СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инерция. Сила – мера взаимодействия тел

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

По методу «Поп-корн» осуществляет проверку домашней работы.

Вопрос к классу: - Что называют механическим движением? - Какие виды движения вы знаете? - Какие из них чаще всего встречаются в природе, в технике? - Какие характеристики движения вам известные? 2 - В результате чего тела изменяют свою скорость? - На столе лежит стальной шарик. Чему равна его скорость относительно стола? - Как изменить скорость шарика? (подействовать на него другим телом)  

Просмотр содержимого документа
«Инерция. Сила – мера взаимодействия тел»



Дата 19.11.2018г Класс: 7 Б

Тема: Инерция. Сила – мера взаимодействия тел

Цель урока: Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.
Ожидаемый результат: Научится находить в окружающем мире примеры проявления инерции и сможет объяснять их.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится...».


Осмысливают поставленную цель.

Мяч

7 мин.

II. Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» осуществляет проверку домашней работы.

Вопрос к классу:
- Что называют механическим движением?
- Какие виды движения вы знаете?
- Какие из них чаще всего встречаются в природе, в технике?
- Какие характеристики движения вам известные?
2 - В результате чего тела изменяют свою скорость?
- На столе лежит стальной шарик. Чему равна его скорость относительно стола?
- Как изменить скорость шарика? (подействовать на него другим телом)
- Что можно сказать о скорости шарика после действия на него другого тела? (скорость уменьшается, то есть изменяется)
- Что является причиной изменения скорости шарика?
Вывод: Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.


18 мин.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Снежный ком» осуществляет усвоение нового материала.

1.- Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость?

Увеличить его? Уменьшить его? (Нет). Демонстрация с мячом, который на столе.

2.- Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается).

Учитель. Как же можно изменить скорость движения тела?

Ученики. Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

3.Как можно изменить направление скорости тела? ш

Ученики. Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!! (2. Записать в листок с печатной основой).

Учитель. Так при каком же условии движется тело?

Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела.
Учитель. Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в IV в. до н.э. ( Аристотель и его высказывание: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»).

Учитель. Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.

Верно ли утверждение Аристотеля?

(Постановка второй учебной проблемы). Опыт с машинкой и попугаем.

Учитель. Выполним опыт с попугаем Кешой, который отправился в Таити на машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал. Подумайте и скажите, почему упал попугай? На него никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения.

В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из опыта с попугаем.

Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия. Галилей использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт. Вы заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему?

Ученики. Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного желоба.

Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем.

Ученики. Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).

Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в.

Учитель. Ещё раз рассмотрим, как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела?

Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость

движения и тем ближе оно к равномерному.

Учитель. Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной? Ученики. Скорость тела сохраняется постоянной.

Учитель. Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?

Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление - инерция.

Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 41) определение инерции, прочитаем.

Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других

тел называется инерцией. (4. Записать в листок с печатной основой).

Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие.


Учитель. Кто-нибудь догадался, почему наш попугай упал.

Ученики. Потому что он двигался по инерции.


Учитель. Таким образом, движением по инерции называется движение тела при

отсутствии действия на него других тел.


Учитель. найдите, что называется движением по инерции, прочитаем. с ракетой)

Учитель. В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе.

Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.


Теперь посмотрим 2 видеосюжета на понятие «движение по инерции».

Учитель. Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. (Слайд10.) Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды.

Недавно в Ванкувере прошла Зимняя олимпиада. Наши спортсмены принимали участие почти во всех видах спорта, в том числе и в кёрлинге, где явно проявляется явление инерции.

  1. Видеоролик «Инерция »

Учитель. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.

10 мин.

IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.



Тест – игра « Крестики – нолики.


Правила заполнения бланка игры:

а) если утверждение верно, его номер надо обвести кружком («нолик»);

б) если утверждение неверно, то его номер нужно зачеркнуть («крестик»);

в) если сомневаешься в правильности утверждения, то никаких знаков ставить не нужно.

? 1.При движении вокруг Солнца Земля изменяет направление скорости, потому что на неё действует сила всемирного тяготения.

? 2.При столкновении изменяется скорость только «налетающего» тела.

? 3.Человек выходит из лодки на берег. Лодка при этом отходит от берега. Оба тела изменяют свою скорость в результате взаимодействия.


? 4.Мяч, брошенный вверх, летит, сначала уменьшая скорость, а достигнув верхней точки, возвращается, увеличивая её. Причиной изменения скорости является действие силы тяжести.

? 5.Если автомобиль буксует, то причиной этого является очень большая сила трения.

? 6.Сила тяжести направлена к центру Земли.


? 7.Сила упругости, действующая на парашютиста во время спуска с парашютом в безветренную погоду, направлена вверх.

? 8.У первоклассника было 28 зубов, перед обедом один зуб выпал. В пережевывании еды будет участвовать 27 зубов.


? 9.Руки стоящего человека испытывают растяжение, а ноги сжатие, в них возникает сила упругости.

Тест

Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.


2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?

С. Упадёт назад.

Д. Упадёт вперед.

Е. Останется неподвижным.

3. В каком случае наблюдается проявление инерции?

А. Камень падает на дно ущелья.

П. Пыль выбивают из ковра.

Н. Мяч отскочил от стенки после удара.


4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились

влево?

И. Автобус остановился.

Е. Автобус повернул направо.

Ч. Автобус повернул налево.

5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

К. Чтобы выше подпрыгнуть.

Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?


Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

сфетофор



стикеры

2 мин.

Объясняет особенности выполнения домашней работы.




Записывают домашнюю работу в дневниках.








Итог урока:_____________________________________________________________________





Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________



Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!