СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная грамотность - это «технология» учебы.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная грамотность - это «технология» учебы. Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Информационная грамотность - это «технология» учебы.»

ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Информационная грамотность - это «технология» учебы.

ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Информационная грамотность - это «технология» учебы.

Ключевые слова информация информационная грамотность информационная культура

Ключевые слова

  • информация
  • информационная грамотность
  • информационная культура
Информационная грамотность Информационная грамотность – способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать. ! Основные компоненты:  идентификация информации выработка стратегии эффективного поиска информации организация информации анализ информации передача и интерпретация информации применение информации

Информационная грамотность

Информационная грамотность – способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

!

Основные компоненты:

  • идентификация информации
  • выработка стратегии эффективного поиска информации
  • организация информации
  • анализ информации
  • передача и интерпретация информации
  • применение информации

Информационная культура Основные составляющие информационной культуры: понимание закономерностей протекания информацион-ных процессов умение оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации умение представлять информацию в разных формах умение обрабатывать информацию с помощью подходящих информационных технологий умение применять полученную информацию для принятия решений соблюдение этических норм и правил при использовании информации

Информационная культура

Основные составляющие информационной культуры:

  • понимание закономерностей протекания информацион-ных процессов
  • умение оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации
  • умение представлять информацию в разных формах
  • умение обрабатывать информацию с помощью подходящих информационных технологий
  • умение применять полученную информацию для принятия решений
  • соблюдение этических норм и правил при использовании информации
Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме Некоторые формы представления свёрнутой информации:   аннотация — краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.; конспект — краткое изложение или краткая запись содержания услышанного или прочитанного, обычно своими словами; резюме — краткий вывод из сказанного, написанного; реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата; тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме

Некоторые формы представления свёрнутой информации:

аннотация — краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.;

конспект — краткое изложение или краткая запись содержания услышанного или прочитанного, обычно своими словами;

резюме — краткий вывод из сказанного, написанного;

реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата;

тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.

Этапы работы с информацией Постановка цели и осознание информационной потребности Создание собственного смысла: восприятие информации, структурирование информации, формирование гипотезы, обобщение, выводы Оценка эффективности проделанной работы и осознание влияния этой информации на личные взгляды и поведение Поиск источников информации и их проверка на актуальность, достоверность, полезность и т. д. Рефлексия Что изменилось  для меня? Осмысление полученной информации Почему? Что будет, если…? Поиск информации Комментарии «Лупа» в правом углу слайда позволят перейти на доп. слайд «Ромашка Блума» Где взять? Достоверна ли? Старт Для чего мне нужна информация?

Этапы работы с информацией

Постановка цели и осознание информационной потребности

Создание собственного смысла:

восприятие информации, структурирование информации,

формирование гипотезы, обобщение, выводы

Оценка эффективности проделанной работы и осознание влияния этой информации на личные взгляды и поведение

Поиск источников информации и их проверка на актуальность, достоверность, полезность и т. д.

Рефлексия

Что изменилось для меня?

Осмысление полученной информации

Почему? Что будет, если…?

Поиск информации

Комментарии

«Лупа» в правом углу слайда позволят перейти на доп. слайд «Ромашка Блума»

Где взять? Достоверна ли?

Старт

Для чего мне нужна информация?

Избыточность информации D94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ ПОКАЗЫВАЕТ, КАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ НАШ РАЗУМ! ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ВЕЩИ! СНАЧАЛА ЭТО БЫЛО ТРУДНО, НО СЕЙЧАС НА ЭТОЙ СТРОКЕ ВАШ РАЗУМ ЧИТАЕТ ЭТО АВТОМАТИЧЕСКИ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ ОБ ЭТОМ. Любой естественный язык обладает избыточностью.

Избыточность информации

D94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М.

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ ПОКАЗЫВАЕТ, КАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ НАШ РАЗУМ! ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ВЕЩИ! СНАЧАЛА ЭТО БЫЛО ТРУДНО, НО СЕЙЧАС НА ЭТОЙ СТРОКЕ ВАШ РАЗУМ ЧИТАЕТ ЭТО АВТОМАТИЧЕСКИ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ ОБ ЭТОМ.

Любой естественный язык обладает избыточностью.

Пример решения задачи

У Толи есть доступ к сети Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения информации 2 20 бит/с. У Миши нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Толи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 2 13 бит/с. Миша договорился с Толей, что тот будет скачивать для него данные объемом 5 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Мише по низкоскоростному каналу. Компьютер Толи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 0,5 Мбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах) с момента начала скачивания данных Толей до полного их получения Мишей?

