В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие и память. Но в условиях специально организованного целенаправленного педагогического процесса это происходит намного быстрее и эффективнее, особенно если в раннем возрасте с ребёнком занимались родители. В действительности, как показывает практика, современным родителям не удаётся уделять достаточное внимание своим детям, чаще всего они перекладывают свои обязанности на детский сад и школу. В своей педагогической деятельности, каждый раз набирая детей в первый класс, мы сталкивались с проблемой: низкий уровень когнитивных способностей, несформированность различных личностных свойств, негативное отношение ребёнка к учению. Актуальность проблемы развития когнитивных способностей обучающихся не вызывает сомнения, но возникает вопрос о том, как организовать этот процесс и управлять им. В процессе поиска решения данной проблемы была создана инициативно-творческая группа в составе трёх педагогов: Борисова Т.В., Дудникова Е.С., учителя начальных классов, и Шульгина Е.С., школьный психолог. Ими была разработана система развивающих когнитивные способности занятий. Наша инициативная группа начала работу с обзора литературы по развитию когнитивных способностей, составления компилятивных рабочих программ, планирования системы развивающих занятий. Применяя данную систему в течение длительного времени, считаю главной целью своей педагогической деятельности: развитие когнитивных способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность. Для достижения цели поставила следующие задачи: - разработать и апробировать конкретные приёмы и методы, позволяющие развивать когнитивные способности в урочной деятельности; - разработать рабочую программу развития когнитивных способностей во внеурочной деятельности. Считаю, что высокий уровень развития когнитивных способностей поможет обучающимся эффективно усваивать материал школьной программы. Для достижения вышепоставленной цели с 2004 года работаю по общеобразовательной программе «Школа – 2100», в которой реализована концепция развивающего обучения младших школьников. По каждому предмету учебно-методического комплекта «Школа- 2100» ведётся целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения конкретного содержания материала по предмету. Таким образом, общеобразовательная программа «Школа-2100» направлена на развитие когнитивных способностей обучающихся и создание комфортных условий для детей на уроке. Так же продолжаю работу по развитию когнитивных способностей и во внеурочной деятельности. Во второй половине дня два раза в неделю в течение всего периода обучения провожу развивающие занятия, так как уже в начальной школе обучающиеся должны овладеть элементами логических операций, анализа и синтеза, сравнения. Изучив множество различных пособий по развитию познавательных способностей и апробировав самые эффективные, остановились на следующих авторах: - Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников; - Винокурова Н.К., Лифанов Т.Б. Развиваем способности детей; - Данилов И.В. Система упражнений; - Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения; - Истомина Н.Б. Учимся решать логические задачи. У данных авторов разработаны занятия, развивающие все познавательные процессы. А как быть с теми детьми, у которых несформирован какой-то один процесс: память, внимание, мышление?Поэтому мы (инициативная группа учителей начальных классов – Борисова Т.В. и Дудникова Е.С.), опираясь на пособия данных авторов, выбрали упражнения, которые дают положительные результаты в работе по формированию определенного познавательного процесса и поместили их в свое пособие «Упражнения по развитию когнитивных способностей младших школьников». Пособие предназначено для родителей и педагогов (приложение 4, http://multiurok.ru/borisovat/lenta, диск). Оно состоит из: Аннотации Введения, из которого понятно, для чего создано данное пособие Упражнения для развития памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти) Упражнения для развития внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль) Упражнения для формированияобщеинтеллектуальных умений (операция анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов). Данное пособие составлено на основе технологии деятельностного метода. Оно было представлено на городском методическом объединении в марте 2016 года (приложение №3). Результаты своей работы по развитию когнитивных способностей представили на Амурской межвузовской научно-практической конференции «М.В. Ломоносов – великий русский учёный-энциклопедист» в статье с элементами исследования «Система развивающих занятий как фактор развития когнитивных способностей младших школьников» в 2011 году и на августовском педагогическом форуме учителей начальных классов г.Зея (приложение 5). Мною разработаны видеоролики по развитию памяти, внимания и мышления. Они размещены на моём персональном сайте и страничке МОБУ Лицей, а так же в YouTube (приложение 6, http://multiurok.ru/borisovat/lenta,http://zeya-liceum.ru/shkola/79-metodicheskaya-kopilka/borisova-tatyana-viktorovna) |