СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация о качестве преподавания учебного предмета «Физика» в 9-х классах

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о качестве преподавания учебного предмета «Физика» в 9-х классах

Просмотр содержимого документа
«Информация о качестве преподавания учебного предмета «Физика» в 9-х классах»

Информация

о качестве преподавания учебного предмета «Физика» в 9-х классах


Предметно-обобщающий контроль состояния преподавания физики в 9-х классах осуществлялся в ноябре 2020 года с целью определения уровня учебных достижений учащихся по физике, качества преподавания и степени усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету. В ходе самоконтроля анализировались методическое и материально-техническое обеспечение, выполнение учебных программ по физике, организация и проведение факультативных занятий, изучалась документация, посещались учебные занятия, состоялось собеседование с педагогами, было поведено анкетирование среди учащихся 9-х классов.

Образовательный процесс по учебному предмету «Физика» осуществляет один педагог – Рыков Л.В., имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы в должности более 15 лет. Повышение методического уровня педагога осуществляется на методических объединениях, педагогических советах. Учитель совершенствуют свой профессиональный уровень посредством самообразования и повышения квалификации. Следует отметить, что Рыков Л.В. прошел повышение квалификации в ноябре 2018 года, запланированное в 2020 году повышение квалификации было отменено в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в регионе, и поэтому курсовая подготовка планируется на 2021 год.

Кабинет физики отремонтирован, эстетично оформлен, полностью обеспечен средствами обучения, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса. Все приборы систематизированы и содержатся в рабочем состоянии. Есть лаборантская комната, установлен центральный пульт энергоснабжения на 220В для проведения практических занятий.

В методической копилке по учебному предмету «Физика» у педагога-предметника находятся разработки учебных и факультативных занятий, олимпиадных заданий, внеклассных мероприятий; разноуровневые задания и тесты для осуществления дифференциации образовательного процесса и проведения контроля усвоения учащимися содержания образования. Имеются также материалы по подготовке учащихся к ЦТ. Однако все перечисленное требует систематизации.

В ходе проведения мониторинга были проанализированы результаты централизованного тестирования за 2020 год в разрезе учреждений образования Ветковского района (Табл. 2.).

Таблица 2

№ п/п

Учреждение образования

Средний балл/

кол-во чел.

1

Гимназия г.Ветки

46,0/ 1

2

Радужская средняя школа имени М.Г.Батракова

43,0/ 1

3

Средняя школа №1 г.Ветки имени А.А. Громыко

45,33/ 6

Средний балл в районе:

45,12/ 8

Средний балл в области

54,82

Позиция по предмету в области

25 позиция

В 2020 году централизованное тестирование по физике сдавали 6 человек. Анализ показал, что средний балл результатов ЦТ по физике в 2020 году снизился на 1,07 и составляет 45,33 в сравнении с 2019 годом – 46,4. Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка по физике ведется на недостаточном уровне. Педагогу необходимо разнообразить формы работы по подготовке учащихся к централизованному тестированию.

Одним из показателей успешности педагога является результативность участия школьников в олимпиадном движении. Следует отметить, что на протяжении двух лет отсутствуют победители второго этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Физика», а также в 2019/2020 учебном году никто из учащихся не принял участие в первом этапе областной олимпиаде по физике.

В 2020/2021 учебном году Космыков Владислав, учащийся 9А класса, принял участие в областной олимпиаде «Перспектива». По итогам второго (районного) этапа он был признан победителем, выполнив 17,5% заданий.

С целью совершенствования исследовательской деятельности учащихся и получению более углубленных знаний по изучаемому предмету в учреждении образования ежегодно проводится научно-практическая конференция «Юные дарования». Следует отметить, что уже на протяжении нескольких лет в секции «Поиск» не были представлены исследовательские работы по физике.

В ходе самоконтроля проведен сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся по физике по итогам 2019/2020 учебного года и I четверти 2020/2021 учебного года. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся по физике (учитель – Рыков Л.В.)

Как видно из рисунка 1, в I четверти 2020/2021 учебного года наблюдается снижение результатов учебной деятельности по физике учащихся 9-х классов. Одной из причин недостаточно высоких результатов учебной деятельности по физике у учащихся педагог видит в нерегулярном выполнении домашних заданий. Учащиеся подтверждают факт нерегулярного выполнения домашнего задания по данному предмету из-за сложности. Педагогу необходимо регулярно проводить поддерживающие занятия, для устранения затруднений у учащихся.

Также педагогу необходимо обратить внимание на возможность подготовки учащихся к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету, конкурсах посредством организации стимулирующих занятий.

Таким образом, в целях улучшения качества образовательного процесса по физике педагогу Рыкову Л.В. необходимо оптимизировать формы и методы организации образовательного процесса с учетом познавательных возможностей учащихся; обеспечить усвоение ими материала на учебном занятии; использовать поддерживающие занятия по учебному предмету, занятия в период каникул для коррекции знаний и умений учащихся (в первую очередь тех, кто усваивает содержание образования на низком и удовлетворительном уровнях, пропустил учебные занятия по различным причинам).

