III. Описание актуального педагогического опыта учителя Актуальность выражается в том, что в настоящее время в основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Внеурочная деятельность является благодатной почвой для нравственно-гражданского воспитания обучающихся. Мной выбрано эколого-краеведческое направление деятельности, которое является приоритетным в рамкам ФГОС. Внеурочная деятельность осуществляется на базе авторской программы «Экологическая тропа», прошедшую в 2015 году внешнюю рецензию. Экологическое образование основывается на подготовке детей к жизни в будущем мире. Поэтому изучение основных компонентов природы своей малой Родины – рельефа, климата, почв, растений и животных – поможет ребёнку по–новому взглянуть на очень ранимый, небольшой сектор естественной среды. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Данный опыт актуален, так как смена парадигмы образования со знаниецентрической на гуманистическую, природосообразную, требует естественно пересмотра всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств. В школе ведется много лет экологическая работа в урочной и внеурочной деятельности. Достигнуты определенные успехи в экологическом воспитании учащихся. Ведущее направление отечественной образовательной системы – развивающее обучение. Поэтому социальный заказ современного общества выражен в интеллектуальном и духовно- нравственном развитии человека. Развивающему обучению присущи следующие особенности: - учащийся как субъект познавательной деятельности; -преобладание самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. Решением является внедрение в учебный процесс проектной технологии, которая подразумевает учение через открытие, через разрешение проблемных ситуаций. гогическая проблема: образовательная среда не формирует необходимый уровень экологической культуры Педагогическая идея: целенаправленно спроектированная образовательная среда обеспечит формирование выпускника, обладающим экологическим сознанием, способным к решению современных экологических проблем. Актуальность применения проектной технологии определяется: – социальным заказом на самостоятельную личность, способную как к познанию окружающего мира; – потребностью школы в разработке проектной технологии; – необходимостью обогащения существующей в школе практики организации экологического проектирования с учащимися в рамках внеурочной занятости - необходимостью сформировать у учащихся ключевые компетенции. Тема опыта. Проектно-исследовательская технология как фактор экологического воспитания учащихся. Цель: создать новые условия для проектной деятельности учащихся, которая способствовала бы формированиюу учащихся экологического сознания Основными задачами экологического проектирования являются: - углубить и расширить знания учащихся, способствующие целостному и ценностному восприятию природы; - воспитывать нравственные и патриотические качества личности на местном краеведческом материале, -сформировать умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия; -развивать способности учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело; -развивать исследовательские умения и навыки учащихся, аналитического и критического мышления; -содействовать повышению личной значимости и уверенности в собственных способностях у каждого участника проекта; На основе проведенного мною анализа литературы по данному вопросу я сделала вывод о том, что «проектная технология является высшим уровнем реализации проблемного обучения» (Гузеев В.В). Я работаю в сельской малокомплектной школе. В условиях школы проектная деятельность учащихся осуществляется мною в рамках урочной и внеурочной деятельности. Но в рамках внеурочной деятельности создаются лучшие условия для создания наиболее содержательных работ. Для меня очень важно целенаправленно вовлекать учащихся в проектную деятельность разной степени сложности, переходя от простых учебных заданий под моим руководством к сложным проектам, осуществляемым учащимися самостоятельно в рамках внеурочной деятельности. В условиях сельской малокомплектной школы наибольший успех при проведении проектных работ имеют разновозрастные объединения (группы), что позволяет расширять и развивать отношения детей, создавать новые ситуации общения в зависимости от задач, видов деятельности, интересов детей. Организованная таким образом деятельность способствует тому, что учащиеся проявляют друг к другу чуткость, взаимную поддержку ответственность старших и младших школьников. Экологическое проектирование позволяет: -заложить основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности - связать теоретические знания и практические умения, вовлекая их в реальную общественную жизнь, приобщая к сотрудничеству с государственными и общественными организациями, развивая умение решать какие-либо проблемы местного сообщества; -вовлечь каждого ребенка в общественно-полезную деятельность; В условиях современного образовательного пространства организация проектной деятельности является одним из приоритетных направлений развития личности школьника. Приобщение учащихся к проектной работе в системе внеклассной и внеурочной деятельности способствует их личностному, социальному, культурному и профессиональному самоопределению, активному включению детей в различные виды творческой деятельности, положительному отношению к образовательным и культурным ценностям, развитию нравственности и эмоциональной сферы обучающихся. Как учителю биологии мне важно воспитание любви к природе, формирование личности ребенка, неравнодушного к проблемам окружающего мира, способного защищать и возобновлять природные богатства. Экологические знания бесполезны, если не произошла экологизация сознания, если не затронута эмоциональная сфера. С помощью экологического воспитания мы, учителя, прививаем детям общечеловеческие ценности, ценности гуманистического характера, учим ответственности за судьбу природы своего села, своей страны и природы всей Земли. Очень важно, что проектная деятельность способствует формированию компетенции готовности к самообразованию. Участник проекта ставится в ситуацию, способную выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при разрешении задач своей группы. Ученик