СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика в системе образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информатика в системе образования»

Человек осваивал вещество, чтобы жить , осваивал энергию, чтобы жить цивилизованно , осваивает информацию, чтобы жить осознанно .

. А. Кузнецов,

академик Российской академии образования,

С. А. Бешенков,

доктор пед. наук, профессор, ИОСО РАО,

Е. А. Ракитина,

доктор пед. наук, профессор, ТГТУ

СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ: ОТ КОНЦЕПЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ

Информационные процессы являются фундаментальным понятием в современной картине мира. Они отражают фено­мен реальности, связанный с понятием информации, важность которого в раз­витии биологических, социальных и тех­нических систем сегодня уже не подвер­гается сомнению. Собственно говоря, благодаря именно этому феномену стало возможным говорить о самой дисципли­не и учебном предмете «Информатика».

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смыс­ле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализова­на, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смыс­ле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализова­на, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в ча­стности информационного, в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания, является моде­лью (соответственно, информационной моделью). Важнейшим свойством инфор­мационной модели является ее адекват­ность моделируемому процессу (под уг­лом зрения конкретной задачи — это важный момент, который будет подроб­но рассмотрен ниже). Выбор формы пред­ставления информационного процесса, т. е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Если речь идет об автоматизации информационного процесса, его надо представить в форме, доступной техни­ческому устройству, в данном случае компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информаци­онного процесса в виде алгоритма и ис­пользование затем универсального дво­ичного кода (языка — «О», «1»). В этом случае информационный процесс стано­вится информационной технологией.

Эта общая логика развития курса информатики от информационных про­цессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в про­цессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной тех­нологии решения задачи.

Именно информационная технология решения задачи, согласно сложившейся мировой традиции, является ядром об­щеобразовательного курса информатики. К сожалению, такая технология очень часто сводится к ее фрагменту — исполь­зованию компьютерных программных средств, что совершенно не соответству­ет самой идее технологии. Деятельност-ная логика, напротив, говорит, что при решении задачи с использованием ком­пьютера необходимо пройти всю назван­ную выше цепочку действий.

Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998

- это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации

. А. Кузнецов,

академик Российской академии образования,

С. А. Бешенков,

доктор пед. наук, профессор, ИОСО РАО,

Е. А. Ракитина,

доктор пед. наук, профессор, ТГТУ

СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ: ОТ КОНЦЕПЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ

Информационные процессы являются фундаментальным понятием в современной картине мира. Они отражают фено­мен реальности, связанный с понятием информации, важность которого в раз­витии биологических, социальных и тех­нических систем сегодня уже не подвер­гается сомнению. Собственно говоря, благодаря именно этому феномену стало возможным говорить о самой дисципли­не и учебном предмете «Информатика».

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смыс­ле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализова­на, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в результате познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его надо каким-либо образом представить, т. е. отразить в некотором языке. При этом язык понимается в самом широком смыс­ле. Еще один момент связан с тем, что эта запись должна быть материализова­на, т.е. представление надо овеществить с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в ча­стности информационного, в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания, является моде­лью (соответственно, информационной моделью). Важнейшим свойством инфор­мационной модели является ее адекват­ность моделируемому процессу (под уг­лом зрения конкретной задачи — это важный момент, который будет подроб­но рассмотрен ниже). Выбор формы пред­ставления информационного процесса, т. е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Если речь идет об автоматизации информационного процесса, его надо представить в форме, доступной техни­ческому устройству, в данном случае компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информаци­онного процесса в виде алгоритма и ис­пользование затем универсального дво­ичного кода (языка — «О», «1»). В этом случае информационный процесс стано­вится информационной технологией.

Эта общая логика развития курса информатики от информационных про­цессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в про­цессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной тех­нологии решения задачи.

Именно информационная технология решения задачи, согласно сложившейся мировой традиции, является ядром об­щеобразовательного курса информатики. К сожалению, такая технология очень часто сводится к ее фрагменту — исполь­зованию компьютерных программных средств, что совершенно не соответству­ет самой идее технологии. Деятельност-ная логика, напротив, говорит, что при решении задачи с использованием ком­пьютера необходимо пройти всю назван­ную выше цепочку действий.

Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998

стала развиваться с середины ХХ столетия, когда человеческий гений изобрел электронную вычислительную машину (ЭВМ) – компьютер, и появилась необходимость подвести теоретическую базу для обработки информации.

стала развиваться с середины ХХ столетия, когда человеческий гений изобрел электронную вычислительную машину (ЭВМ) – компьютер, и появилась необходимость подвести теоретическую базу для обработки информации.

К середине 70-х годов (ХХ столетия) стало ясно, что область изучения информатики много шире той науки, которая сформировалась для обслуживания ЭВМ. Информатика , таким образом, отделила себя от кибернетики и включила в область своего изучения ВСЕ аспекты, связанные с информацией и информационными процессами в том числе в Природе и обществе.  Кибернетика стала одним из направлений информатики.

К середине 70-х годов (ХХ столетия) стало ясно, что область изучения информатики много шире той науки, которая сформировалась для обслуживания ЭВМ.

Информатика , таким образом, отделила себя от кибернетики и включила в область своего изучения ВСЕ аспекты, связанные с информацией и информационными процессами в том числе в Природе и обществе.

Кибернетика стала одним из направлений информатики.

Дальнейшее развитие Информатики выявило, что предмет изучения Информатики – информация является недостающим звеном триединства: ? Триединство ? ВЕЩЕСТВО ЭНЕРГИЯ ИНФОРМАЦИЯ  Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998 5

Дальнейшее развитие Информатики выявило, что предмет изучения Информатики – информация является недостающим звеном триединства:

? Триединство ?

ВЕЩЕСТВО

ЭНЕРГИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998

5

ВЕЩЕСТВО ЭНЕРГИЯ ИНФОРМАЦИЯ К настоящему времени российскими учеными опубликовано значительное количество работ, где отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах Природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира . И она существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической картины Мироздания , доминировавший в науке со времен Декарта и Ньютона до конца XX–го века. 5

ВЕЩЕСТВО

ЭНЕРГИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

К настоящему времени российскими учеными опубликовано значительное количество работ, где отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах Природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира . И она существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической картины Мироздания , доминировавший в науке со времен Декарта и Ньютона до конца XX–го века.

5

ЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВО ЭНЕРГИЯ ИНФОРМАЦИЯ Выясняется, что к концу ХХ века наука уже сформировала новые знания о человеке , формирует язык универсального эволюционизма , выявляет законы развития общественных структур, ... Современные информационные коммуникационные технологии призваны помочь нам выработать и реализовать пути решения  накопившихся проблем.  стр 290 Гиперссылки: новые знания о человеке + Современные информационные коммуникационные технологии 6 Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998 7

ЗНАНИЯ

ВЕЩЕСТВО

ЭНЕРГИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

Выясняется, что к концу ХХ века наука уже

  • сформировала новые знания о человеке ,
  • формирует язык универсального эволюционизма ,
  • выявляет законы развития общественных структур,
  • ...

Современные информационные коммуникационные технологии призваны помочь нам выработать и реализовать пути решения накопившихся проблем.

стр 290 Гиперссылки: новые знания о человеке + Современные информационные коммуникационные технологии

6

Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998

7

Становится понятным почему представления о содержании предмета Информатики как научной дисциплины, а также о  месте Информатики в системе научного знания несколько раз изменялись в процессе ее развития, причем, весьма радикально. 7

Становится понятным почему представления о содержании предмета Информатики как научной дисциплины, а также о  месте Информатики в системе научного знания несколько раз изменялись в процессе ее развития, причем, весьма радикально.

7

― фундаментальная естественная наука , имеющая первостепенное значение для развития всего комплекса научных исследований, связанных с изучением свойств информации и информационных процессов в Природе и обществе, а также способов и средств реализации этих процессов. 7

фундаментальная естественная наука , имеющая первостепенное значение для развития всего комплекса научных исследований, связанных с изучением свойств информации и информационных процессов в Природе и обществе, а также способов и средств реализации этих процессов.