По физике в соответствии с запросами учащихся и их законных представителей лишь в 10А классе организованы факультативные занятия «Решение творческих задач». Для учащейся 11Б класса, Бураковой Елены, организованы платные образовательные услуги.

В ходе самоконтроля посещены семь учебных занятий. Педагогом в основном проводятся традиционные учебные занятия, используются фронтальные формы организации учебно-познавательной деятельности, что не позволяет в должной мере осуществлять дифференцированный подход к обучению. Следует отметить эффективное использование технических средств обучения на уроках физики у педагога Рыкова Л.В.

При этом недостаточно внимания уделяется формированию и совершенствованию умений анализировать условие задачи, находить связи между физическими величинами, данными в условии задачи, и теми, которые требуется найти, определению логики решения задачи, что подтверждают результаты контрольных работ и недостатки, выявленные при их выполнении. Прослеживается преобладание фронтальной работы, однообразие видов и форм преподавания на учебных занятиях у педагогов. Неэффективная форма подведения итогов учебного занятия и рефлексии свидетельствует об отсутствии работы по самооценке учебной деятельности.

В рамках самоконтроля состояния преподавания учебного предмета «Физика» в ноябре 2020 года проведено психолого-педагогическое исследование методом анкетирование с целью изучения отношения учащихся к учебному предмету «Физика». В исследовании приняли участие 42 учащихся 9-х классов. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Содержание вопроса

10 чел.

16 чел.

16 чел.

Итого

1. Нравится ли вам учебный предмет "Физика"?

А) да

3

2

1

6/14,3

Б) нет

3

7

9

19/45,2

В) когда как

4

7

6

17/40,5

2. Довольны ли вы тем, как учитель проводит уроки?

А) да

8

6

12

26/61,9

Б) нет

0

3

0

3/7,1

В) когда как

2

7

4

13/30,95

3. На уроках физики мне:

А) интересно

3

1

3

7/16,7

Б) скучно

1

6

2

9/21,4

В) когда как

6

9

11

26/61,9

4. Учитель справедливо выставляет отметки по физике

А) да

7

7

12

26/61,9

Б) нет

1

5

0

6/14,3

В) когда как

2

4

4

10/23,8

5. Отметки по физике меня:

А) устраивают

3

1

3

7/16,7

Б) не устраивают

2

9

3

14/33,3

В) когда как

5

6

10

21/50,0

6. Я готов преодолевать трудности по физике:

А) да

4

4

3

11/26,2

Б) нет

1

7

3

11/26,2

В) когда как

5

5

10

20/47,6

7. Предлагает ли учитель провести дополнительные занятия?

А) да

5

2

1

8/19,0

Б) нет

5

11

12

28/66,7

В) когда как

0

3

3

6/14,3

8. Есть ли у вас желание участвовать в различных конкурсах и проектах по физике?

А) да

0

0

0

0/0,0

Б) нет

9

12

14

35/83,3

В) не знаю

1

4

2

7/16,7

Как видно из таблицы, учебный предмет «Физика» нравится лишь 14,3% учащихся, 61,9% довольны тем, как учитель проводит уроки. Только 16,7% ответили, что им интересно на уроках физики. 61,9% указали, что учитель справедливо выставляет отметки и лишь 33,3% эти отметки не устраивают. Не готовы преодолевать трудности в изучении учебного предмета 26,2% респондентов, такой же процент учащихся ответил, что готов преодолевать трудности. Лишь 19,0% отметили, что учитель предлагает провести дополнительные занятия. И, наконец, 83,3% указали, что не желают участвовать в различных конкурсах и проектах по физике, однако 16,7% не смогли определиться с ответом на данный вопрос, тем самым определив возможность для их привлечения к участию в различных интеллектуальных состязаниях.

Таким образом, изучение вопроса состояния преподавания учебного предмета «Физика» показало, что требуется совершенствование образовательного процесса с учетом методического уровня педагогов, что позволит повысить уровень учебных достижений учащихся.

На основании вышеизложенного РЕКОМЕНДУЮ:

1. Признать работу учреждения образования по преподаванию и качеству знаний учащихся по учебному предмету «Физика» неудовлетворительной.

2.Педагогу, осуществляющему преподавание учебного предмета «Физика»:

2.2.  Оптимизировать формы и методы организации образовательного процесса с учетом познавательных возможностей учащихся; обеспечить усвоение ими учебного материала на учебном занятии.

Срок исполнения – до 31.05.2021г.,

далее - постоянно

2.3. Обеспечить подготовку высокомотивированных учащихся к олимпиадам, исследовательской деятельности, используя при этом различные формы и методы работы.

Срок исполнения – до 30.04.2021г.,

далее - постоянно

2.4. Обеспечить качественную подготовку учащихся к централизованному тестированию, используя стимулирующие занятия

Срок исполнения – до 31.05.2021г.,

далее – постоянно.

2.5. Активизировать проведение поддерживающих занятий с учащимися, имеющими низкий уровень мотивации.

Срок исполнения – 1 раз в неделю до 31.05.2021г., далее – постоянно



Заместитель директора

по учебной работе О.А. Господуро


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!