7 класс Информатика Урок 18
Тема «Работа с таблицами. Лабораторная работа «Добавление таблиц в Документ»
Тип занятия: комбинированный
Цель урока: знакомство с таблицами, как вычислительными единицами в текстовом документе
Задачи:
Образовательные:
формирование навыков работы с таблицами в текстовом документе;
формирование знаний, умений навыков выполнения математических расчетов в таблицах.
Воспитательные:
воспитание информационной культуры, аккуратности, внимательности;
воспитание навыков самостоятельности в работе.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие профессиональных качеств;
развитие логического мышления, речи, внимания.
Предметные: содействовать усвоению представления о таблице, сформировать навыки обучающихся по созданию и редактированию таблицы, способствовать развитию основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Метапредметные: формировать навыки самопроверки, сотрудничества, учить планировать свою деятельность на уроке, умение выражать свои мысли, развивать логическое мышление, память, умение сравнивать, анализировать, делать выводы
Личностные: содействовать выработке интереса у обучающихся к изучаемому на уроке материалу, воспитывать навыки культуры на уроке, умение слушать и слышать собеседника, формировать положительное отношение к рациональной организации двигательной активности
Планируемый результат: Научиться создавать таблицы, редактировать и оформлять их, работать с вычислениями и формулами.
Межпредметные связи: Математика
Внутрипредметные связи: Текстовый редактор Word: запуск, параметры страницы, форматирование текста.
Основные учебные элементы для усвоения: Понятие таблицы, использование формулы.
Обеспечение занятия: Презентация, ПК, программа «Текстовый редактор Word», раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | - Здравствуйте. Я рада вас видеть! Предлагаю начать нашу совместную работу. Пожелаем друг другу успехов на уроке с помощью рукопожатия. - Проверьте, готовы ли вы к уроку? У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь для записей, ручка, дневник. Поднимите руку вверх кто полностью готов к уроку? - Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока? Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь и путём размышления – это самый благородный путь. Китайская пословица | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочий лад. С помощью руки выражают свою готовность к уроку. Высказывают свое мнение | Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя. Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: слушание учителя. |
II. Проверка домашнего задания Цель этапа: проверка прочности усвоения изученного материала с дальнейшей самопроверкой и самооценкой | - Какой учебный материал был изучен на прошлом уроке? (основные режимы работы текстового редактора) - Какие параграфы учебника были заданы на дом? (§ 15, задания и вопросы на стр. 91) - У кого есть вопросы по домашнему заданию? - Проверку домашнего задания осуществим в форме теста. Перед каждым из вас на столе лежит тест с вопросами и бланк для ответов. В бланке ответов в строке Фамилия, имя впишите свои инициалы. Вам необходимо внести свои ответы на вопросы теста в бланк. - Проверим правильность выполнения данного задания. - Подсчитайте количество правильных ответов. За каждое задание вы получаете по 1 баллу. - Перед каждым из вас лежит оценочный лист урока. В течение урока мы будем заполнять данный лист результатами вашей работы. В конце урока я соберу листы и на их основании выставлю вам отметки за работу на уроке. Подпишите оценочные листы. - Выставим оценку за выполнение домашнего задания по следующим критериям. - Полученную оценку занесите в оценочный лист в ячейку напротив графы «Домашнее задание (тестирование)». | Отвечают на вопросы Самопроверка домашнего задания по образцу Заносят в оценочный лист оценку за выполнение домашнего задания | Познавательные: знаково-символические действия, контроль и оценка результатов действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция, оценка. |
III. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | - Существует три этапа создания текстового документа. Это ввод, редактирование и форматирование текста - С какими этапами создания текстового документа уже знакомы? (ввод текста, редактирование текста и форматирование текста) - Можно ли в документ внедрять другие объекты кроме текста? (да) - Посмотрите на доску. Что вы можете сказать о данном тексте? (плохо воспринимать) - Как вы думаете. Почему его плохо воспринимать? (информация повторяющаяся по смыслу разбросана по всему тексту, её можно было бы структурировать) - Как это сделать? (организовать таблицу) - Как вы думаете, чему мы с вами сегодня на уроке будем учиться? (работать с таблицами) - Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Таблицы в текстовом документе.) - Открыли тетради, записали число и тему урока в тетрадь Тема урока: «Таблицы в текстовом документе» (Слайд 1) - Как вы думаете, для чего используются в текстовых документах таблицы? (чтобы отобразить однотипные данные) - Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в своей деятельности? (расписание уроков, таблица умножения и.т.д.) - Из чего состоят таблицы? (строк, столбцов, которые образуют ячейки) - Запишите в тетради: Основные элементы таблицы: строки, столбцы и ячейки. (Слайд 2) - Какие данные могут быть размещены в таблицах? (текст, числа, изображения и т.д.) - Каким образом можно создать таблицу в текстовом документе? (указать количество строк и столбцов) (Слайд 3) -Можно сначала набрать текст, а потом преобразовать его в таблицу. Для этого каждая строка таблицы должна быть набрана как отдельный абзац. Текст соседних ячеек в строке нужно разделить символом табуляции, который вставляется при нажатии на клавишу Tab на клавиатуре. (Слайд 4) - Как вы думаете, можно ли в дальнейшем изменять количество строк и столбцов? (да) (Слайд 5) - Можно ли изменять ширину столбцов и высоту ячеек? (да) -Каким образом? (с помощью мыши или заданием их точного значения) (Слайд 6) - Можно ли изменять размеры отдельных ячеек – разделять их на несколько или объединять с соседними? (да) (Слайд 7-9) - Откройте свои учебники на странице 94. Найдите таблицу . Что вы можете сказать об этой таблице. Какого типа информацию она содержит? (текст, число, изображение и формула) - Запишите в тетради: Таблица содержит текст, числа, изображения и формулы. - Что вы можете сказать о формуле? (можно производить в таблице вычисления) - А какие вычисления можно производить? (сложение) - Как вы это определили? ( последняя строка ИТОГО) | Отвечают на вопросы Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетради Отвечают на вопросы Делают записи в тетрадях Работа с учебниками. Отвечают на вопросы Записывают в тетради Отвечают на вопросы | Познавательные: компетенция обучающихся в области информатики. Коммуникативные: умение выражать мысли. Регулятивные: планирование, построение логической цепи |
IV. Постановка учебной задачи. Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») | Вы дети 21 века. Много времени проводите за работой на компьютере. Но что вы еще не знаете как произвести вычисление в таблице в текстовом редакторе. Чем же мы, будем заниматься сегодня на уроке? Цель урока: учиться создавать таблицы в текстовом редакторе с различными типами данных и производить вычисления в таблицах. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока | Коммуникативные: умение выражать мысли. Регулятивные: целеполагание |
V. Изучение новых знаний и способов действий Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действия | - Как создать таблицу в текстовом редакторе? (меню ВСТАВКА-ТАБЛИЦА) - Покажите на доске, как создать таблицу. - Как вставить текст? Число? Изображение? - А как произвести вычисление? (Слайд 10) | Отвечают на вопросы 1 ученик у доски создаёт таблицу и поясняет Отвечают на вопросы | Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, умение строить речевые высказывания, умение структурировать знания. Коммуникативные: самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, планировать свои действия, уточнение и дополнение высказываний |
VI. Физкультминутка Цель этапа: установка на здоровый образ жизни | Сели ровно, расправили плечи, подняли левое плечо максимально вверх и отвели чуть назад, а теперь изо всех сил прижали к нему левое ухо и жмем 40 секунд. Опустили плечо. Положили левую руку на плечо , а правую на затылок и теперь растягиваем шею 40 секунд. Повторяем с другим плечом. | Выполняют последовательно определенные действия | Регулятивные: саморегуляция |
VII. Повторение правил техники безопасности при работе на компьютере. Цель: повторение изученных ранее правил для дальнейшей работе на компьютере | - Вспомните, какие требования необходимо выполнять, работая за компьютером. | Рассказывают правила техники безопасности. | Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, планировать свои действия, уточнение и дополнение высказываний |
