СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика 9 класс. Урок 2.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика 9 класс. Урок 2.

Просмотр содержимого документа
«Информатика 9 класс. Урок 2.»

9 класс Информатика Урок 2

Тема «Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Лабораторная работа «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

Цель: выяснить, что такое алгоритм, познакомиться с историей возникновения данного понятия, его свойствами, видами алгоритмов и формами, с помощью которых можно записать тот или иной алгоритм, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами

Задачи:

  • ввести понятие алгоритма, дать представление о свойствах алгоритма;

  • познакомить с применением и назначением алгоритмов;

  • показать различные способы записи алгоритма, научить находить алгоритмы в повседневной жизни и в изучаемых предметах.

  • развивать мыслительную деятельность, логическое мышление;

  • развивать способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения;

  • развивать вычислительные, графические навыки.

  • воспитывать уверенность в своих силах при отстаивании своей точки зрения;

  • воспитывать усидчивость и внимательность при изучении нового материала.

Оборудование урока:

  • проектор;

  • экран;

  • персональный компьютер;

  • калькулятор;

  • различные инструкции, рецепты приготовления и т.д.

Тип урока: сообщение нового материала.

Место урока: первый урок в теме: «Алгоритмизация и программирование».

Форма проведения: урок-лекция.

Методы обучения: эвристическая беседа, метод стимулирования и мотивации учения, индуктивный метод, наглядный метод обучения, фронтальный опрос и др.

План урока:

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний.

  3. Мотивация и целеполагание.

  4. Новый материал и первичное закрепление:

    • историческая справка;

    • выведение определения и свойств алгоритма;

    • первичное закрепление;

    • способы записи алгоритмов.

  5. Закрепление.

  6. Обобщение и систематизация знаний.

  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Раздаточный материал (инструкции и рецепты).

2. Актуализация знаний

Перед вами три документа: инструкция по эксплуатации; порядок сборки кухонного шкафа; рецепт приготовления манной каши.
Что общего у этих документов? (Это всё последовательности действий, порядок действий и т.д.)
Для всех этих последовательностей есть общее название – алгоритм.

3. Мотивация и целеполагание

Персональные компьютеры предназначены для решения задач, необходимых человеку. Для этого надо знать, как сообщить компьютеру, что мы от него хотим, т.е. составить алгоритм. Сегодня мы начнем изучать свойства алгоритма, познакомимся со способами записи и научимся находить алгоритмы в повседневной жизни.
Тема нашего урока: «Алгоритмы и их свойства». (Приложение 1, слайд 1.)

Цели:

  • узнать что такое алгоритм, выявить его свойства;

  • научиться составлять простейшие алгоритмы, уметь находить их в повседневной жизни;

  • продолжить развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность. (Слайд 2.)

4. Новый материал и первичное закрепление

Историческая справка:

  • Само слово «алгоритм» происходит от имени средневекового ученого аль Хорезми. (Слайд 3.) Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в Хорезме в 783 году. Согласно родословной происходил из рода зороастрийских жрецов, позже принявших ислам.

  • Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя (813833) библиотеку «Дома мудрости». В 827 году аль Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. Примерно в 830 году Мухаммед ибн Муса аль Хорезми создал первый известный арабский трактат по алгебре. В данном трактате был собран свод правил для решения различных классов уравнений. Начинался трактат словами: «Алгоризми говорит…»

  • Algorithmi – латинское написание имени аль Хорезми. Последнее упоминание о нём относится к 847 году.

  • 1 алгоритм, который встречается в истории – алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя.

Выведение определения и свойств алгоритма

Что такое, на ваш взгляд, алгоритм?

(работа по презентации)

5. Закрепление

Задача:

Как крестьянину перевезти через реку волка, козу и капусту, если в лодку вместе с ним вмещается только или волк, или коза, или капуста? (Нельзя оставить без присмотра ни волка с козой, ни козу с капустой.) Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма. (Слайд 13.)
Исполнитель – крестьянин.
Исходные данные: волк, коза, капуста на береге А.
Результат: волк, коза и капуста на береге В.
Система команд исполнителя:

  • перевезти волка, козу или капусту на берег А;

  • перевезти волка, козу или капусту на берег В;

  • переправиться на берег А или В.

Алгоритм на УАЯ

 развернуть таблицу

алг переправа
    нач
        перевезти козу на берег В
        перевезти волка на берег В
        перевезти козу на берег А
        перевезти капусту на берег В
        переправиться на берег А
        перевести капусту на берег В
     кон

 развернуть таблицу

Блок-схема алгоритма:

(Слайд 15.)

6.  Обобщение и систематизация знаний

  • Перечислите основные свойства алгоритма, поясните каждое свойство

  • Приведите примеры алгоритмов, с которыми вы встречались на биологии, математике, физике.

  • Дайте определения понятиям программа, исполнитель, СКИ.

7. Домашнее задание

Определить исполнителя, команды, которые может выполнять исполнитель (СКИ), исходные данные и результат. Составить алгоритм на УАЯ и блок-схему алгоритма.

  • Двое мальчиков катались на лодке. К берегу подошли два солдата. Лодка так мала, что на ней могут переправиться двое мальчиков или только один солдат. Как солдатам переправиться через реку?

  • Имеются два ведра: одно ёмкостью 4 л, другое – 9 л. Как набрать из реки ровно 6 л воды?

Знать определения понятий: алгоритм, программа, исполнитель, СКИ; основные свойства алгоритма и способы записи. (Приложение 2.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс