этаж. |
Магазин у дома | Небольшой продовольственный магазин, отличающийся широким графиком работы и продажей готовых блюд и продуктов быстрого приготовления, стандартные продовольственные товары и незначительный выбор непродовольственных. |
Гастрономический отдел | Небольшой по площади магазин, как правило, специализирующийся на специфических видах продовольственных товаров (мяса, вина, сыра) |
Магазин при АЗС | Удобный магазин, расположенный при АЗС. Как правило, находится в совместной собственности оператора АЗС и ритейлера. |
Дискаунтер | Продовольственный магазин с торговой S от 1 тыс.кв.м.. Существует полностью ориентированный на собственные торговые марки и низкий уровень цен либо предлагающий более широкий выбор фирменных изделий и свежих продуктов питания. |
Аптека . | Торговый объект, специализирующийся на продаже лекарственных препаратов, товаров по уходу за телом, парфюмерии, чистящих средств, товаров для детей и домашних животных |
Магазин спиртных напитков | Розничный магазин, специализирующийся на продаже спиртных напитков. |
Булочная, пекарня | Небольшие специализированные магазины, продающие (как правило, через прилавок) все типы хлебобулочных изделий. Зачастую продукция производится в пределах магазина. |
Кондитерский магазин | Небольшой продовольственный магазин, предлагающий пирожные и другие специфические мучные изделия, а также шоколад. |
Киоск | Маленький магазин, продающий газеты и журналы, а также ограниченный ассортимент продуктов питания, сладостей, табачных изделий и спиртных напитков через прилавочное окно. Общая S объекта находится в диапазоне от 10 до 50 кв.м |
Торговый автомат | Полностью автоматизированный магазин, обычно расположенный на железнодорожных станциях и в других местах с большими людскими потоками. Как правило, осуществляет продажу нескоропортящихся продуктов, например, конфет и безалкогольных напитков, но в ряде случаев также свежих фруктов и бутербродов. |
Автолавка | Магазин на основе транспортного средства, обычно продающий основные продукты питания всех типов в удаленных областях, где наблюдается дефицит торговых заведений. |
Формат розничной торговли влияет на выбор магазина потребителя и отвечает ожиданиям потребителя. На самом базовом уровне формат розничной торговли является простым рынком, то есть местом, где обмениваются товары и услуги. В некоторых регионах нашей страны в секторе розничной торговли по-прежнему преобладают небольшие семейные магазины, но крупные розничные сети все больше доминируют в секторе, потому что они могут проявлять значительную покупательную способность и предоставлять более низкие цены. Многие из этих крупных розничных сетей также выпускают собственные частные торговые марки, которые конкурируют с брендами производителей. Значительная консолидация розничных магазинов изменила розничный ландшафт, передав власть от оптовиков в руки крупных розничных сетей.
Таким образом, выводом по первой части является то, что розничная торговля подавляющим большинством авторов определяется как реализация товаров или услуг конечному потребителю для личных нужд.
В соответствии с сущностью торговли определяются ее функции и задачи, связанные с удовлетворением потребительского спроса. Существует большое разнообразие форматов розничной торговли, каждый из которых рассчитан на определенного потребителя.
2.Практическая часть.
2.1 Анализ современного состояния розничной торговли в городе Балашове Розничная торговля - одна из крупных отраслей России. В современных условиях она играет особую роль, занимая промежуточное положение между производственной и социальной сферами, обеспечивая доведение товаров до конечного потребителя. Розничная торговля участвует в улучшении условий жизни населения и способствует пополнению доходной части бюджета страны.
На слайде представлено современное состояние структуры розничных продаж основных товаров в зависимости от места их реализации. Так минимальная доля товаров, реализуемых на рынках и ярмарках наблюдается в таких категориях как, медицинские и ортопедические товары, мобильные телефоны, транспортные средства и моторное топливо и товары для отдыха и культурных мероприятий. Наибольший процент товаров, реализуемых на рынках и ярмарках сохраняется в таких категориях, как одежда и обувь. Значение составляет почти 20%, что сильно отличается от других категорий товаров
Современное состояние структуры розничных продаж основных товаров в зависимости от места их реализации. Мы проанализировали сеть розничных продаж в городе Балашове.
Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, а также непродовольственными товарами за последнее время пошла в рост. Однако, в начале этого года в розничной торговле был существенный спад. В целом состояние роста, а затем спада продаж характерно для розничной торговли и связано с рядом факторов, например, таких как сезонность.
Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, а также непродовольственными товарами
Состояние розничной торговли в городе Балашове структуре формирования оборота хозяйствующих субъектов представлено на слайдеЕсли рассматривать формат розничной торговли, то магазинов наибольшее количество на сегодня
Сведения о наличии объектов розничной торговли в 2023 года
в городе Балашове
Объекты розничной торговли | Количество единиц |
Магазины | 56 |
Гипермаркеты и супермаркеты | 15 |
Минимаркеты | |
Павильоны | 6 |
Аптеки и аптечные магазины | 52 |
Палатки, киоски, единиц | 17 |
Очень показательным в плане современного состояния розничной торговли на территории нашего города является динамика предпринимательской уверенности, который с начала этого года медленно растет.
Динамика предпринимательской уверенности в розничной торговле
Таким образом, розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов на только в городе Балашове, но и в российской экономике, она вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт, благодаря устойчивому росту продаж в розничном сегменте. В динамике ежегодно сокращается доля нецивилизованной торговли, доля рынков, киосков и павильонов. Потребители постепенно переходят на западные стандарты обслуживания и предпочитают современные форматы, которые позволяют экономить время, деньги, получать качественные услуги в одном месте.
Тенденции развития розничной торговли в нашей стране на сегодня следующие:
- Рост безналичной оплаты. Этот тренд начал проявлять себя ещё пару лет назад, но в 2022 году закрепился окончательно. Причина проста: безналичные платежи удобны для покупателей, ритейлеров и государства. Первым не нужно тратить время на поиск банкомата. Вторые могут существенно сократить время обслуживания клиентов, а значит и очереди. Ну а государству безналичные платежи выгодны тем, что бизнесу сложнее уходить от налогов.
- Активно развиваются системы электронных платежей таких ИТ-гигантов, как Google Pay и Apple Pay. Они не только удобны клиентам, но выгодны банкам.
- Доставка на дом. Если раньше основным мейнстримом в ритейле были системы самообслуживания, то теперь это доставка продуктов прямо до двери покупателей.
Заключение
Розничная торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет значительный процент внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.
Сегодня розничные сети диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.
В результате проведенного исследования в курсовой работе выяснено, что современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между организациями сферы торговли. В настоящее время важнейшим фактором успеха деятельности торгового предприятия становится её конкурентоспособность, а получение прибыли уже не может рассматриваться в качестве единственной цели и критерия успешности функционирования организации.
В первой части нашей исследовательской работы были проведены теоретические исследования понятия розничной торговли: рассмотрены сущность, функции, задачи и форматы торговли, существующие в настоящее время в сфере торговли.
Вторая часть работы была практической и состояла в анализе современного состояния розничной торговли как в городе Балашове, так и в России, рассмотрении тенденций развития розничной торговли и характеристике организации розничной торговли в России сегодня на примере розничной сети ПАО «Магнит».
Выводом этой части является заключение, что современное состояние розничной торговли в показателях отражает развитие и рост этой отрасли российской экономики. Меняется структура рынка и с каждым годом стихийной розничной торговли в виде рынков и ярмарок становиться все меньше.
Среди тенденций развития можно выделить направленность по вхождению в нашу жизнь новых технологий. С этим связано много новых направлений в розничной торговле: от перехода к он-лайн продажам до видео наблюдения за клиентами и формирования предложения под потребности каждого индивидуально. Еще одной тенденцией является укрупнение бизнеса в этой сфере.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ [Электронный ресурс] /СПС КонсультантПлюс – Режим доступа/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/f63c391c2e0afbff37e00b801ba010658a59d234/(дата обращения 04.12.2023)
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс] /СПС КонсультантПлюс – Режим доступа/http://www.consultant.ru/(дата обращения 04.12.2023)
3. Ассортиментная политика АО «Тандер» статья / [Электронный ресурс] - Режим доступа /https://www.retail.ru(дата обращения 04.12.2019)
4. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. – СПб: Питер, 2021.- 312с.
5. Гутникова О. Н. Торговая сфера, как отрасль экономики страны: аналитический обзор, характерные признаки//Управление экономическими системами: электронный научный журнал[Электронный ресурс] - Режим доступа / http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id =50776 (дата обращения 04.12.2022)
6. Ефимова С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж. М.: Прогресс. 2020. 396 с.
7. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: учебник. М.: Дашков и К. 2016. 934 c.
8. Лобанов Н.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 20211. - № 6. – С.53-58.
9. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров: Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2019.– 283 с.
10. Осипов А. Главные тренды розничной торговли: статья / [Электронный ресурс] - Режим доступа / https://vc.ru/trade/54436-glavnye-trendy-roznichnoy-torgovli-2019-goda (дата обращения 04.12.2023)
11. Официальный сайт АО «Магнит у дома»/ [Электронный ресурс] /https://magnit-info.ru
12. Парамонова, Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2019. - 120 c.