Тема инновационного педагогического опыта:
«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
1. Актуальность и перспективность опыта
Актуальность опыта обусловлена важными изменениями, происходящими в последнее время в системе образования. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научиться учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Воспитание этих качеств находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.
Я убеждена, что проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. При этом трудно переоценить роль федеральных государственных стандартов общего образования в актуализации проблемного обучения. Именно введение этих стандартов, требует кардинальных изменений в методах и технологиях обучения.
Применяя данную технологию на уроках и имея позитивные результат, мы можем быть уверены, что при организации проблемного обучения повышается уровень знаний обучающихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности, умения организовать поиск решений в различных ситуациях на протяжении всей жизни.
2. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей моей работы в данном направлении является формирование активной познавательной деятельности обучающихся, состоящее в поиске и решении сложных вопросов, которые требуют актуализации знаний и умений и обеспечение на этой основе мотивации учений.
Учебный процесс стараюсь строить на основе творческого сотрудничества учителя и ученика.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
3. Теоретическая база опыта.
Понятие «проблема» означает теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Главное в проблемном уроке – научить, осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение проблемы, увлечь поиском, добиться результата.
Проблема организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей. Как подчеркивали исследователи В. Оконь, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие, именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Эффективность использования элементов проблемного обучения на уроках обществознания тесно связана с подготовкой школьников к самостоятельной жизни, в которой подрастающему поколению необходимы не только знания, но и умения их практического применения в быстроменяющихся условиях социума, так как использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности учеников, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации обучающихся к обучению.
Идея о важном значении проблемного обучения высказывалась общественные деятели педагогической науки, ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
Мне, как учителю, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у обучающихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы обучающиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Необходимо повышать познавательную активность обучающихся, включать учеников в творческую деятельность.
В процессе организации обучения мною используются: проблемные вопросы, интерактивные задания, дифференцированные задания на этапе проверки и закрепления знаний. При проведении уроков стараюсь увеличить долю самостоятельных работ обучающихся.
4. Новизна опыта
Только личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.
Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед обучающимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Своеобразие и новизна моего опыта заключена в стремлении использовать проблемное обучение как технологию развивающего образования, направленного на активное получение обучающимися знаний, формирование приемов исследовательской, познавательной деятельности, приобщение к научному поиску, творчеству, воспитание социально значимых качеств личности.
Принцип проблемности отражается в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью обучающихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
5. Оптимальность и эффективность средств (технология опыта).
Цель проблемного обучения широкая – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей, овладение системой знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.
Задачи:
изучить теоретическую базу по проблеме;
формировать у обучающихся представление о технологии проблемного обучения на уроках обществознания;
активное применение на уроках технологии проблемного обучения;
проанализировать результаты применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания;
создание благоприятной среды, которая содействовала бы формированию прочных знаний, на основе самостоятельно полученных обучающимися сведений;
способствовать становлению активной жизненной позиции школьников.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей.
Общее значение проблемы – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов). Почему возникают проблемы? Потому, что сложившееся, существующее положение вещей противоречит каким-то потребностям человека, природы, общества, государства, науки. Вопросы, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны. Однако известны они учителю, а не ученику. Обучающиеся должны сами узнать решение проблем. Решения – это знания, умения, навыки. Эти решения школьники получают самостоятельно при разрешении проблемной ситуации. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов.
Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. В проблемной ситуации выделяются такие признаки: неизвестное, противоречие и потребности. Обучающиеся принимают задачу, пытаются ее решить, но чувствуют недостаточность прежних знаний. Затруднение активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
Проблемные ситуации могут быть различными:
1. Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи.
4. Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию обучающихся.
5. Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий.
6. Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:
7.Ситуация «яркое пятно».
Однако, проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Используя проблемный метод, я учитываю готовность обучающихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок. В классе с высоким уровнем мотивации после изложения факта можно ставить проблему одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.
Проблемное изложение применяю, когда материал новый, сложный. При изложении материала я рассуждаю, ставлю вопросы, стараюсь вовлечь в поиск решений обучающихся.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
Преимущества проблемного обучения:
новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
в ходе решения проблемы обучающийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;
темп усвоения информации зависит от самих обучающихся;
повышенная активность обучающихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Систематическое использование элементов проблемного метода обучения позволяет выработать у обучающихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения. Оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. А это значит, входя во взрослую жизнь, ребенок будет уже более защищен от стрессов. И это ещё один, дополнительный плюс применения методики проблемного обучения.
6. Результативность
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая мною работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у ребенка сохраняется интерес к предмету обществознанию на протяжении всего школьного обучения. В старших классах обучающиеся имеют навыки исследовательской работы. Выпускники школы при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильными предметами являются обществознание.
Обучающиеся принимали участие в олимпиаде школьников по обществознанию и стали победителями и призёрами.
Результаты участия в олимпиаде по обществознанию
Название конкурса | Кол – во учащихся | ФИО педагога | Результат |
Международные |
ХV Международная олимпиада «Знанио» | 12 | Гринь Маргарита Евгеньевна | 1. Щипковский Никита – Победитель 2. Байбара Ярослав – Победитель 3. Беликова Мария – Победитель 4. Ральников Данил– Победитель 5. Симакова Мария – Победитель 6. Завьялова Диана– Победитель 7. Сагалова Елизавета – Победитель 8. Шакирова Анжелика – Победитель 9. Роготнев Олег – Победитель 10. Завершинский Тимофей – Победитель 11. Руссу Полина – Победитель 12. Пилипенко Полина – Победитель |
Международная олимпиада по математике «ФГОС онлайн» | 4 | Гринь Маргарита Евгеньевна | 1. Кирова Кристина – 3 место 2. Нажмутдинова Кристина – 2 место 3. Лагутина Юлия – 1 место 4. Сапожникова Екатерина- 1 место |
Международная олимпиада по математике «Солнечный свет» | 5 | Гринь Маргарита Евгеньевна | 1. Щипковский Никита – Победитель (1 место) 2. Байбара Ярослав – Победитель (1 место) 3. Беликова Мария – Победитель (1 место) 4. Ральников Данил– Победитель (1 место) 5. Симакова Мария – Победитель (1 место) |
Исследовательские и научные работы, проекты «ФГОС онлайн» | 1 | Гринь Маргарита Евгеньевна | Симакова Мария - Работа «Моя родословная» - 1 место |
Российские |
| | | |
Район |
Муниципальный тур олимпиады по обществознанию | 1 | Гринь Маргарита Евгеньевна | Кербецов Данил - призер |
7. Трудоемкость.
Использование опыта достаточно трудоемко для учителя, так как предполагает создание такой системы занятий, которая учитывала бы не только возрастные, но и индивидуальные особенности обучающихся.
Выводы.
Анализируя свою работу, могу отметить:
- не все обучение должно быть проблемным, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Однако система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
- обучающиеся, через активизацию познавательной деятельности, путём решение проблемных заданий на уроке не останавливаются на этом, а принимают участие в различных конкурсах, самостоятельно готовят презентации, проекты и дополнительный материал к занятиям. Различного вида поощрения (благодарственные письма, сертификаты, грамоты) стимулируют их и являются реальным показателем эффективности учебного труда.
9. Список использованной литературы
1. Данилюк, А. Я., Тишков, В. А., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А Я. Данилюк, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.
3. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.
4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. Педагогика. М., 1974.
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
6. Омарова, А. А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;
7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"