Инфографика на уроках литературы
Работа представлена учащимися 8а класса
Стешниковой А. и Клемешковой А.
Руководитель Лапшихина Л.И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 19
г.Вышний Волочек 2018 г.
Цели и задачи практико-ориентированного проекта
- Пробудить интерес к литературе
- Реализовать творческий потенциал учащихся
- Способствовать развитию аналитического и креативного мышления в процессе создания инфографики
- Развивать навыки отбора и систематизации материала в соответствии с проблемой
- Приобретать коммуникативные умения в ходе работы над проектом в творческих группах
Инфографика как прием работы на уроках литературы
- Инфографика – представление информации в синтетической форме, сочетающей визуализацию(рисунки, схемы, диаграммы,графики, символы) и тексты.
- Основные черты инфографики – ясность, содержательность, образность, эстетическая привлекательность
Образцы литературной инфографики
Из опыта работы
В качестве структуры используется план анализа художественных произведений с допущением вариативности компонентов:
- автор, название
- жанр
- тема, идея стиль
- проблематика ассоциации
- система образов подтекст
- сюжет и композиция история создания
- художественная деталь биографические мотивы
Необходимые примечания
Проект «Инфографика» долговременный. Работа ведется второй год. Учащиеся 7-8 классов приняли участие в создании инфографики по трем произведениям: рассказу Л.Андреева «Кусака», сказке
М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Разнохарактерность произведений поддерживает интерес учащихся к коллективному творчеству.
Итогом работы предполагается создание дидактического материала, отражающего интересные находки учащихся в плане содержания, логических связей и наглядности образов.
Создание инфографики является формой творческого отчета
по изученному материалу. Но так как сроки выполнения работы строго не ограничены, не удается провести защиту проектов и коллективное обсуждение.
Учащиеся видят результат своей деятельности, так как устраиваются выставки работ в кабинете. Учитель на уроках литературы использует разработки учащихся для создания проблемной ситуации и в качестве наглядности.
Работы учащихся 7-8 классов
Работы учащихся
В инфографике Бухарцевой Я., Тихоновского Н., Салкуцана Д. дан цитатный план и через визуализацию образа собаки показана судьба героини рассказа.
Работа Волковой П., Волковой У., Баскаковой А. и Чихачевой А. показывает, как можно схематизировать сюжет и изменение характера взаимоотношений между героями.
В инфографике Соболевского Г., Вовчок А., Павлова И., Клемешковой А. схематизирована сюжетная линия, совмещенная с композицией в виде цитатного плана.
В работе Смыкова П., Корчагина Н., Юрятина С. Представлена композиция в виде цитатного плана.
В работе учащихся 7а класса Шмелёвой Н. и Михеевой А. есть удачные моменты схематизации и символизации образов, построен ассоциативный ряд. Однако некоторые структурные элементы инфографики выглядят спорными.
Авторы работы Капустина А. и Бойкова В. использовали цитатный план для отражения композиции произведения.
Учащиеся 7б класса Самодурова Д., Алексеева М., Ротмистрова Е. , Русакова Н. в своей инфографике попытались показать стилистические особенности сатирической сказки М.Е.Салтыкова –Щедрина.
В работе Чихачевой А., Баскаковой А., Волковой У., Волковой П. визуально представлена антитеза как основа композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Работа Федоровой А., Левиной А., Ермолаевой А, Савко С. через визуализацию образов и противопосталение символических деталей призывает задуматься над проблематикой рассказа Л.Н.Толстого о выборе героями произведения жизненной позиции.
В инфографике Клемешковой А., Вовчока А., Павлова И. и Стешниковой А. визуально представлена двучастная композиция рассказа Л.Н.Толстого «После бала» и изменения в характере главного героя, в его отношении к жизни.
Спасибо за внимание.