Сценарий классного часа на тему «Информационная безопасность»
- Здравствуйте, ребята. Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и начнем наш классный час с улыбок! Присаживайтесь. Сидим ровно, держим спину, руки на парте.
Сегодня мы поговорим на очень важную для всех нас тему.
- Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте.
Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно,
Что загадка про… (компьютер)
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам — Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон)
Сетевая паутина оплела весь белый свет,
Не пройти детишкам мимо.
Что же это? (Интернет).
- Догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
- Тема нашего классного часа «Информационная безопасность», какова цель классного часа? (сформировать у учащихся понятие о принципах безопасного поведения в сети Интернет.). А о каких ценностях мы с вами будем говорить?
- Я предлагаю нам сегодня посетить 3 станции, такие как:
1. Познавательная
2. Игровая
3. Закрепляющая
Начнем с первой станции
- Ребята, а у кого дома есть компьютер или телефон? А как вы пользуетесь компьютером или телефоном? А куда вы входите, чтоб поиграть в игры или посмотреть мультфильмы? (В интернет)
А что такое интернет? Давайте перейдем по qr-коду и узнаем
- А как вы думаете, в чем плюсы и минусы такой сети, как интернет?
Плюсы интернета
1. Быстрый обмен информацией
Вспомните, наши родители отправляли письма почтой в разные инстанции, которые долго доходили до адресата, а то и вовсе могли потеряться. Сегодня отправка письма через электронную почту занимает несколько секунд.
2. Общение в реальном времени
С помощью интернета мы можем общаться с близкими, друзьями, даже с людьми из других стран, континентов.
3. Быстрый доступ к любой информации
Лет 20 назад, чтобы получить какую-то информацию, нужно было искать часами в библиотеке, перерыть десятки книг. Сегодня всю эту работу за вас сделает поисковик всего за несколько секунд. Любой материал широко освещен, и у нас есть отличная возможность детально изучить что-либо.
4. Широкие возможности интернета
Всемирная паутина позволяет нам сделать многие дела, не выходя из дома. Компьютерные технологии дают возможность получить дистанционное образование, это большой плюс для детей-инвалидов. Можно зарабатывать деньги в сети интернет. Оплачивать счета, не выходя из дома, что очень экономит время. Можно не ходить в магазины, ведь есть виртуальные магазины, не надо идти к другу за документом, ведь он может отправить его по электронной почте и т.д. Благодаря всемирной сети многие дела можно сделать гораздо быстрее.
5. Развлечение. Для этого большинство людей и заходят во всемирную сеть. С помощью нее люди могут читать новости, смотреть картинки, слушать музыку и т.д.
Минусы интернета
Но, как было сказано выше, у любого «явления» есть как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим, какие же отрицательные стороны у интернета:
1. Мы стали меньше общаться вживую
Не будь интернета, мы бы пошли в библиотеку, чтобы сделать реферат. Придя в библиотеку, мы бы увидели таких же студентов и не только бы искали реферат, но и пообщались. Сейчас молодые люди чаще общаются в социальных сетях, а раньше все выходили на улицу и показывали фотографии друг другу в реальном мире, а не в виртуальном. Без социальных сетей жизнь была совсем другой, более интересной.
2. Падает уровень образования
Если раньше всем приходилось списывать статьи из книг, то сегодня достаточно нажать клавиши CTRL+P, и реферат уже на бумаге. Причем готовый чужой реферат, скачанный из сайта. Естественно, многие молодые люди не учатся так, как надо.
3. Дезинформация
Кто проверяет информацию в сети на достоверность? Никто. Соответственно велика вероятность того, что полученная вами информация неверна, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Вот мы назвали плюсы и минусы интернета. Но как вы думаете, какой самый главный минус интернета? Небезопасная сеть.
Кража информации. Выкладывая любую информацию в сеть, вы подвергаете ее тому, что она может быть украдена недобросовестными людьми.
Виртуальное общение. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
Интернет-хулиганство. Так же, как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
Спам. Спам относится к отправке нежелательных сообщений электронной почты, которые не служат никакой цели и засоряют ваш ящик. Такие незаконные действия могут быть очень докучающими.