7

Этим термином на сегодня обозначаются и компьютерная наука, и информационная наука, и вся область, связанная с использованием информационной техники и информационных технологий для социальных коммуникаций, проведения научных исследований, развития образования, экономики и культуры, а также вся информационная сфера деятельности, включая отрасль промышленного производства. D:\metodika\Base_Comp_Model\Work__\ИТО-РОИ-2007 - Колин К_К_ - ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.htm 7 Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998 7

Этим термином на сегодня обозначаются и компьютерная наука, и информационная наука, и вся область, связанная с использованием информационной техники и информационных технологий для социальных коммуникаций, проведения научных исследований, развития образования, экономики и культуры, а также вся информационная сфера деятельности, включая отрасль промышленного производства.

D:\metodika\Base_Comp_Model\Work__\ИТО-РОИ-2007 - Колин К_К_ - ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.htm

7

Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998

7

Многообразие подходов к определению предмета и основных задач Информатики как науки объясняется также многообразием современных представлений об информации , которое является фундаментальным понятием Информатики . Поэтому в различных направлениях развития Информатики (техническом, биологическом, социальном, физическом) анализируются лишь вполне определенные аспекты проявления феномена информации и информационных процессов, которые обусловлены тем или иным видом информационной среды.  Гиперсс «Информация 7 Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998 7

Многообразие подходов к определению предмета и основных задач Информатики как науки объясняется также многообразием современных представлений об информации , которое является фундаментальным понятием Информатики .

Поэтому в различных направлениях развития Информатики (техническом, биологическом, социальном, физическом) анализируются лишь вполне определенные аспекты проявления феномена информации и информационных процессов, которые обусловлены тем или иным видом информационной среды. 

Гиперсс «Информация

7

Н.Н. Моисеев. Расставание с простотой.Аграф. М., 1998

7

А.П.Ершов писал: «Сознавая некоторую относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же относим Информатику к естественнонаучным дисциплинам … Отношение Информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки». 7

А.П.Ершов писал: «Сознавая некоторую относительность деления наук на естественные и общественные, мы все же относим Информатику к естественнонаучным дисциплинам … Отношение Информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки».

7

В современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление . Она оказывает большое влияние на другие области научных исследований, передавая им свою методологию. 7

В современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление . Она оказывает большое влияние на другие области научных исследований, передавая им свою методологию.

7

методология информационного моделирования , а также  информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в Природе и обществе . 7
  • методология информационного моделирования , а также
  • информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в Природе и обществе .

7

Именно поэтому изучение Информатики  как фундаментальной науки в системе образования имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения . 7

Именно поэтому изучение Информатики

как фундаментальной науки

в системе образования

имеет исключительно большое значение для

формирования современного

научного мировоззрения .

7

Несмотря на то, что в Информатике достаточно легко можно выделить отдельные модули содержания, очень трудно определить оптимальный порядок их компоновки в учебном плане, т. е. выстроить логику развертывания содержания. Как правило, изучение каждого понятия влечет необходимость предварительного знакомства с целым рядом других понятий. 7

Несмотря на то, что в Информатике достаточно легко можно выделить отдельные модули содержания, очень трудно определить оптимальный порядок их компоновки в учебном плане, т. е. выстроить логику развертывания содержания. Как правило, изучение каждого понятия влечет необходимость предварительного знакомства с целым рядом других понятий.

7

Поэтому курс Информатики желательно выстраивать «по спирали», усложняя и обогащая на последующих «витках» новыми понятиями, определениями, систематизируя знания и изучая предмет всякий раз с новых позиций. 7

Поэтому курс Информатики желательно выстраивать «по спирали», усложняя и обогащая на последующих «витках» новыми понятиями, определениями, систематизируя знания и изучая предмет всякий раз с новых позиций.

7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!