СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная карта актуального педагогического опыта учителя

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоятельной необходимостью формирования экологической культуры  обучающихся и  низким уровнем результатов исследований ценностных отношений учащихся к природе,  миру, людям.

Потребностью современного общества в актуальности самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности и недостаточным уровнем развития исследовательских умений учащихся школы.

Стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность.

Эти противоречия определили проблему исследования: как использовать проектно-исследовательский потенциал для формирования экологической культуры учащихся

Настоятельной необходимостью формирования экологической культуры  обучающихся и  низким уровнем результатов исследований ценностных отношений учащихся к природе,  миру, людям.

Потребностью современного общества в актуальности самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности и недостаточным уровнем развития исследовательских умений учащихся школы.

Стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность.

Эти противоречия определили проблему исследования: как использовать проектно-исследовательский потенциал для формирования экологической культуры учащихся

Настоятельной необходимостью формирования экологической культуры  обучающихся и  низким уровнем результатов исследований ценностных отношений учащихся к природе,  миру, людям.

Потребностью современного общества в актуальности самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности и недостаточным уровнем развития исследовательских умений учащихся школы.

Стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность.

Эти противоречия определили проблему исследования: как использовать проектно-исследовательский потенциал для формирования экологической культуры учащихся

Настоятельной необходимостью формирования экологической культуры  обучающихся и  низким уровнем результатов исследований ценностных отношений учащихся к природе,  миру, людям.

Потребностью современного общества в актуальности самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности и недостаточным уровнем развития исследовательских умений учащихся школы.

Стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность.

Эти противоречия определили проблему исследования: как использовать проектно-исследовательский потенциал для формирования экологической культуры учащихся

Просмотр содержимого документа
«Информационная карта актуального педагогического опыта учителя»


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта


Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 

 

Абдуразакова Валентина Петровна

[email protected]


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Короткова Ивана Никоновича с. Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области


Учитель биологии и химии



II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

Формирование экологической культуры учащихся через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время

2. Источник изменений (про­тиворечия, новые средства обучения, новые условия об­разовательной деятельности, др.)

Противоречия между:

• Настоятельной необходимостью формирования экологической культуры обучающихся и низким уровнем результатов исследований ценностных отношений учащихся к природе, миру, людям.

• Потребностью современного общества в актуальности самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности и недостаточным уровнем развития исследовательских умений учащихся школы.

• Стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность.

Эти противоречия определили проблему исследования: как использовать проектно-исследовательский потенциал для формирования экологической культуры учащихся


Новые средства обучения- мультимедийные средства обучения, интерактивная доска.

Новые условия об­разовательной деятельности-системный подход к решению проблемы, правильном сочетании и интеграции современных педагогических технологий, применении интерактивных и активных методов и методических приѐмов обучения, обеспечивающих формирование предметных, метапредметых, личностных результатов обучения в рамках урочной и внеурочной деятельности.




3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использо­вании образовательных, коммуникационно-информа­ционных или других техно­логий, в изменении содержа­ния образования, организа­ции учебного или воспита­тельного процесса, др.)

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является является целенаправленно спроектированная образовательная среда, которая обеспечит формирование выпускника, обладающим экологическим сознанием, способным к решению современных экологических проблем.

Цель: создать новые условия для проектной деятельности­­ учащихся, которая способствовала бы формированию у учащихся экологического сознания:

1. системное и поэтапное включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность

2. интеграция урочной и внеурочной деятельности

3. учет интересов, мотивов, потребностей обучающихся, их индивидуальных и возрастных особенностей при выборе проблемы исследования; предоставление свободы выбора темы и содержания исследования, высокая степень самостоятельности при выполнении проектов







4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна

Автор опыта полагает, что формирование метапредметых и личностных результатов обучающихся возможен в рамках внеурочной деятельности, через формирование не только знаний, но и воспитание нравственно-гражданских качеств обучающихся в рамках эколого-краеведческого направления внеурочной деятельности

Новизна опыта. Представленный опыт направлен на активизацию учебной и научной деятельности учащихся на основе внедрения ПИ-технологии и создание условий, обеспечивающих позитивный характер учебного процесса.

Ограничения

- нехватка необходимого времени для проведения экскурсий по г. Самаре и области

- необходимые материальные затраты.

Трудоёмкость и риски

Связаны с организацией и проведением выездных экскурсий и занятий , без которых невозможна реализация предлагаемых изменений, а так же с недостаточной дидактической базой для работы в практико-полевых условиях.

5.Условия реализации изме­нений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма

Условия.

1.Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значений и ответственности за результаты обучения.

2. Личностно-профессиональные качества педагога:

а) высокий уровень педагогической компетентности,

в) мотивированность к повышению уровня квалификации, саморазвитию,

г) знакомство и хороший уровень владения информационными технологиями

е) создание методической копилки урочной и внеурочной деятельности проектно- исследовательской направленности экологического содержания

3. Изменение роли учителя: консультант, наставник,

4. Учителем должен быть освоен методический инструментарий проектно-исследовательской деятельности

5. Сотрудничество с вузами и экобиологическим центром



6.Результат изменений

Внешний субъективный результат.

