«Индустриальное общество в начале XX века»
Повторение изученного материала
Что вы можете вспомнить о следующих процессах в мире
1.Неравномерноность экономического развития
2.Свободная конкуренция и свободная торговля
3.Новое соотношение сил в мире
План урока:
1.Новая индустриальная эпоха
2.Бурный рост городов и городского населения
3.Усиление роли государства в экономической жизни
4.Социальный реформизм в начале века
Новая индустриальная эпоха
XX век –век электричества ,электрических и дизельных моторов, автомобиля и самолета,телефона и телеграфа,радио
1.Завершается создание системы мировой торговли и почтовой связи
Благодаря бурному строительству железных дорог и пароходов
2.Тяжелая промышленность,производство угля и стали определяли особенности индустриализции второй половины XIX века
Фотография плывущего Титаника.
Впечатляющие размеры ротора турбины Титаника.
- Новые отрасли – машиностроение, автомобильная, элкетротехническая, нефтехимическая пром-ть
- Новая техника
- Новые технологии
3. 1903 год-
в воздух
поднимается
первый самолет
1919 год-перелет
через
Атлантический
океан
Характерная
черта развития начала
XX века- ускорение перемен
Эшелоны капиталистического развития
1-й
Великобритания,
эшелон
Длительная эволю-
Франция, США,
Гражданское
Бельгия, Нидер-
ция, модернизация
общество, демо-
за счёт внутренних
ланды
кратия, многопар-
факторов развития
тийность, парла-
2-й
ментаризм
Германия, Австро-
эшелон
Венгрия, Россия,
«Догоняющее раз-
Италия, Швеция,
витие», ускоренная
«Либеральные
меры и сильная
модернизация
Япония
власть», медленное
в ходе реформ
развитие граждан-
«сверху»
3-й
ского общества
эшелон
Юго-Восточная
Медленное
Европа, Латин-
Сильные пози-
утверждение
ская Америка,
ции традицион-
капитализма, его
страны Азии и
ных институтов и
региональная и
Африки
консервативной
отраслевая лока-
психологии
лизация
Урбанизация
(Давайте вспомним ,что означает этот термин)
Итак,1880 г. в Европе насчитывалось 8 городов с населением свыше 1,5 млн человек , а в 1914 г. Их число увеличилось до 29.
Как Вы думаете,с чем это может быть связано?
Рост нищеты в крупнейших городах мира был характерной чертой индустриального развития в начале века
Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы .
Как вы думаете какие это могли быть проблемы?
- Газовые плиты
- Лифты
- Швейные и пишущие машинки
- Телефоны
- Метрополитен
- Газетный бум (млн. тираж)
- Электрическое осещение улиц
- Трамваи и автомобили (млн.штук)
- Америка-бум строительсва небоскребов
- Корпорация
- Тресты
- Синдикат
- Картель
- Концентрация банковского капитала
- Финансовый капитал
Давайте поработаем с учебником
(Работаем с определениями)
Европейские государства поощряли создание синдикатов и картелей ,видя в них механизмы регулирования сложых экономических процессов.
Антимонопольная политика в начале XX века стала одним из свидетельств изменения роли государства в экономике.
К началу XX столетия исчерпал себя частнохозяйственный вариант рыночного саморегулирования.Постепенно стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.
При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества.
( Как вы думаете,что это значило?)
- Антимонопольное законодательство (1911 г.)
- Законы об охране природы (1906-1908 гг)
- Экономическая сфера
- Финансовая система
- Отношения в сфере труда и капитала.
- Следствия:
- Рост гос. Расходов, борьба за налоговую реформу
Итак,государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития и функционирования капиталистической экономики.
Поработаем с выделенными фактами на стр.15
Какие выводы можно сделать?
Динамичное развитие экономики,социальные изменения и новые социальные проблемы в конце XIX- начале XX века поставили в повестку дня проблему реформ как постоянного фактора в государственной политике индустриальных стран.Сопротивление консервативных сил преодолевалось с трудом.
В 1880-е гг. правительство Бисмарка начало осуществлять план социального страхования .
К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм,различные системы страхования и вспомоществования.
Начала складываться система помощи малоимущим.
Во многих странах: 8 час. рабочий день для отдельных категорий рабочих, запрещен детский труд, законы о пенсиях по старости для рабочих.
Развитие обьразования, науки, здравоохранения.
К первой мировойй войне ¾ взрослого населения Европы были грамотными, срок обучения в школе составлял 8 лет.
- Социальные реформы
- Милитаризация, внешняя экспансия
- Складывается мировая торговля
- Вывоз капитала достиг невиданных размеров
- До Первой мировой войны действовал золотой стандарт
- Массовая миграция населения (с 1870 по 1914 г. из Европы выехало 26 млн. людей) из Италии, Австро-Венгрии, Балканских земель, Российской империи
- США
- Германия
- Великобритания
- Франция
- Австро-Венгрия
- Италия
Закрепление изученного материала
Отвечаем на вопросы:стр.17 вопрос 1,2,4,6
Домашнее задание:пар 1-2
Разобрать вопросы и задания к таблицам на стр.22
Спасибо за внимание!