самостоятельно оценивает необходимость той или иной информации, осуществляет информационный поиск. Принимая на себя какую-либо роль в группе, ученик ставиться перед необходимостью найти новую информацию, обработать её применительно проблемы, представить её в группе. Тем самым формируются универсальные учебные действия и умения. Я выделяю четыре основных: критическое мышление, креативность, коммуникативность, взаимодействие. Особенно хотелось выделить умение взаимодействовать. Это очень сложно: у каждого ребенка свои цели, — но у меня всегда есть надежда, что учащиеся научаться эффективно работать в команде, ценить совместную работу, уважать мнения других и признавать, что кто-то может внести не меньший вклад, чем он.. Сегодня многие думают: если хочешь быть сильным и побеждать, ты не должен задумываться о других. В нашей деятельности в условиях малокомплектной школы это невозможно, потому что вся деятельность осуществляется вокруг того, что ты не один: ты с людьми, такими, как ты, с общими интересами и одинаковыми ценностями. Для работы над творческими проектами я на кружковой работе читаю курс лекций по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников по курсу биологии и экологии» Это дает теоретическую подготовку для проектно-исследовательской работы , которая, в свою очередь, формирует познавательные потребности учащихся и определяет их образовательный заказ. Наша школа участвует в программе «Взлет». В рамках программы уровень творческой одаренности участников определяется по результатам выполнения ими индивидуальных проектов исследовательской направленности под руководством своих учителей и при научном консультировании со стороны ученых Самарских вузов. Я была руководителем двух индивидуальных исследовательских проектов. Проект «Аналитический контроль химического состава поверхностных вод реки Чапаевка» ученика 11 класса Шмырина Глеба на очном этапе удостоился 1 место( секция Химия). Я являюсь руководителем экологического объединения «Экологическая тропа», работаю по авторской программе «Экологическая тропа». Программа имеет внешнюю рецензию. Занятия проходят на базе школы. Проиллюстрирую сущность социально-экологического проекта, как формы организации воспитательной деятельности, на примере проекта «Экологическое состояние реки Чапаевка». Работа над этим проектом проходила в течение двух лет и осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе сбора и анализа информации были определены цели и задачи проекта, с учетом желания ребят были распределены роли участия в работе над проектом. Итогами работы на этой стадии стали четко сформированные представления учащихся о работе над проектом. Я выступала в роли консультанта. Изучив нормативные документы, дополнительную литературу, материалы средств массовой информации учащимися были сделаны выводы о том, что тема проекта является актуальной для нашего села, района, области, страны. Цель проекта -оценка экологического состояния реки Чапаевка путем изучения качества ее воды. Для достижения поставленной цели ребята провели гидробиологические, гидрохимические и бактериологические исследования воды в реке Чапаевка, выработали и частично реализовали конкретные мероприятия по сохранению реки. Исследования химических и бактериологических показателей воды учащиеся проводили на базе Областной детской микробиологической лаборатории при ГБОУДОД СОДЭБЦ г. Самара под руководством заведующей лабораторией Осиповой Ирины Анатольевны. В ходе исследований учащимися проводились следующие наблюдения, измерения и подсчеты: 1. Проанализированы нормативные документы на качество вод различного назначения, на правила пробоотбора и использования посуды для отбора проб. 2. В качестве метода были выбраны фотометрический, титриметрический, спектрофотометрический методы. 3. Высокие концентрации хлоридов, нитритов и нитратов и их колебания служат критерием загрязненности вод реки Чапаевки хозяйственно-бытовыми стоками. 4. На отдельных участках реки вода представляет особую опасность из-за наличия в воде стронция и фторид–ионов. 5. Анализ водопроводной воды показал наличие стронция и нитратов, что недопустимо для водопроводной воды. 6. Полученные в работе результаты переданы в экологическую службу, а также разработан план мероприятий по сохранению реки Чапаевки. В работе над проектом учащиеся также проводили конкретное социологическое исследование, имеющее отношение к поставленной проблеме. Опрошены были школьники, педагоги, жители села, специалисты, представители администрации. Весь массив полученной информации обрабатывали на компьютере. Анализ полученных данных показал, что проблема охраны и восстановления реки Чапаевка актуальна для сельчан. Ребята в ходе работы приходят к выводу, что река сильно загрязнена и принимают решение в связи с продолжающим антропогенным воздействием и изменениями климата о необходимости проведения и в дальнейшем экологического мониторинга за состоянием реки собственными силами и с привлечением соответствующих служб. Ребята направляют письменные обращения в Сельскую администрацию села Дмитриевка и санэпидемстанцию. На общешкольных родительских собраниях выступают с информацией о важности проблемы загрязнения реки, ее очистки и сохранения. Кроме того, в нашей школе традиционны проекты, направленные на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды - посадка деревьев, разбивка клумб, уборка мусора, уборка кладбища. Таким образом, метод проектов это форма воспитательной деятельности, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных жизненных проблем. Он ставит ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Ученики принимают на себя ответственность за результаты своей работы и в процессе её приобретают экологические знания и умения, вырабатывают экологическое мировоззрение. Ожидаемые результаты: -формирование экологической культуры учащихся; -овладение учащимися ключевыми компетентностями; -сформированность научно-исследовательских и творческих навыков; -совершенствование духовного, нравственного здоровья детей; -формирование потребности в здоровом образе жизни; -воспитание достойного человека, гражданина и патриота; -социализация личности ребенка в условиях социокультурного пространства. |