Принято на УТВЕРЖДАЮ
педагогическом совете
Протокол № 2 от 28.10.2015г. Директор: __________(М.С.Демедец)
Приказ № 92 от 01.11.2015г.
Положение
о порядке ведения ученических тетрадей и их проверке
В МКОУ Маршанская средняя школа
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о ведении ученических тетрадей и их проверке (далее – Положение) разработано в соответствии:
- федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Уставом МКОУ Маршанская средняя школа
1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МКОУ Маршанская средняя школа, устанавливающим порядок ведения тетрадей учащихся и их проверки учителями.
1.3.Настоящее положение устанавливает требования к ведению и оформлению ученических тетрадей, определяет количество и назначение тетрадей по предметам, порядок проверки письменных работ учащихся,
1.4.Настоящее положение вступает в силу с момента издания приказа по школе до издания нового положения.
2.Требования к оформлению и ведению тетрадей
2.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться в 5-11 классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ.
2.2. Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. На ее обложке (первой странице) делается следующая запись:
Тетрадь
для ____________________________
по ______________________________
ученика (цы) ____ класса Маршанской
средней школы_____________
ФИ_______________________________
_________________________________
Тетрадь по английскому языку подписываются следующим образом: (Tests) English A. Sedova III | Тетради по немецкому языку подписываются следующим образом: Deutsch Anna Ivanowa Klasse 3 |
2.3.Если на обложке тетради нет места для данных записей, то необходимо использовать первую страницу тетради после обложки.
2.4.На обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи,
лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи.
2.5. При выполнении работ учащимся не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Обязательным является соблюдение правила «красной» строки в тетрадях по всем предметам.
3. Требования к ведению и проверке тетрадей учащихся I уровня
3.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
№ п/п | Учебный предмет | Период обучения, класс | Количество тетрадей | Комментарий |
рабочих | для контрольных работ | для творческих работ, работ по р/р | |
1 | Русский язык | Период обучения грамоте | Прописи | Нет | Нет | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
2–4 | 2 | 1 | Нет | |
2 | Литературное чтение | 2–4 | 1 | Нет | | Допускается наличие тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
3 | Математика | Период обучения грамоте | Рабочие тетради на печатной основе | Нет | Нет | Помимо тетрадей на печатной основе допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
2–4 | 2 | 1 | Нет | |
4 | Окружающий мир | 2–4 | 1 | Нет | Нет | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
5 | ОРКСЭ | 4 | 1 | Нет | Нет | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
6 | Музыка | 2–4 | 1 | Нет | Нет | |
7 | Иностранный язык | 1-2 | 2 (в клетку) | Нет | Нет | Ведутся тетради-словари |
3-4 | 2 (в клетку) | Нет | Нет | Ведутся тетради-словари |
3.2. Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид.
3.3. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
3.3. 1.Писать каллиграфическим аккуратным почерком.
3.3.2. Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания, начертания геометрических фигур - простым карандашом; работа над ошибками – пастой зелёного цвета.
3.3.3. Тетради в 1 и 2 классах подписывает учитель, а в 3-4 классах - учащиеся.
3.3.3.Требования к оформлению письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки.
Во 2 классе отступать три строки: одна – для отметки, а две – для показов.
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см (один палец). Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).
С 3 класса в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей строчке по центру: Вариант 1. или 1 вариант.
Слово «упражнение» пишется полностью и в классной, и в домашней работах.
Номера выполняемых упражнений указываются:
Образец: Упражнение 234.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые и точка в конце) не ставятся.
Например: ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
гласный-гл.,
глухой-глух., звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
прошедшее время-п.в.
настоящее время-н.в.
будущее время - б.в.
единственное число-ед.ч.
множественное число-мн.ч.
Название падежей указываетсязаглавной буквой
(И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
Обозначения над словами надо выполнять простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса (или в соответствии с требованиями УМК)
Объем и периодичность проведения «минуток чистописания» следующий:
1 - 2 класс – 2 строки ( ежедневно).
3-4 класс- 3-4 строки ( по усмотрению учителя).
