Человек осваивал вещество, чтобы жить , осваивал энергию, чтобы жить цивилизованно , осваивает информацию, чтобы жить осознанно .
. А. Кузнецов,
академик Российской академии образования,
С. А. Бешенков,
доктор пед. наук, профессор, ИОСО РАО,
Е. А. Ракитина,
доктор пед. наук, профессор, ТГТУ
СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ: ОТ КОНЦЕПЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ
Информационные процессы являются фундаментальным понятием в современной картине мира. Они отражают феномен реальности, связанный с понятием информации, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, благодаря именно этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете «Информатика».
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смысле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализована, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смысле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализована, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного, в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания, является моделью (соответственно, информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу (под углом зрения конкретной задачи — это важный момент, который будет подробно рассмотрен ниже). Выбор формы представления информационного процесса, т. е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Если речь идет об автоматизации информационного процесса, его надо представить в форме, доступной техническому устройству, в данном случае компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использование затем универсального двоичного кода (языка — «О», «1»). В этом случае информационный процесс становится информационной технологией.
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Именно информационная технология решения задачи, согласно сложившейся мировой традиции, является ядром общеобразовательного курса информатики. К сожалению, такая технология очень часто сводится к ее фрагменту — использованию компьютерных программных средств, что совершенно не соответствует самой идее технологии. Деятельност-ная логика, напротив, говорит, что при решении задачи с использованием компьютера необходимо пройти всю названную выше цепочку действий.
Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998
- это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации
. А. Кузнецов,
академик Российской академии образования,
С. А. Бешенков,
доктор пед. наук, профессор, ИОСО РАО,
Е. А. Ракитина,
доктор пед. наук, профессор, ТГТУ
СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ: ОТ КОНЦЕПЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ
Информационные процессы являются фундаментальным понятием в современной картине мира. Они отражают феномен реальности, связанный с понятием информации, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, благодаря именно этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете «Информатика».
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смысле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализована, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смысле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализована, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного, в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания, является моделью (соответственно, информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу (под углом зрения конкретной задачи — это важный момент, который будет подробно рассмотрен ниже). Выбор формы представления информационного процесса, т. е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Если речь идет об автоматизации информационного процесса, его надо представить в форме, доступной техническому устройству, в данном случае компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использование затем универсального двоичного кода (языка — «О», «1»). В этом случае информационный процесс становится информационной технологией.
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Именно информационная технология решения задачи, согласно сложившейся мировой традиции, является ядром общеобразовательного курса информатики. К сожалению, такая технология очень часто сводится к ее фрагменту — использованию компьютерных программных средств, что совершенно не соответствует самой идее технологии. Деятельност-ная логика, напротив, говорит, что при решении задачи с использованием компьютера необходимо пройти всю названную выше цепочку действий.
Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998
стала развиваться с середины ХХ столетия, когда человеческий гений изобрел электронную вычислительную машину (ЭВМ) – компьютер, и появилась необходимость подвести теоретическую базу для обработки информации.
К середине 70-х годов (ХХ столетия) стало ясно, что область изучения информатики много шире той науки, которая сформировалась для обслуживания ЭВМ.
Информатика , таким образом, отделила себя от кибернетики и включила в область своего изучения ВСЕ аспекты, связанные с информацией и информационными процессами в том числе в Природе и обществе.
Кибернетика стала одним из направлений информатики.
Дальнейшее развитие Информатики выявило, что предмет изучения Информатики – информация является недостающим звеном триединства:
? Триединство ?
ВЕЩЕСТВО
ЭНЕРГИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998
5
ВЕЩЕСТВО
ЭНЕРГИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
К настоящему времени российскими учеными опубликовано значительное количество работ, где отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах Природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира . И она существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической картины Мироздания , доминировавший в науке со времен Декарта и Ньютона до конца XX–го века.
5
ЗНАНИЯ
ВЕЩЕСТВО
ЭНЕРГИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
Выясняется, что к концу ХХ века наука уже
- сформировала новые знания о человеке ,
- формирует язык универсального эволюционизма ,
- выявляет законы развития общественных структур,
- ...
Современные информационные коммуникационные технологии призваны помочь нам выработать и реализовать пути решения накопившихся проблем.
стр 290 Гиперссылки: новые знания о человеке + Современные информационные коммуникационные технологии
6
Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998
7
Становится понятным почему представления о содержании предмета Информатики как научной дисциплины, а также о месте Информатики в системе научного знания несколько раз изменялись в процессе ее развития, причем, весьма радикально.
7
― фундаментальная естественная наука , имеющая первостепенное значение для развития всего комплекса научных исследований, связанных с изучением свойств информации и информационных процессов в Природе и обществе, а также способов и средств реализации этих процессов.
7
Этим термином на сегодня обозначаются и компьютерная наука, и информационная наука, и вся область, связанная с использованием информационной техники и информационных технологий для социальных коммуникаций, проведения научных исследований, развития образования, экономики и культуры, а также вся информационная сфера деятельности, включая отрасль промышленного производства.
D:\metodika\Base_Comp_Model\Work__\ИТО-РОИ-2007 - Колин К_К_ - ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.htm
7
Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998
7
Многообразие подходов к определению предмета и основных задач Информатики как науки объясняется также многообразием современных представлений об информации , которое является фундаментальным понятием Информатики .
Поэтому в различных направлениях развития Информатики (техническом, биологическом, социальном, физическом) анализируются лишь вполне определенные аспекты проявления феномена информации и информационных процессов, которые обусловлены тем или иным видом информационной среды.
Гиперсс «Информация
7
Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998
7
А.П.Ершов писал: «Сознавая некоторую относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же относим Информатику к естественнонаучным дисциплинам … Отношение Информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки».
7
В современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление . Она оказывает большое влияние на другие области научных исследований, передавая им свою методологию.
7
- методология информационного моделирования , а также
- информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в Природе и обществе .
7
Именно поэтому изучение Информатики
как фундаментальной науки
в системе образования
имеет исключительно большое значение для
формирования современного
научного мировоззрения .
7
Несмотря на то, что в Информатике достаточно легко можно выделить отдельные модули содержания, очень трудно определить оптимальный порядок их компоновки в учебном плане, т. е. выстроить логику развертывания содержания. Как правило, изучение каждого понятия влечет необходимость предварительного знакомства с целым рядом других понятий.
7
Поэтому курс Информатики желательно выстраивать «по спирали», усложняя и обогащая на последующих «витках» новыми понятиями, определениями, систематизируя знания и изучая предмет всякий раз с новых позиций.
7