СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный социальный проект «Дети и деньги»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный социальный проект «Дети и деньги»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

г. Магнитогорска

Индивидуальный социальный проект

«Дети и деньги»

Автор проекта:

ученик 7 Б класса

Верещак Александр

Наставник проекта:

учитель математики

Анненкова Т.Н.

Магнитогорск, 2018

Аннотация наставника

Индивидуальный социальный проект «Дети и деньги» знакомит с понятием «деньги», их функциями, что деньги выполняют свою задачу только при участии людей; рассматривает отношение к деньгам глазами детей и родителей. Автор работы систематизировал материал, расширил свои знания по проблеме исследования. Приобрёл практические навыки по сбору информации в виде социологического опроса и его обработки. Собранная информация может использоваться как методическое пособие в воспитательных целях.

Продукт проекта: буклет «Дети и деньги», памятка для родителей.

Данная работа способствует развитию навыков взаимного сотрудничества. Развивает творческие и коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников, осмысливать её применение в своей деятельности.



Оглавление

Аннотация наставника 2

Введение 4

Глава 1 Теоретическая часть. Изучение понятия «денег» и взаимосвязь детей и денег 6

1.1 Деньги это… 6

1.2 Для чего нужны деньги 7

1.3 Понятия «Деньги и дети» глазами взрослых и детей 7

Глава 2 Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования и некоторые рекомендации 10

2.1 Анкетирование по теме «Нужно ли давать детям деньги?» глазами взрослых и детей 10

2.2 Некоторые правила для формирования у детей представления о деньгах и влияние денег на их жизнь 12

Заключение 15

Список литературы 16

Приложение 17






Введение

Конечно, никто из нынешних взрослых в детстве и не помышлял о заработке и не играл в "Монополию", как их ровесники в других странах. Вместо этого они изучали национализацию заводов и фабрик, собирали никому не нужный металлолом и получали одинаковое бесплатное образование.

А потом все изменилось, и деньги вдруг из обыкновенной зарплаты превратились в нечто большее. Ими стали гордиться, ради них стали совершать преступления, они разлучили друзей и супругов. Их отсутствие теперь превратилось в кошмар.

Но самое главное - появившиеся и даже слегка подросшие к этому моменту дети потребовали от родителей четко выраженного отношения к деньгам. Ведь, согласитесь, странно, когда реклама вокруг призывает покупать и покупать, стало быть, намекает, на то, что нужно обладать деньгами - а родители с гневом отвергают все разговоры о богатстве, напирая на свое необеспеченное прошлое. Или наоборот, истерически бросаются "баксами" налево и направо.

Именно в последние несколько лет дети оказались между двух огней: с одной стороны, у них родители, которые сами не могут понять, как относиться к деньгам, а с другой - современная жизнь, где деньги являются культом.

Эта проблема характерна не только для тех, кто не смог, как теперь говорят, вписаться в рынок. Успешные в экономическом плане родители часто имеют еще большие трудности в воспитании своих обеспеченных детей. И это тоже связано с общими настроениями: богатый - значит плохой.

Мы можем с уверенностью сказать, что эта тема актуальна в сложившихся рыночных отношениях, ведь деньги играют огромную роль в жизни человека и поэтому дети уже сейчас должны учиться ими управлять. Так большинство детей не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги, не имеют представление о том, как можно расходовать деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они могут купить себе абсолютно ненужную вещь, могут одолжить деньги или просто их подарить.

Проблема проекта: нецелесообразное использование денег детьми.

Цель проекта: Формирование у детей представления о деньгах и влияние денег на их жизнь.

Задачи проекта:

  1. Анализ литературы по проблеме.

  2. Рассмотреть проблему глазами взрослых.

  3. Рассмотреть проблему глазами детей.

  4. Проанализировать суждения детей, родителей.

  5. Выявить и проанализировать влияние денег на детей.

  6. Провести анкетирование.

  7. Составить памятку для детей по тому как обдуманно совершать покупки.

  8. Предоставить информационный материал по проблеме, позволяющий использовать его в воспитательных целях.

Практическая значимость: возможность использования разработанного информационного материала по проблеме учителем математики в воспитательных целях.

Глава 1 Теоретическая часть. Изучение понятия «денег» и взаимосвязь детей и денег
    1. Деньги это…

Существует различное количество определения денег из разных источников. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова:

Деньги.1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопленияя.2. Капитал, средства [6].

В современном представлении:

Деньги – физический предмет или запись по счету, который принимается в качестве оплаты за товары или услуги, а также в качестве оплаты долга в определенной стране и социально-экономических условиях. Деньги – это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг [5].

Современная экономическая наука выделяет пять функций денег.

1. Мера стоимости. Деньги позволяют оценивать стоимость товаров путем установления цен.

2. Средство обращения. Деньги играют роль посредника в процессе обмена.

3. Средство платежа. Функция денег, позволяющая времени платежа не совпадать со временем оплаты, то есть когда товары продают в кредит.

4. Средство накопления и сбережения. Способность денег участвовать в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

5. Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.

Считается, что деньги выполняют свою задачу только при участии людей, которые используют возможности денег. Именно люди могут определять цены товаров, применять деньги в процессах реализации и платежей, а также использовать их в качестве средства накопления. Таким образом, теоретически любой предмет, выполняющий эти функции, может считаться деньгами.

Современная экономическая наука выделяет четыре вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные. Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных (символических) деньгах.


    1. Для чего нужны деньги

Выделим наиболее важные причины, по которым нам на самом деле нужны деньги

  1. Подтверждение личной ценности. 

Деньги дают ощущение собственной важности — может казаться, что тот, кто сумел заработать много, лучше тех, кто не смог этого сделать.

  1. Безопасность и контроль. 

Деньги дают не только базовую безопасность, но и ощущение контроля над ситуацией: с их помощью можно «решить проблемы», «договориться» и даже «обойти на повороте», чувствовать себя «на высоте» среди менее обеспеченных.

  1. Потребность в любви и признании. 

Тратя большие суммы на подарки другим людям или на благотворительность, но забывая при этом о своих потребностях, мы пытаемся продемонстрировать другим, какие мы хорошие.

  1. Стремление к свободе и независимости.

Очень часто, говоря о больших деньгах, мы считаем, что с их помощью получим полную свободу.

  1. Жажда власти.

Большие деньги могут означать всемогущество — когда они есть, можно управлять всем. Даже временем.

    1. Понятия «Деньги и дети» глазами взрослых и детей

Деньги — такая же часть нашей жизни, как любая другая. Родители учат ребенка переходить улицу, общаться с людьми, водить машину, и учат тому, что можно делать с деньгамиПроблема «дети и деньги» сейчас  особенно актуальна, поскольку  Ребёнок-потребитель стал объектом массированной атаки производителей разного вида продукции, в том числе и рекламной.

Но нельзя никого научить обращаться с каким-то предметом, не дав человеку этот предмет в руки.

И если родительский вопрос о том, должны ли дети иметь деньги, решён в большинстве случаев положительно (каждая семья выделяет своему ребёнку деньги на карманные расходы), то по ряду других мнения значительно разделяются: с какого возраста у ребёнка должны появиться карманные деньги? В каком количестве? В каких случаях (по какому поводу, в соответствии с какими принципами и т.п.) он будет получать? Как ему следует их тратить?

Для взрослых деньги - это эквивалент их собственных усилий, приложенных, как правило, в профессиональной сфере.

Естественным образом в семье происходит знакомство ребенка с деньгами. Ребенку говорят, что мама и папа ходят на работу, чтобы заработать денег. В это время закладывается связь между получением денег и работой.

Карманные деньги – самый распространённый способ, к которому прибегают родители, чтобы дать возможность ребёнку научиться обращаться с деньгами - это карманные деньги.     Наличие карманных денег четко связано в нашем сознании с взрослением.

Карманные деньги существует для того, чтобы ребенок учился с ними обращаться, а не в качестве поощрения.

Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, они должны быть по-настоящему его. Карманные деньги - это сумма, выделяемая детям на свои собственные нужды. Хотя родители должны доверять ребёнку, но всё-таки контроль над тем, как тратятся деньги, осуществляться должен. Пусть первые траты ребёнка вас не пугают. Даже если в первый раз на свои карманные деньги ребёнок купил что-то совсем не подходящее, лучше объяснить, почему этого не стоит покупать в следующий раз, чем совсем лишать собственных средств.

Как быть, если ребенок потратил все деньги за один раз? Давать ли ему еще?

Чаще всего так и случается в начале «финансовой карьеры». Ни планировать, ни считать толком дети еще не умеет. Это прекрасный повод для обучения планированию бюджета! Вместе с ребенком можно проговорить несколько важных моментов.

• Чего хочет?

• Сколько это стоит?

• Сколько у него есть средств?

Важно привит ребенку «иммунитет» к рекламе, которая навязывает установку на «счастливый случай», позволяющий разбогатеть; поддерживает мечты о богатой жизни при полном бездействии.

При совместном просмотре телевизора стоит обратить внимание детей на рекламу: «Как ты думаешь, можно ли получить много денег «за просто так?» «Интересно, что же надо сделать, чтобы выиграть такую шикарную машину?» «Ты что, правда, думаешь, что можно собрать крышечки от кока-колы и выиграть автомобиль?»   

В каждой семье существуют собственные принципы и традиции экономического воспитания, но одно, несомненно: роль семьи неоценима в приобретении достойных способов зарабатывания и разумного расходования денежных средств. Окончательный ответ на тот или иной вопрос, затрагивающий тему «дети и деньги» каждый из родителей способен дать самостоятельно. Главное, чтобы в итоге решения взрослых не приводили к семейным конфликтам, к формированию чувства зависти, унижения или превосходства над другими, а являлись факторами развития ребенка как ответственной личности.



Глава 2 Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования и некоторые рекомендации 2.1 Анкетирование по теме «Нужно ли давать детям деньги?» глазами взрослых и детей

Эксперимент проходил на базе МОУ «СШИ №2». В практической части нами было принято решение провести анкетирование среди школьников данного учреждения и родителей. В следствии чего было опрошено 50 детей и 25 родителей.

Нами были составлены: анкета для родителей «Нужно ли давать детям деньги?» (Приложение 1) и анкета для детей «Нужно ли давать детям деньги?» (Приложение2).


Таблица 1 – Сводная таблица составленная по результатам опроса детей


Количество вопросов

Да

Нет

Количество ответов

%

Количество ответов

%

1 Нужны ли ребёнку карманные деньги?

35

70

15

30

2 Дают ли тебе родители карманные деньги?

34

68

16

32

3 Понимаешь ли ты причину отказа в выдаче тебе карманных деньг?

37

74

13

26

4 Знаешь ли ты, что величина карманных денег зависит от финансового положения семьи?

42

84

8

16

5 Ругают ли тебя родители, если ты потратил деньги на бесполезную по их мнению, вещь?

30

60

20

40

6 Ругают ли тебя родители, если ты потерял деньги?

28

56

22

44

7 Одолжил бы ты свои карманные деньги кому-нибудь?

43

86

7

14

8 Могут ли деньги испортить ребёнка?

34

68

16

32

Количество вопросов

Да

Нет

Количество ответов

%

Количество ответов

%

1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?

13

52

12

48

2. Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы?

17

68

8

32

3. Нужно ли рассказывать ребёнку о финансовых проблемах семьи?

19

76

6

24

4. Планируете ли вы расходы карманных денег вместе с ребёнком?


21

84

4

16

5.Приучаете ли вы ребёнка экономить?

22

88

3

12

6. Приучаете ли вы ребёнка отдавать деньги на благотворительность?

13

52

12

48

7. Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребёнок?

17

68

8

32

8. Наказываете ли вы ребёнка рублём?

11

44

14

56

9. Возмещаете ли вы ребёнку, потерянную им сумму карманных денег?