Вредоносные программы. Одна из самых раздражающих проблем с интернетом является легкость, с которой любая вредоносная программа может заразить наш компьютер. Интернет пользователи часто страдают от вирусных атак, которые наносят ущерб их компьютерам и важным файлам. Вирусные программы могут незаметно активизироваться, если вы просто нажали на первый взгляд безобидную ссылку. Компьютеры, подключенные к Интернету чрезвычайно склонны к вирусным атакам, которые в конечном итоге могут привести к сбою системы.
Недостоверная информация. Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
Материалы нежелательного содержания. Это такие материалы, которые не предназначены для детей и могут распространять вредную информацию.
- Я раздам каждому тест, и вы должны будете правильно ответить на все вопросы (не забываем про правила посадки)
Тест:
1. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?
А) не бываю в сети;
Б) менее 1 часа; +
В) 1-2 часа;
Г) Более 2 часов.
2. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет?
А) да; +
Б) нет.
3. Какое имя следует использовать при общении в чате, on-line игре, в программе мгновенного обмена сообщениями?
А) использовать собственное имя;
Б) написать имя и фамилию латинскими буквами;
В) использовать псевдоним, не содержащий личных данных. +
4. Как ты поступишь, если тебе по электронной почте придет «письмо счастья» с просьбой переслать его своим друзьям?
А) обязательно перешлю;
Б) отвечу отправителю, что не хочу отсылать письма;
В) не стану отсылать это письмо и отмечу его как спам. +
5. Информация, которая размещена в сети Интернет…
А) достоверна, ей можно доверять;
Б) не вся достоверна, ее следует проверять; +
В) вся недостоверна.
6. Если новый друг из Интернета пригласил тебя на прогулку, ты:
А) обязательно пойду;
Б) ни в коем случае не пойду;
В) расскажу о новом друге своим родителям и попрошу, чтобы на первую встречу они пошли вместе со мной. +
-Давайте теперь вместе проверим. У всех так? Молодцы
- Я предлагаю сделать физминутку и перейти на следующую станцию
- Физминутка: Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
- 2 станция. Игровая. Работа по парам - давайте вспомним правила работы по парам.
Мы будем разгадывать ребусы «Какие опасности могут подстерегать в сети
Интернет».
Ответы: ложь, зависимость, злоумышленники, вирусы, мошенники, агрессия
- Ребята, оцените работу тех, кто работал около доски
- А теперь давайте вспомним правила работы в группах (разделение на группы)
Первая группа – что можно делать в интернете (совершать интернет-покупки, зарабатывать, искать информацию, обучаться новому, общаться с друзьями по интернету, играть, смотреть мультфильмы/фильмы)
Вторая группа – что нельзя делать в интернете (переходить по неизвестным ссылкам, посещать незащищенные сайты, вестись на телефонных мошенников, ставить везде одинаковые пароли, делиться логином и паролем с кем-либо, сообщать всем в Интернете о том, что вы уезжаете из города; пользоваться соцсетями, не задав настройки конфиденциальности)
- Молодцы, ребята, вы все выполнили верно. Первая группа оцените работу второй группы (и наоборот)
- А теперь переходим на последнюю закрепляющуюся станцию. Давайте повторим, какие правила нужно соблюдать в интернете?
Надо соблюдать следующие правила:
не знакомьтесь с незнакомыми людьми.
не указывайте при общении свой номер телефона, адрес и школу, не сообщайте незнакомцам сведения о своей семье;
не назначайте встречи с незнакомцами;
если при общении вы заподозрили что-то неладное, сразу сообщите об этом родителям и прекратите общение с этим человеком;
не выкладывайте личные фото, так как ими могут воспользоваться во вред вам;
общайтесь только с проверенными людьми.
- Отлично! А какая у нас была тема урока? Достигли ли мы поставленной цели? А о каких ценностях мы с вами говорили?
Оцените работу своих одноклассников и оцените свою работу на классном часу.
- Вы очень хорошо поработали, всем спасибо!