У Толи есть доступ к сети Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения информации 2 20 бит/с. У Миши нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Толи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 2 13 бит/с. Миша договорился с Толей, что тот будет скачивать для него данные объемом 5 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Мише по низкоскоростному каналу. Компьютер Толи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 0,5 Мбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах) с момента начала скачивания данных Толей до полного их получения Мишей?

Комментарии

На слайде демонстрируется работа с текстом задачи:

  • Прочитать внимательно текст и понять процессы описанные в задании
  • Подчеркнуть ключевые фразы текста.

Некоторые приемы работы с текстовой информацией Графические формы свёртывания информации

Некоторые приемы работы с текстовой информацией

Графические формы свёртывания информации

Работа с текстом знакомая информация новая информация информация, вызывающая вопросы

Работа с текстом

знакомая информация

новая информация

информация, вызывающая вопросы

Конструкции Кластер Полное Линейные Условные Неполное Выбор Счетный цикл Комментарии Все листики графа - интерактивны Повторяющиеся С предусловием С постусловием

Конструкции

Кластер

Полное

Линейные

Условные

Неполное

Выбор

Счетный цикл

Комментарии

Все листики графа - интерактивны

Повторяющиеся

С предусловием

С постусловием

Задание

Задание

На первом месте несомненно располагается китайский язык. На нем в мире разговаривают более 1 миллиарда человек. Второе место принадлежит испанскому языку , который является официальным в 20 странах. Очень интересный иностранный язык расположился на третьем месте — хинди , на нем говорит население Индии. Английский язык располагается на четвертом месте. Китайский язык. Количество носителей: Примерно 1,3 млрд. человек Испанский язык. Количество носителей: 460 000 000 человек.  Английский язык. Количество носителей: 380 000 000 человек.  Хинди. Количество носителей: 341 000 000 человек.

На первом месте несомненно располагается китайский язык. На нем в мире разговаривают более 1 миллиарда человек.

Второе место принадлежит испанскому языку , который является официальным в 20 странах.

Очень интересный иностранный язык расположился на третьем месте — хинди , на нем говорит население Индии.

Английский язык располагается на четвертом месте.

Китайский язык.

Количество носителей: Примерно 1,3 млрд. человек

Испанский язык. Количество носителей: 460 000 000 человек.

Английский язык.

Количество носителей: 380 000 000 человек.

Хинди. Количество носителей: 341 000 000 человек.

по степени переносимости по способу распространения по назначению Денотатный граф ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ управляет обеспечивает выполняет ресурсами компьютера пользователя инструментами для работы с данными роль посредника между пользователем и данными закрытые открытые свободные системные прикладные инструментальные платформозависимые кроссплатформенные 14

по степени переносимости

по способу распространения

по назначению

Денотатный граф

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

управляет

обеспечивает

выполняет

ресурсами компьютера

пользователя инструментами для работы с данными

роль посредника между пользователем и данными

закрытые открытые свободные

системные прикладные инструментальные

платформозависимые

кроссплатформенные

14

понимание законов умение выбор Принятие инструментов представление в решения разных формах этические нормы  и правила передача и  интерпретация Интеллект-карта а A R © оценивать поиск и анализ идентифицировать 15