9

36

16

64

10. Платите ли вы ребёнку за работу по дому и за хорошие отметки?

15

60

10

40

11. Могут ли деньги испортить ребёнка?

13

52

12

48

Таблица 2 – Сводная таблица составленная по результатам опроса родителей



Диаграмма 1 – Диаграмма по сводной таблице опроса детей

Диаграмма 2 – Диаграмма по сводной таблице опроса родителей

Проанализировав сводную таблицу 1 и 2, мы видим, что по некоторым вопросам у детей и родителей есть расхождения. К примеру, «Нужны ли ребёнку карманные деньги?» и взрослые и дети разделились на тех которые считают что нужны, и на тех, которые считают что не нужны детям деньги. Но всё же опрос подтвердил наше предположение о положительном ответе – что деньги детям нужны.

Из опроса было выявлено, что большинство детей прислушиваются к родителям и стараются понять их отношение к деньгам перенимая их опыт на себя. Есть необходимость в просвещении детей по вопросам отношения к деньгам. Были выявлены и со стороны родителей ошибки о которых говорят психологи. Поэтому в следующем пункте мы постараемся выделить некоторые моменты как для детей, так и для родителей, учитывая которые можно с уверенность сказать, что деньги детьми будут потрачены правильно и у детей будет сформировано здоровое отношение к деньгам как таковым.

2.2 Некоторые правила для формирования у детей представления о деньгах и влияние денег на их жизнь

Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге "Дети и деньги" приводят несколько правил выдачи карманных денег:

  • Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.

  • С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.

  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.

  • Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.

  • Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.

  • Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.

  • Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.

  • У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.

  • Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Следите за тем, какие «послания» вы транслируете ребенку, чтобы не программировать его на неудачу или на «трудоголизм».

Установки родителей порой оказывают влияние на всю последующую жизнь детей, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте.

Родителям необходимо с самого начала установить внятные и простые правила:

  • с деньгами надо обращаться аккуратно, для чего выбираем и дарим кошелек или копилку;

  • нельзя покупать опасные и запрещенные вещи (фейерверки, спиртное, табак, спички, т. д.);

  • если в семье по каким-то причинам не употребляют определенные продукты, этот запрет тоже должен соблюдаться (мороженое и газировка, к примеру, или чипсы и жвачка);

  • установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребёнок уже всё истратил;

  • потерянные деньги не возвращаются;

  • если в школе или во дворе у тебя вымогают деньги – немедленно сообщи об этом родителям. 

Поощрять хорошую учебу деньгами - скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений.

Впрочем, награждать за выдающие результаты (победа на олимпиаде, сдача трудного экзамена) - можно, но и здесь лучше срабатывает не просто выдать сумму денег, а подарить то, о чем ваш ребенок давно мечтал. Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители помочь могут!

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется.

Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо - в зависимости от серьезности проступка.

Как выстраивать отношения с детьми в сложной финансовой ситуации, когда ваш ребёнок мучительно переживает отсутствие денег в семье?

Очень важно в такой ситуации, ни в коем случае, не оправдываться в материальной ограниченности. Конечно, так многого хочется, а что-то просто очень необходимо. Но если ребёнок видит, что вы трудитесь, не покладая рук, он смирится с существующим уровнем жизни. Для большинства детей ограниченные финансовые возможности родителей извинительны, в отличие от праздности и безделья.

Как можно рассказать детям о том, что в семье произошли финансовые изменения, что, например, кто-то из родителей потерял работу и. возможно, семье придется жить при другом материальном достатке?

Какими-то очень простыми словами, но спокойно. Ребенок должен почувствовать, что вы контролируете ситуацию, что у вас «есть план», что Хаос и Ужас не ворвутся в вашу жизнь. Но для того, чтобы передать это сообщение ребенку, вы сами должны в это верить.

Большую ошибку делают те родители, которые собираются принести себя в жертву, лишь бы для детей ничего не изменилось.