Упражнения по чистописанию в начальной школе выполняются в рабочей тетради. Учитель красным цветом показывает образец написания элементов букв, целых букв, слогов и т. д. Целесообразно в 3-4-х классах строить эту работу, ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого учащегося свои проблемы в написании букв и их элементов.
Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.
В 1 классе по всем предметам используется положительная оценочная характеристика. Применять в качестве поощрения за хорошо выполненное задание следующие записи: «Умница», «Молодец», « Надо постараться».
При письменном морфемном разборе слов необходимо четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом необходимо более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией подчеркивается только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой. При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
Исправление ошибок:
в рабочих тетрадях неверно написанная буква или пунктуационный знак зачеркивается косой линией, часть слова, слово или предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписываются нужные буквы, слова, предложения;
не допускается заключение неверных написаний в скобки, стирание ошибки ластиком, лезвием, корректором;
в тетрадях для контрольных работ неверно написанная буква или пунктуационный знак подчёркиваются и выносятся на поля ( I - орфографическая ошибка, V - пунктуационная ошибка); дети пастой зелёного цвета делают работу над ошибками;
за контрольный диктант ставится две отметки: за выполнение БУ – текст диктанта, за ПУ – грамматическое задание.
3.3.4. Требования к оформлению письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).
После слов «Классная работа», «Домашняя работа», «Математический диктант», «Вариант» отступается 1 клетка.
Между видами работ в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвёртой).
В 1-2 классах дату нужно записывать посередине, с 3 класса на полях. (05.03.2016, если не входит, то разместить на двух строчках)
В любой работе отступается одна целая клетка слева от края тетради.
В тетрадях с 3 класса отмечается номер заданий.
При записи чисел, математических выражений каждая цифра или знак записываются в отдельной клетке.
Контрольная работа состоит из трёх заданий БУ и одного задания ПУ, ставится 2 отметки.
Все письменные вычисления необходимо выполнять в тетрадях, а не в черновиках.
При решении задач каждое действие необходимо записывать с пропуском одной клетки вниз, с указанием порядка действия:
1) …
2) …
Формы записи решения задач:
- если в задаче несколько действий, то после каждого действия записывается пояснение, а ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под с начала строки.
Возможна запись условия задачи в виде краткой записи, рисунка, графического изображения и таблицы. Названия граф (колонок) пишутся с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий соблюдаются следующие нормы:
записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, строчными и заглавными буквами латинского алфавита.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
- записывать только ответы в строчку, отступая одну клетку;
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675 564 на 78 в 7 раз.
4. Требования к проверке письменных работ учителями.
4.1. Тетради по русскому языку и математике, в которых ученики выполняют классные и домашние работы, проверяются ежедневно.
4.2. Контрольные работы по математике и контрольные диктанты по русскому языку проверяются и возвращаются обучающимся к следующему уроку. На следующем уроке в этих тетрадях обязательно проводится работа над ошибками.
4.3. Изложения и сочинения проверяются и возвращаются обучающимся не позже, чем через два дня.
4.4. Все отметки, полученные за контрольные работы, обязательно выставляются учителем в журнал.
4.5. Отметки за самостоятельные работы выставляются в журнал по усмотрению учителя.
4.6. В тетрадях на печатной основе проверяемые работы оцениваются по усмотрению учителя. Результаты могут быть выставлены в журнал за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
4.7. За изложения и сочинения во 2-4 классах выставляется две отметки ( за содержание и грамматику).
4.8. За обучающие изложения и сочинения отметка «2» в журнал не выставляется.
4.9. При оценке письменных работ учитель руководствуется соответствующими нормами оценки умений и навыков школьников.
4.10. Учитель имеет право, помимо выставления ( или не выставления ) оценки, делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы.
4.11. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения учащихся
( для этих целей имеется дневник ).
4.12. В качестве отметки может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности ( в том числе и через дробь ) и постановка знака « - » в рабочих тетрадях.
4.13. При проверке тестовых заданий и контрольных работ по математике используются знаки «+»( задание выполнено правильно) и «-»(задание выполнено неправильно).