III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Снежный ком» осуществляет усвоение нового материала. 1.- Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость? Увеличить его? Уменьшить его? (Нет). Демонстрация с мячом, который на столе. 2.- Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается). Учитель. Как же можно изменить скорость движения тела? Ученики. Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!! 3.Как можно изменить направление скорости тела? ш Ученики. Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!! (2. Записать в листок с печатной основой). Учитель. Так при каком же условии движется тело? Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела. Учитель. Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в IV в. до н.э. ( Аристотель и его высказывание: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»). Учитель. Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. Верно ли утверждение Аристотеля? (Постановка второй учебной проблемы). Опыт с машинкой и попугаем. Учитель. Выполним опыт с попугаем Кешой, который отправился в Таити на машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал. Подумайте и скажите, почему упал попугай? На него никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения. В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из опыта с попугаем. Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия. Галилей использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт. Вы заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему? Ученики. Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного желоба. Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем. Ученики. Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД). Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в. Учитель. Ещё раз рассмотрим, как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела? Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения и тем ближе оно к равномерному. Учитель. Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной? Ученики. Скорость тела сохраняется постоянной. Учитель. Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью. Учитель. Именно так формулируется явление - инерция. Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 41) определение инерции, прочитаем. Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. (4. Записать в листок с печатной основой). Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие. Учитель. Кто-нибудь догадался, почему наш попугай упал. Ученики. Потому что он двигался по инерции. Учитель. Таким образом, движением по инерции называется движение тела при отсутствии действия на него других тел. Учитель. найдите, что называется движением по инерции, прочитаем. с ракетой) Учитель. В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе. Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством. Теперь посмотрим 2 видеосюжета на понятие «движение по инерции». Учитель. Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. (Слайд10.) Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды. Недавно в Ванкувере прошла Зимняя олимпиада. Наши спортсмены принимали участие почти во всех видах спорта, в том числе и в кёрлинге, где явно проявляется явление инерции. Видеоролик «Инерция » Учитель. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение. |