Кризисы были, есть и будут в жизни каждого человека. Наша основная задача как родителей – научить детей с ними справляться: не паниковать, «стелить соломку», перераспределять усилия и ресурсы, определять приоритеты и т. д. Дети воспринимают отношение родителей ко всему происходящему. Не забывайте о главных, нематериальных вещах: доверии, любви между членами семьи, здоровье.

Демонстрируйте ребёнку своё отношение к трудностям - оптимизм, стойкость и чувство собственного достоинства.


Заключение

В индивидуальном проекте были рассмотрены теоретические основы: дано определение понятию «деньги», нужны ли деньги и для чего, посмотрели на тему исследования глазами взрослых и детей.

При разработке индивидуального проекта по теме «Дети и деньги» были изучены литература разных авторов и проведён её анализ, показывающий, что авторы по разному знакомят детей и взрослых с проблемой исследования, но в конечном итоге они сходятся к единым выводам.

Была проведена экспериментальная проверка на базе МОУ «СШИ №2». Составлены анкеты из самых актуальных вопросов касающихся отношений к деньгам детей и родителей. На основе её результатов был сделан вывод о необходимости просвещения как детей, так и взрослых, о формировании представления о деньгах и влиянии денег на их жизнь. Тем самым цель проекта была достигнута.

На наш взгляд индивидуальный проект практически значим, разработанный материал может быть использован родителями и педагогами в воспитательных целях.



Список литературы
  1. Демина К. «Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться». Питер: СПб, 2010.

  2. Деньги. [Электронный ресурс] URL: ru.wikipedia.org (дата обращения 4.02.18)

  3. Дети и деньги. [Электронный ресурс] URL: http://www.7ya.ru/article/Deti-i-dengi/ (дата обращения 30.01.18)

  4. 20 Интересных фактов о деньгах на Руси. [Электронный ресурс] URL: http://100-faktov.ru/20-interesnyx-faktov-o-dengax-na-rusi/(дата обращения 30.01.18)

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-6740.htm (дата обращения 5.02.18)

  6. Проект «дети и деньги».[Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/17/proekt-deti-i-dengi (дата обращения 30.01.18)

  7. Шуманская Т. З. «Дети и деньги (профилактика отклоняющегося поведения)», метод. пособие «Школа для родителей». Екатеринбург: Гриф, 2010.



Приложение

Приложение 1

Анкета для детей «Нужно ли давать детям деньги?»

1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?

•Да

•Нет

2.Дают ли тебе родители карманные деньги?

•Да

•Нет

3.Понимаешь ли ты причину отказа в выдаче тебе карманных денег?

•Да

•Нет

4. Знаешь ли ты, что величина твоих карманных денег зависит от финансового положения семьи?

•Да

•Нет

6.Ругают ли тебя родители, если ты потратил деньги на бесполезную, по их мнению, вещь?

•Да

•Нет

7.Ругают ли тебя родители, если ты потерял деньги?

•Да

•Нет

8.Одолжил бы ты свои карманные деньги кому-нибудь?

•Да

•Нет

•Иногда

9.Могут ли деньги испортить ребёнка?

•Да

•Нет





Приложение 2

Анкета для родителей «Нужно ли давать детям деньги?»

1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?

• Да

• Нет

2.Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы?

•Да

•Нет

3.Нужно ли рассказывать ребёнку о финансовых проблемах семьи?

•Да

•Нет

4.Планируете ли вы расходы карманных денег вместе с ребёнком?

•Да

•Нет

5.Приучаете ли вы ребёнка экономить?

•Да

•Нет

6.Приучаете ли вы ребёнка отдавать деньги на благотворительность?

•Да

•Нет

7.Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребёнок?

•Да

•Нет

8.Наказываете ли вы ребёнка рублём?

•Да

•Нет

9.Возмещаете ли вы ребёнку, потерянную им сумму карманных денег?

•Да

•Нет

10.Платите ли вы ребёнку за работу по дому и за хорошие отметки?

•Да

•Нет

11.Могут ли деньги испортить ребёнка?

•Да

•Нет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!