9 класс Информатика Урок 1
Тема «Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью».
Цель: способствовать усвоению понятий кибернетика, управление, системы с программным управлением, блок-схемы алгоритмов.
Задачи:
•сформировать понятие кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
•развивать умение определять механизм прямой и обратной связи в ситуациях управления; способствовать развитию коммуникативности.
•продолжить воспитание правильного отношения к информации и ИКТ.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся – фронтальные
Необходимое техническое оборудование – компьютер, опорный конспект, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный этап.
Добрый день ребята! Присаживайтесь на места. Желаю, чтобы за время урока вы поднялись на ступеньку выше в своих знаниях. Удачи вам!
II. Подготовка к основному этапу.
Мы начинаем изучение новой главы: «Управление и алгоритмы ».
Вы узнаете:
Что изучает наука кибернетика.
Что такое алгоритм управления.
Какие бывают алгоритмы.
Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: «Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью».
Вопросы, которые мы сегодня разберем:
III. Усвоение новых знаний.
В 1948 году в США и Европе вышла книга американского математика Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки — кибернетики.
Ребята, давайте рассмотрим простейшую ситуацию — два объекта: один — управляющий, второй управляемый. Взаимодействие между такими объектами можно изобразить схемой, изображенной на рисунке.
Управляющий Управляющее Управляемый
объект воздействие объект
Например, в процессе управления уличным движением: светофор — управляющий объект, а водители — управляемые объекты. Причем светофор никак не реагирует на обстановку на дороге. Такое управление называют управлением без обратной связи.
Ребята приведите другие примеры взаимодействия управляющего и управляемого объектов…
А с какой целью водитель выполняет команды светофора. Верно, с целью благополучного проезда перекрестка.
Команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. В простейшем случае цель может быть достигнута после выполнения одной команды. Для достижения более сложной цели бывает необходимо выполнить последовательность команд.
Целенаправленное воздействие управляющего объекта на объект управления называют управлением. А анализирует процесс управления наука кибернетика.
Итак, кибернетика — это наука об управлении, связях и обработке информации
(Работа по презентации)
С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд. Световые сигналы светофора шофер воспринимает как команды: красный — «стоять», желтый — «приготовиться», зеленый — «ехать».
- Выполнить задание в рабочей тетради.
V. Подведение итогов урока.
VI. Информация о домашнем задании.
2