Чтобы хорошо уметь работать с информацией, нужно знать все возможные действия с ней. Сегодня на уроке мы разберемся, что же такое информация, какие виды информации существуют и какими свойствами она обладает. Процессы, связанные с поиском, получением, хранением, обработкой, передачей и использованием информации называются информационными процессами. С каждым годом в мире объем информации увеличивается в несколько раз. В середине ХХ века появилось понятие компьютерного взрыва, когда человек должен был обладать таким объемом информации, что в памяти уже трудно было его сохранить. И здесь на помощь человеку пришел компьютер. С появлением этой техники появились новые науки — кибернетика, информатика, экспертные системы, нейронные сети и др.
Информатика — это наука, изучающая информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.
Компьютер — универсальная цифровая вычислительная машина для обработки программируемой информации.
Информационная технология — это организация информационных процессов с использованием технических средств и приборов.
Существуют следующие виды информационных технологий: почта, письмо, телефон, телеграф, электронная почта и др.
Бумажные технологии — это организация передачи информации с помощью бумажных носителей.
Новые информационные технологии — это организация передачи данных через ПК.
Давайте поиграем в игру и попробуем заполнить таблицу. Вам необходимо определить для каждого процесса из таблицы источник информации, потребителя и носителя. «Кто есть кто?» № | Процесс | Источник | Потребитель | Носитель | 1 | Мы смотрим новости по телевизору | | | | 2 | Пользователь играет в компьютерную игру | | | | 3 | Дистанционная сдача экзамена | | | | 4 | Автоматическое управление роботом | | | | 5 | Ученик пишет стих | | | | 6 | Дверь открывается ключом | | | | 7 | Ученики рисуют стенгазету | | | | Когда мы смотрим телевизор, то источником информации является сам прибор – телевизор (мы смотрим в экран и слышим звук, тем самым получая необходимые знания), потребителем являемся мы сами, а носителем – диктор новостей. Играя в компьютерные игры, потребителем является сам геймер, источником – непосредственно игра, а носителем – компьютер. При дистанционном обучении и сдаче экзамена источником информации выступает сам ученик, который дает ответы на вопросы теста, потребителем же выступает экзаменатор (учитель), который проверяет ответы, а носителем информации будет форма ответов. Автоматическое управление роботом. Источник – пульт управления, который подает сигналы для выполнения, потребитель – робот, который выполняет команды, носитель – микросхема или чип в устройстве робота. Ученик пишет стих. Источник – ученик (его мысли), потребитель – учитель, все, кто прочитают данный стих, носитель – бумага, на которой стих написан. Дверь открывается ключом. Источник – ключ, потребитель – замок в двери, носитель – дверь, к которой подбираем нужный ключ. Ученики рисуют стенгазету. Источник – знания учеников по теме, на которую рисуется газета, фотографии, вырезки из газет, потребитель – ученики и учителя школы, все, кто увидят стенгазету, носитель – сама стенгазета.
С помощью сообщений происходит обмен информацией между людьми, между людьми и машинами, между машинами; обмен сигналами в растительном и животном мире, от клетки к клетке, от организма к организму и т.д.
Виды информации подразделяются: 1. По способам восприятия: (визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая). 2. По формам представления: (текстовая, числовая, графическая, комбинированная). 3. По общественному значению: (научная, производственная, управленческая, техническая, повседневная, общественно-политическая, эстетическая).
Свойства информации Полезность. Полезность информации оценивается теми задачами, которые можно решить с ее использованием. Сведения, полезные для одного человека, оказываются бесполезными для другого, если он не может их использовать.
Актуальность. Информация актуальна (своевременна), если она важна в данный момент времени. Если вы хотите ехать поездом, то для вас важной является информация о том, когда этот поезд отправляется. Однако эта информация теряет свою актуальность после того, как поезд тронулся.
Достоверность. Информация считается достоверной, если она не противоречит реальной действительности, правильно ее объясняет и подтверждается ей. Если вы узнали о наводнении из информационной телепрограммы, то эта информация, вполне вероятно, является достоверной. В то же время слухи о пришествии инопланетян, которое ожидается на следующей неделе, недостоверны.
Объективность. Информация может быть объективной или субъективной (зависеть или не зависеть от чьего-то суждения). Например, сообщение о том, что вода в море холодная, является субъективным, одновременно сообщение о том, что температура воды +17 градусов Цельсия, дает объективную информацию.
Полнота. Информация полна, если ее достаточно для правильных выводов и принятия правильных решений. Если человеку на основе какой-либо информации приходится что-то решать, то он сначала оценивает, достаточно ли этой информации для принятия правильного решения.
Понятность. Информация понятна, если при ее восприятии нет необходимости в дополнительных сообщениях (не возникает вопросов). Если человеку рассказывают что-то, к восприятию чего он еще не подготовлен, например, обращаются по-английски раньше, чем человек выучил этот язык, то услышанная информация будет для него непонятной. Из нее он не вынесет ничего полезного для себя. Понятие шума. Если сообщение не несет полезной информации, то оно несет шум. Информация может превращаться в шум, и наоборот, шум может превращаться в информацию. Например, если несколько раз сообщается про одну и ту же тайну, то первое сообщение несет информацию, а следующие такие же сообщения для того самого человека — шум. Наоборот, если сообщению сначала не придавали значения и считали, что оно не несет полезной информации, а позже в этом же сообщении обнаружили полезную информацию, то таким образом шум превращается в информацию. Итак, сегодня мы познакомились с понятиями «информация» и «информационный процесс». Информационные процессы – это процессы, связанные с поиском, получением, хранением, обработкой, передачей и использованием информации. Также мы узнали, что информация делится на несколько видов: по видам восприятия, по способу представления и по общественному значению. Усвоили, что любая информация имеет свойства – это полезность, достоверность, объективность, актуальность, полнота и понятность. |