СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема инновационного педагогического опыта:

«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

1. Актуальность и перспективность  опыта

 

Актуальность  опыта обусловлена важными изменениями, происходящими в последнее время в  системе образования. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научиться учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Воспитание этих качеств находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

Я убеждена, что проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке  изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. При этом трудно переоценить роль федеральных государственных стандартов общего образования в актуализации проблемного обучения. Именно введение этих   стандартов,      требует кардинальных изменений в методах и технологиях обучения.   

Применяя данную технологию на уроках и имея позитивные результат, мы можем быть  уверены, что при организации проблемного обучения повышается уровень знаний обучающихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности,  умения  организовать поиск решений в различных ситуациях   на протяжении всей жизни.

 

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»»

Тема инновационного педагогического опыта:

«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

1. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность опыта обусловлена важными изменениями, происходящими в последнее время в системе образования. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научиться учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Воспитание этих качеств находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

Я убеждена, что проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. При этом трудно переоценить роль федеральных государственных стандартов общего образования в актуализации проблемного обучения. Именно введение этих стандартов, требует кардинальных изменений в методах и технологиях обучения.

Применяя данную технологию на уроках и имея позитивные результат, мы можем быть уверены, что при организации проблемного обучения повышается уровень знаний обучающихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности, умения организовать поиск решений в различных ситуациях на протяжении всей жизни.


2. Ведущая педагогическая идея.


Ведущей педагогической идеей моей работы в данном направлении является формирование активной познавательной деятельности обучающихся, состоящее в поиске и решении сложных вопросов, которые требуют актуализации знаний и умений и обеспечение на этой основе мотивации учений.

Учебный процесс стараюсь строить на основе творческого сотрудничества учителя и ученика.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.



3. Теоретическая база опыта.


Понятие «проблема» означает теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Главное в проблемном уроке – научить, осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение проблемы, увлечь поиском, добиться результата.

Проблема организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей. Как подчеркивали исследователи В. Оконь, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие, именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Эффективность использования элементов проблемного обучения на уроках обществознания тесно связана с подготовкой школьников к самостоятельной жизни, в которой подрастающему поколению необходимы не только знания, но и умения их практического применения в быстроменяющихся условиях социума, так как использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности учеников, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации обучающихся к обучению.

Идея о важном значении проблемного обучения высказывалась общественные деятели педагогической науки, ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

Мне, как учителю, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у обучающихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы обучающиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Необходимо повышать познавательную активность обучающихся, включать учеников в творческую деятельность.

В процессе организации обучения мною используются: проблемные вопросы, интерактивные задания, дифференцированные задания на этапе проверки и закрепления знаний. При проведении уроков стараюсь увеличить долю самостоятельных работ обучающихся.


4. Новизна опыта

Только личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.

Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед обучающимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».

Своеобразие и новизна моего опыта заключена в стремлении использовать проблемное обучение как технологию развивающего образования, направленного на активное получение обучающимися знаний, формирование приемов исследовательской, познавательной деятельности, приобщение к научному поиску, творчеству, воспитание социально значимых качеств личности.

Принцип проблемности отражается в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью обучающихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.



5. Оптимальность и эффективность средств (технология опыта).

 Цель проблемного обучения широкая – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей, овладение системой знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.





Задачи:

  • изучить теоретическую базу по проблеме;

  • формировать у обучающихся представление о технологии проблемного обучения на уроках обществознания;

  • активное применение на уроках технологии проблемного обучения;

  • проанализировать результаты применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания;

  • создание благоприятной среды, которая содействовала бы формированию прочных знаний, на основе самостоятельно полученных обучающимися сведений;

  • способствовать становлению активной жизненной позиции школьников.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей.

Общее значение проблемы – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов). Почему возникают проблемы? Потому, что сложившееся, существующее положение вещей противоречит каким-то потребностям человека, природы, общества, государства, науки. Вопросы, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны. Однако известны они учителю, а не ученику. Обучающиеся должны сами узнать решение проблем. Решения – это знания, умения, навыки. Эти решения школьники получают самостоятельно при разрешении проблемной ситуации. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов.

Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. В проблемной ситуации выделяются такие признаки: неизвестное, противоречие и потребности. Обучающиеся принимают задачу, пытаются ее решить, но чувствуют недостаточность прежних знаний. Затруднение активизирует мыслительную деятельность обучающихся.


Проблемные ситуации могут быть различными:

1. Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».

Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи.

4. Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию обучающихся.

5. Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий.        

6. Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

7.Ситуация «яркое пятно».

Однако, проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.

Используя проблемный метод, я учитываю готовность обучающихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок. В классе с высоким уровнем мотивации после изложения факта можно ставить проблему одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

Проблемное изложение применяю, когда материал новый, сложный. При изложении материала я рассуждаю, ставлю вопросы, стараюсь вовлечь в поиск решений обучающихся.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Преимущества проблемного обучения:

  • новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;

  • в ходе решения проблемы обучающийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;

  • темп усвоения информации зависит от самих обучающихся;

  • повышенная активность обучающихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;

  • результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Систематическое использование элементов проблемного метода обучения позволяет выработать у обучающихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения. Оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. А это значит, входя во взрослую жизнь, ребенок будет уже более защищен от стрессов. И это ещё один, дополнительный плюс применения методики проблемного обучения.

6. Результативность


Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая мною работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у ребенка сохраняется интерес к предмету обществознанию на протяжении всего школьного обучения. В старших классах обучающиеся имеют навыки исследовательской работы. Выпускники школы при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильными предметами являются обществознание.

Обучающиеся принимали участие в олимпиаде школьников по обществознанию и стали победителями и призёрами.


Результаты участия в олимпиаде по обществознанию


Название конкурса

Кол – во учащихся

ФИО педагога

Результат

Международные

ХV Международная олимпиада «Знанио»

12

Гринь Маргарита Евгеньевна

1. Щипковский Никита – Победитель

2. Байбара Ярослав – Победитель

3. Беликова Мария – Победитель

4. Ральников Данил– Победитель

5. Симакова Мария – Победитель

6. Завьялова Диана– Победитель

7. Сагалова Елизавета – Победитель

8. Шакирова Анжелика – Победитель

9. Роготнев Олег – Победитель

10. Завершинский Тимофей – Победитель

11. Руссу Полина – Победитель

12. Пилипенко Полина – Победитель


Международная олимпиада по математике «ФГОС онлайн»

4

Гринь Маргарита Евгеньевна

1. Кирова Кристина – 3 место

2. Нажмутдинова Кристина – 2 место

3. Лагутина Юлия – 1 место

4. Сапожникова Екатерина- 1 место

Международная олимпиада по математике «Солнечный свет»

5

Гринь Маргарита Евгеньевна

1. Щипковский Никита – Победитель (1 место)

2. Байбара Ярослав – Победитель (1 место)

3. Беликова Мария – Победитель (1 место)

4. Ральников Данил– Победитель (1 место)

5. Симакова Мария – Победитель (1 место)

Исследовательские и научные работы, проекты «ФГОС онлайн»

1

Гринь Маргарита Евгеньевна

Симакова Мария - Работа «Моя родословная» - 1 место

Российские





Район

Муниципальный тур олимпиады по обществознанию

1

Гринь Маргарита Евгеньевна

Кербецов Данил - призер




7. Трудоемкость.

Использование опыта достаточно трудоемко для учителя, так как предполагает создание такой системы занятий, которая учитывала бы не только возрастные, но и индивидуальные особенности обучающихся. 

Выводы.

Анализируя свою работу, могу отметить:

- не все обучение должно быть проблемным, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Однако система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

- обучающиеся, через активизацию познавательной деятельности, путём решение проблемных заданий на уроке не останавливаются на этом, а принимают участие в различных конкурсах, самостоятельно готовят презентации, проекты и дополнительный материал к занятиям. Различного вида поощрения (благодарственные письма, сертификаты, грамоты) стимулируют их и являются реальным показателем эффективности учебного труда.


9. Список использованной литературы


1. Данилюк, А. Я., Тишков, В. А., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А Я. Данилюк, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.

3. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. Педагогика. М., 1974.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

6. Омарова, А. А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;

7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"