понимание

законов

умение

выбор

Принятие

инструментов

представление в

решения

разных формах

этические нормы и правила

передача и интерпретация

Интеллект-карта

а

A

R

©

оценивать

поиск и анализ

идентифицировать

15

Синквейн Функциональная граммотность

Синквейн

Функциональная граммотность

Информационные источники http://www.arealchange.com/blog/wp-content/uploads/2012/01/bigstock_Information_1826650.jpg http://ec-concord.ied.edu.hk/Grammar/wp-content/uploads/2015/05/books.png http://img-fotki.yandex.ru/get/5810/47407354.294/0_8f5ae_99eabb37_orig.png http://i.ucrazy.ru/files/i/2013.8.26/podborka-raznih-risunkov_5-9.jpeg http://novosti-saratova.ru/files/2016/05/122614_020659_highres_345482132.jpg http://survinat.ru/2009/11/kak-dobyt-ogon-metodom-luchkovogo-veretena/ http://tais.ucoz.ru/solnechnaja_sistema.jpg http://paleoufpa.blogspot.ru/2013/01/a-escrita-no-egito-antigo.html http://www.proza.ru/2014/08/13/2076 http://www.my-pen.ru/collection/all/product/aurora-alpha-red-ct-ruchka-roller-m-bl http://cdn.simplesite.com/i/28/36/281756456017737256/i281756464683980402._szw1280h1280_.jpg http://forumeng.ru/assets/images/products/00000020383.jpg http://img.sotmarket.ru/1200x1200/img/podarki/ruchki/ruchka-evrika-gvozd-0.jpg http://zubr-shop.ru/published/publicdata/WWWZUBRSHOPRU/attachments/SC/products_pictures/molotok-cinkovanny-zubr-20015_enla3_enl.jpg http://cdn.fishki.net/upload/post/201603/29/1900339/tn/77340d9f05fe0770196e789eb423f086.jpg http://365psd.ru/images/photos/medium/article144.jpg http://lornemarr.ca/wp-content/uploads/2013/04/lorne-marr-active-vs-passive-referrals.jpg http://piranil.com/images/kontakty.jpg http://biglibrary.ru/media/content/5416932dbd631.jpg http://www.randrs.ru/photo/1-0/962_182201_962.jpg http://www.eventspro.ru/sites/default/files/article/5725/2015/92/igra_poprobuj-ugadaj.jpg https://lifehacker.ru/2015/09/09/metod-kornella/ 15

Информационные источники

  • http://www.arealchange.com/blog/wp-content/uploads/2012/01/bigstock_Information_1826650.jpg
  • http://ec-concord.ied.edu.hk/Grammar/wp-content/uploads/2015/05/books.png
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5810/47407354.294/0_8f5ae_99eabb37_orig.png
  • http://i.ucrazy.ru/files/i/2013.8.26/podborka-raznih-risunkov_5-9.jpeg
  • http://novosti-saratova.ru/files/2016/05/122614_020659_highres_345482132.jpg
  • http://survinat.ru/2009/11/kak-dobyt-ogon-metodom-luchkovogo-veretena/
  • http://tais.ucoz.ru/solnechnaja_sistema.jpg
  • http://paleoufpa.blogspot.ru/2013/01/a-escrita-no-egito-antigo.html
  • http://www.proza.ru/2014/08/13/2076
  • http://www.my-pen.ru/collection/all/product/aurora-alpha-red-ct-ruchka-roller-m-bl
  • http://cdn.simplesite.com/i/28/36/281756456017737256/i281756464683980402._szw1280h1280_.jpg
  • http://forumeng.ru/assets/images/products/00000020383.jpg
  • http://img.sotmarket.ru/1200x1200/img/podarki/ruchki/ruchka-evrika-gvozd-0.jpg
  • http://zubr-shop.ru/published/publicdata/WWWZUBRSHOPRU/attachments/SC/products_pictures/molotok-cinkovanny-zubr-20015_enla3_enl.jpg
  • http://cdn.fishki.net/upload/post/201603/29/1900339/tn/77340d9f05fe0770196e789eb423f086.jpg
  • http://365psd.ru/images/photos/medium/article144.jpg
  • http://lornemarr.ca/wp-content/uploads/2013/04/lorne-marr-active-vs-passive-referrals.jpg
  • http://piranil.com/images/kontakty.jpg
  • http://biglibrary.ru/media/content/5416932dbd631.jpg
  • http://www.randrs.ru/photo/1-0/962_182201_962.jpg
  • http://www.eventspro.ru/sites/default/files/article/5725/2015/92/igra_poprobuj-ugadaj.jpg
  • https://lifehacker.ru/2015/09/09/metod-kornella/

15

https://videouroki.net/razrabotki/9-klass-informatsionnaia-ghramotnost.html  https://murnik.ru/informacija-informacionnaja-gramotnost-i-informacionnaja-kultura  https://theslide.ru/uncategorized/formirovanie-informatsionnoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov  https://diplomba.ru/work/100063  http://bibliografu.ru/blog/2017/04/12/ развитие-информационной-грамотности/
  • https://videouroki.net/razrabotki/9-klass-informatsionnaia-ghramotnost.html
  • https://murnik.ru/informacija-informacionnaja-gramotnost-i-informacionnaja-kultura
  • https://theslide.ru/uncategorized/formirovanie-informatsionnoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov
  • https://diplomba.ru/work/100063
  • http://bibliografu.ru/blog/2017/04/12/ развитие-информационной-грамотности/