Оглавление
страницы
Введение……………………………………………………………………. 2
2. Основная часть……………………………………………………………....3 - 12
а) Теоретическая часть………………………………………………………3
б) Практическая часть……………………………………………………….4 - 13
Определение, обозначение числа π и его свойства……………… .4 - 5
История вычисления π …………………………………………… ..6 - 9
Способы запоминания константы π ………………………………..10
Рекорды запоминания π……………………………………………..11
Интересные факты об удивительном числе……………………….11 – 13
Области применения числа π ………………………………………13
3. Заключение…………………………………………………………………… 14
4. Литература…………………………………………………………………… 15
Вычисление точного значения π во все века неизменно
оказывалось тем блуждающим огоньком,
который увлёк за собой сотни, если не тысячи
несчастных математиков,
затративших бесценные годы в тщеславной надежде решить задачу,
не поддавшуюся усилиям предшественников,
и тем снискать себе бессмертие.
Л. Кэрролл (Додгсон)
1. Введение
Актуальность
При изучении точных наук в школе мы встречаемся с таким понятием, как «константа» – постоянная величина. Мало кто может объяснить, откуда появилась та или иная постоянная величина. Констант много, однако, самым распространённым постоянным числом, на мой взгляд, является число π.
Знакомство с ним происходит в курсе геометрии, когда изучается длина окружности и площадь круга. Далее мы встречаемся с этой константой и на других предметах: физике, астрономии. При изучении тригонометрии без π не обойтись. Оно используется в любых расчетах, где есть окружности.
Пожалуй, в мире нет загадочней и интересней чисел, чем число π с его знаменитым никогда не кончающимся числовым рядом. Это число не давало покоя всем ученым, особенно математикам. Именно в этой области не могут обойтись без законов великолепного числа π. С этим числом связано много других интересных фактов, поэтому оно вызывает интерес к изучению. Знаете ли вы, что эта обыкновенная, на первый взгляд, буква намного интереснее при ближайшем рассмотрении и изучении, имеет свою историю, и даже имеет свой праздник?
Иногда, при частом использовании констант, забывается их числовое значение. Чтоб запомнить его, необходимо узнать об этом постоянном числе что-то интересное, запоминающееся. Я считаю, что моя работа поможет мне и другим обучающимся, интересующимся математикой, открыть много нового и интересного о числе π.
Цель работы: изучить арифметическую природу числа π и выявить его роль в окружающем нас мире.
Задачи:
- изучить историю числа π, кто придумал его первый, в каких целях;
- рассмотреть некоторые способы запоминания числа π;
- проследить области применения числа π;
- раскрыть загадочность числа π;
- показать красоту и величие этого числа.
В своей работе я постараюсь раскрыть уникальность числа π.
Основная часть
а) Теоретическая часть
Проблеме π - 4000 лет. Многие учёные интересовались одним из чудес Света - Египетскими пирамидами. И исследователи древних пирамид установили, что частное, полученное от деления суммы двух сторон основания на высоту пирамиды, выражается числом 3,1416.
Древних математиков привлекала и завораживала замкнутая линия каждая точка, которой равноудалена от одной точки (центра). Люди приписывали окружности какие-то магические силы. И поэтому учёные стали изучать свойства окружности. Я думаю, что при изучении «окружности» возникло удивительное число . В некоторых книгах это число называют «божьим числом».
Меня тоже очень заинтересовало число π своей необычностью, загадочностью и, можно сказать, волшебством. Поэтому я решил более глубоко изучить его необычность и, выделив самое интересное, на мой взгляд, создать презентацию о нём. Почему презентацию? Потому что, с большим сплошным текстом знакомиться не всем интересно и занимает много времени, а просмотреть презентацию с выборкой информации более доступно и можно сделать быстро. Я надеюсь, ознакомившись с ней, у многих возникнет желание ещё глубже и шире изучать это число и интересные факты о нём. Может быть кто-то захочет проводить опыты, чтоб наглядно убедиться, что число π действительно имеет такое цифровое значение. Это сделать не сложно: необходимо взять любой круглый предмет (или просто начертить круг на листе бумаги), с помощью гибкого сантиметра или нитки измерить длину получившейся окружности и разделить на диаметр этой окружности. И вы убедитесь, что в результате получится число приблизительно равное 3,14….Для чистоты эксперимента необходимо брать большое количество окружностей. Так как я выбрал информационный вид проекта, то исследовательской части не проводил. Это может сделать каждый и написать свой исследовательский проект.
Работая в рамках этого проекта, я собирал всевозможную информацию из интернета, энциклопедии, литературы о числе π практически три месяца. Для реализации поставленных задач всю найденную информацию мне необходимо было изучить, проанализировать и выделить существенные и несущественные сведения.
Я собрал в этом проекте историю появления числа π и всё самое занимательное, самое увлекательное, самое необычное, что связано с этим загадочным числом.
Мне очень понравилось работать с бумажными изданиями (список изученной литературы указан в конце работы) и искать информацию в интернете.
б) Практическая часть
Заключение
В результате работы над проектом я узнал историю числа π, что число это бесконечно, как можно вычислить число, где оно применяется. Я узнал, что с числом π связано множество формул, математических и физических фактов. У числа π есть свой день, у него много фанатов и поклонников. Количество знаков в нём с каждым годом растёт. Что ещё раз доказывает, что поклонников у математики становиться всё больше и больше.
Все поставленные перед началом работы задачи были решены.
Результаты моей работы могут быть полезны обучающимся нашей школы, они помогут расширить их знания о числе π. Некоторые данные и темы в математике запоминаются достаточно трудно, но с помощью открытия интересных фактов о числах, можно лучше запомнить темы. А использование приемов мнемоники позволит надолго запомнить приближенное значение числа π с точностью до 13 знаков после запятой.
Практической значимостью данной работы является её возможность применения на уроках математики, на факультативах, на занятиях кружка и внеклассных занятиях.
Литература
Жуков А. В. Вездесущее число π. Математика для школьников №1, «Школьная пресса»2004 г.
.И.Глейзер. История математики в школе. М.: Просвещение.1983.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва «Наука» 1998г.
Математика в понятиях, определениях и терминах. М.: Просвещение.1982.
Савин А. П., Энциклопедический словарь юного математика. Москва «Педагогика» 1989г.
Интернет источники:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14621
www.calend.ru/holidays/0/0/1919
www.everyday.com.ua/digilet/pi.htm
www.dekanat.ru/article.shtml?show=on7Yl4UVCKeB
www.new-numerology.ru/books/kl_11.htm
www.habit.ru/22/282.html
http://www.inyemysli.ru/?p=1508
http://creation.xpictoc.com/?p=32#awp::?p=32
http://vera.mipt.ru/nauka/protivor/pi.html
https://habr.com/ru/post/443998/
7