VIII. Применение изученного материала. Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия | Разобьемся на группы по вариантам. Задания у каждой группы разные. Вам необходимо будет создать таблицу, ввести в неё все данные по заданию. - В листе оценивания оцените свой вклад в работу группы. Занесите оценку в ячейку напротив графы «Практическая работа» по пятибалльной шкале. | Выполняют задания практической работы на компьютере с помощью текстового редактора | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов действий. Коммуникативные: построение продуктивного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели, коррекция |
IX. Домашние задание Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания | Обязательное: Учебник § 16 ответить на вопросы) Творческое: создать в текстовом редакторе расписание уроков на неделю | Записывают домашнее задание | Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные: слушание учителя. Регулятивные: регуляция учебной деятельности |
X. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности | Вопросы: • Удалось ли достичь поставленной цели? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке. Поставьте в оценочный лист себе оценку в графу самооценка по пятибалльной шкале. Спасибо за урок. Мне с вами было приятно работать. | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке, выставляют в оценочный лист самооценку | Познавательные: осознанное построение речевых высказываний, умение делать выводы, рефлексия способов и условий действий. Коммуникационные: формулирование собственного мнения. Регулятивные: дополнение высказываний, саморегуляция, рефлексия |
Фамилия, имя, класс ____________________________
Тест по теме «ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР»
Текстовый редактор – это программа, предназначенная для…
Создания, редактирования и форматирования текстовой информации
Работы с изображениями в процессе создания игровых программ
Управления ресурсами компьютера при создании документов
К числу основных функций текстового редактора относятся…
Копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста
Создание, редактирование, сохранение, печать текстов
Строгое соблюдение правописания
Курсор – это …
Устройство ввода текстовой информации
Клавиша на клавиатуре
Наименьший элемент изображения на экране
Метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ
При наборе текста одно слово отделяется от другого…
Точкой
Пробелом
Запятой
Двоеточием
Редактирование текста представляет собой
Процесс внесения изменений в имеющийся текст
Процедуру сохранения текста на диске
Процесс передачи текстовой информации
Какие из предложенных операций можно выполнить при редактировании текста?
Удаление в тексте неверно набранного символа
Вставка пропущенного символа
Печать текста
Замена неверно набранного символа
Для того, чтобы скопировать текстовый фрагмент необходимо в первую очередь …
Указать позицию, с которой должен копироваться текст
Выделить копируемый фрагмент
Выбрать соответствующий пункт меню
Меню текстового редактора обеспечивает …
Переход к выполнению различных операций над текстом
Управление ресурсами компьютера при создании документов
Информирование о текущем состоянии текстового редактора
Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на жестком диске в виде …
Файла
Таблицы
Каталога
Текстовый процессор – это …
Дополнительная программа к текстовому редактору
Текстовый редактор с огромными функциональными возможностями
Программа поиска вирусов в текстовом редакторе
1 вариант
Растворы солей | Действия растворов солей на индикаторы |
Лакмус | Фенолфталеин | Метиловый оранж. |
Хлорид натрия | Цвет не меняется | Цвет не меняется | Цвет не меняется |
Хлорид Алюминия | Краснеет | Цвет не меняется | Становится розовым |
Карбонат натрия | Синеет | Приобретает малиновый цвет | Желтеет |
2 вариант
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 класс | Беседа «Организация учебного труда младшего школьника и роль родителей в этом процессе» | Практикум «Как помочь ребенку стать внимательным». Итоги адаптационного периода. | Круглый стол «Воспитание трудолюбия в семье. Досуг ребенка» | Круглый стол «Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника» |
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка |
| | Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) |
1 | Найти информацию самостоятельно | | | |
2 | Выбрать самое основное для сообщения | | | |
3 | Оформить работу | | | |
4 | Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. | Почти всё сделали без меня Без меня работа бы не получилась |