СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНФОРМАЦИЯ об инновационных технологиях.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности – это деятельность учителя, направленная на повышение уровня познавательной активности школьников, стимуляцию в них образовательной активности...

Просмотр содержимого документа
«ИНФОРМАЦИЯ об инновационных технологиях.»

ИНФОРМАЦИЯ

об инновационных технологиях

по биологии учителя биологии

ОШИ № 10 г. Донецка Козлова С.Н.


Одной из актуальных проблем современной общеобразовательной школы является активизация познавательной деятельности учащихся активизация познавательной деятельности учащихся. Причиной низкого качества знаний школьников по биологии - нарушение объективного закона усвоения материала. Во время уроков деятельность учащихся сводится к восприятию только готовых знаний, изложенных учителем, времени на осмысление, запоминание, применение и обобщение материала не остаётся.

Активизация познавательной деятельности – это деятельность учителя, направленная на повышение уровня познавательной активности школьников, стимуляцию в них образовательной активности. Познавательная (образовательная) активность учащихся лежит в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути получения знаний, приложении максимальных волевых усилий и энергии в умственной деятельности. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывании, листании страниц учебника), а, главным образом, о внутренней умственной деятельности ученика, творческом мышлении.

На уровень активизации познавательной деятельности влияет позиция учителя, стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самих учеников (успехи в обучении и позитивные эмоции повышают познавательную активность). Только настоящее взаимодействие учителя и учащихся обеспечивает активную образовательную деятельность класса на уроке. Действия учителя, которые подталкивают учеников к старательному обучению, содействуют формированию позитивного отношения к образовательной деятельности и знаниям, следуют методам активизации.

Понятно, что степень познавательной активности учащихся зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, заинтересованности, волевых усилий, поскольку ученик является не только объектом, но и субъектом учебного процесса. Однако, если у школьника этих качеств ещё нет, то их формирование также есть профессиональной функцией учителя. Все трудности, диалектические противоречия обучения лежат в том, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она зависит от учителя, его умения активизировать их. Степень активности учащихся является реакцией на методы и приёмы работы педагога, показателем его педагогического мастерства. (Из разработок учителя биологии СОШ № 101 Козленко С., г. Киев)


Активизация познавательной деятельности учащихся иначе называется «методами активного обучения». В своей работе учитель биологии исходит из тех принципов и понятий, методов и приёмов, из той подборки материала, которые наиболее приемлемы для конкретной категории детей и совершенно непригодны к другим учащимся. Это зависит от уровня знаний учащихся, умений и навыков усвоения той или иной темы урока и, если какой-то из методов активного обучения применим, например, в 8 – А классе, то в

8 – В он может быть «противопоказан» (материал не будет понят, усвоен, изучен). По этой простой причине в ОШИ № 10, в основном, используются методы активного обучения, имеющие определённую специфику, а именно:


  1. «Принудительная» активизация мышления, когда ученик вынужден быть активным независимо от того, желает он этого или нет (благоприятно на это влияет относительная «малочисленность» классов – 15-20 человек).


  1. Самостоятельный творческий поиск решения учащимися, повышенная степень мотивации (когда ученики связывают полученные теоретические знания с рассматриваемыми наглядными пособиями: таблицами, микропрепаратами, влажными препаратами, гербарным материалом, муляжами, объемными таблицами, диа- и видеофильмами, пр.), что даже при относительно «скудной наглядности» в нашей школе это вполне приемлемо.


  1. Постоянное взаимодействие учителя с учениками с помощью прямых и обратных связей. В нашей школе практикуется (в 7, 8 и 9 классах) готовить и проводить очередной урок одним или двумя учениками, которые по своим качествам это способны осуществить. Эти учащиеся даже проводят опрос по ранее изученному материалу (оценивают знания своих товарищей по 12-балльной системе), излагают новый материал и затем проводят по нему опрос. В конце урока учащиеся класса (совместно с учителем) оценивают «работу» своего товарища, которому также выставляется конкретная оценка. С помощью такого метода некоторые учащиеся в несколько раз повысили свою активность и уровень знаний на уроках биологии (например: Тимченко Александра – 11 класс; Щербань Валя – 8 класс, другие).


  1. Имитационные методы широко применяются при изучении тем курса биологии в 8-х классах, касающихся оказания доврачебной помощи при различных видах травмирования людей. В ходе таких уроков активность учащихся неимоверно возрастает и иногда продолжается даже на переменах. Особенно, когда это касается чьего-либо первенства (кто раньше по времени наложит повязку на кисть руки, или шину на голень ноги и т.п.).


  1. Широко применяются и неимитационные методы: поисковая лабораторная или практическая работа с природными объектами (особенно они эффективны в 6-х и 7-х классах), когда учащиеся работают группами по специальным карточкам-заданиям. О таких работах через час уже знает вся школа, а 6-классники, забегая в кабинет, спрашивают: «А у нас такое будет в 7-м классе?»

  2. Проблемные лекции или беседы применяются в старших классах (в основном в 10-11-х классах), где они подчас перерастают в образовательные дискуссии (особенно, при изучении тем: «Вид Человек разумный», «Эволюция органического мира», др.) с решением конкретных ситуационных задач.



Кроме этого, во внеурочное время, при проведении внеклассных мероприятий в ОШИ № 10 получили своё развитие и другие методы стимулирования и мотивации образовательно-познавательной деятельности учащихся, которые широко внедряются в последнее время:


  • Познавательные игры (викторины, деловые игры, экологические КВН), которые стимулируют практические навыки, развивают внимание, представление и интуицию, сменяя мотивы обучения, приближая учащихся к реальности сегодняшнего дня.

  • Моделирование конкретных ситуаций и прогнозирование возможных путей выхода их них (особенно это широко практикуется на уроках по ОБЖ), что также находит широкое одобрение среди учащихся и стимулирует их на выяснение «истины»).

  • Метод «инцидента» (метод «усложнения» конкретных ситуаций), когда в уже решенные задания или проблемы вводятся новые неординарные задачи, или применяются иные условия, иные факторы внешней среды.

Иногда (по инициативе учителя) искусственно создаётся несколько мнений по одной и той же проблеме, а затем выслушиваются суждения желающих о согласии или несогласии, после чего возникает дискуссия, в ходе которой каждый должен доказать и объяснить (мотивировать) свою точку зрения на эту проблему. Бывали такие моменты, что 11-классники продолжали спорить друг с другом в течение недели до следующего урока, где совместно решали длительный спор (или принимали компромиссное решение, устраивающее обе стороны).


Методы активного обучения содействуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования. Использование этих методов на уроках биологии требует значительных затрат времени. Однако, очень важно не переориентировать весь процесс обучения на такие методы (везде нужна мера, не каждая тема урока подходит под такие методики), - параллельно необходимо использовать и традиционные методы.


Учитель биологии ОШИ № 10

гор. Донецка С.Н. Козлов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!