1. Позитивная динамика итогов учебной деятельности учащихся и качества знаний по предмету с 48,2 до 56,4%.

2. Положительная динамика участия учащихся в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние три года.

3. Положительная динамика участия учащихся в научно-исследовательских конференциях различного уровня, выходы на Всероссийский и Международный уровни, наличие собственных публикаций учащихся.

4. Увеличение среднего балла по биологии на ЕГЭ с 50 до 66,7, превышение окружного и регионального уровня.

Внутренний субъективный результат.

Снизилась тревожность учащихся при изучении химии с 55 до 40% (Методика Филипса «Изучение уровня и характера тревожности»).


7.Публикации о представ­ленном инновационном пе­дагогическом опыте

1. Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время Материалы научно-практической конференции «Педагог-исследователь», г.Самара 2015г


2. Модель внеурочной деятельности по экологии. Материалы Межрегиональной научно-практическая конференция «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка» г.Самара 2016г


III. Описание актуального педагогического опыта учителя

Актуальность выражается в том, что в настоящее время в основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Внеурочная деятельность является благодатной почвой для нравственно-гражданского воспитания обучающихся. Мной выбрано эколого-краеведческое направление деятельности, которое является приоритетным в рамкам ФГОС. Внеурочная деятельность осуществляется на базе авторской программы «Экологическая тропа», прошедшую в 2015 году внешнюю рецензию.

Экологическое образование основывается на подготовке детей к жизни в будущем мире. Поэтому изучение основных компонентов природы своей малой Родины – рельефа, климата, почв, растений и животных – поможет ребёнку по–новому взглянуть на очень ранимый, небольшой сектор естественной среды. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Данный опыт актуален, так как смена парадигмы образования со знаниецентрической на гуманистическую, природосообразную, требует естественно пересмотра всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств.

В школе ведется много лет экологическая работа в урочной и внеурочной деятельности. Достигнуты определенные успехи в экологическом воспитании учащихся. Ведущее направление отечественной образовательной системы – развивающее обучение. Поэтому социальный заказ современного общества выражен в интеллектуальном и духовно- нравственном развитии человека. Развивающему обучению присущи следующие особенности:

- учащийся как субъект познавательной деятельности;

-преобладание самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.

Решением является внедрение в учебный процесс проектной технологии, которая подразумевает учение через открытие, через разрешение проблемных ситуаций.

гогическая проблема: образовательная среда не формирует необходимый уровень экологической культуры

Педагогическая идея: целенаправленно спроектированная образовательная среда обеспечит формирование выпускника, обладающим экологическим сознанием, способным к решению современных экологических проблем. Актуальность применения проектной технологии определяется:

– социальным заказом на самостоятельную личность, способную как к познанию окружающего мира;

– потребностью школы в разработке проектной технологии;

– необходимостью обогащения существующей в школе практики организации экологического проектирования с учащимися в рамках внеурочной занятости

- необходимостью сформировать у учащихся ключевые компетенции.


Тема опыта. Проектно-исследовательская технология как фактор экологического воспитания учащихся.

Цель: создать новые условия для проектной деятельности­­ учащихся, которая способствовала бы формированиюу учащихся экологического сознания

Основными задачами экологического проектирования являются:

- углубить и расширить знания учащихся, способствующие целостному и ценностному восприятию природы;

- воспитывать нравственные и патриотические качества личности на местном краеведческом материале,

-сформировать умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;

-развивать способности учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;

-развивать исследовательские умения и навыки учащихся, аналитического и критического мышления;

-содействовать повышению личной значимости и уверенности в собственных способностях у каждого участника проекта;

На основе проведенного мною анализа литературы по данному вопросу я сделала вывод о том, что «проектная технология является высшим уровнем реализации проблемного обучения» (Гузеев В.В).

Я работаю в сельской малокомплектной школе. В условиях школы проектная деятельность учащихся осуществляется мною в рамках урочной и внеурочной деятельности. Но в рамках внеурочной деятельности создаются лучшие условия для создания наиболее содержательных работ. Для меня очень важно целенаправленно вовлекать учащихся в проектную деятельность разной степени сложности, переходя от простых учебных заданий под моим руководством к сложным проектам, осуществляемым учащимися самостоятельно в рамках внеурочной деятельности. В условиях сельской малокомплектной школы наибольший успех при проведении проектных работ имеют разновозрастные объединения (группы), что позволяет расширять и развивать отношения детей, создавать новые ситуации общения в зависимости от задач, видов деятельности, интересов детей. Организованная таким образом деятельность способствует тому, что учащиеся проявляют друг к другу чуткость, взаимную поддержку ответственность старших и младших школьников.

Экологическое проектирование позволяет:

-заложить основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности

- связать теоретические знания и практические умения, вовлекая их в реальную общественную жизнь, приобщая к сотрудничеству с государственными  и общественными организациями, развивая умение решать какие-либо проблемы местного сообщества;

-вовлечь каждого ребенка в общественно-полезную деятельность;

В условиях современного образовательного пространства организация проектной деятельности является одним из приоритетных направлений развития личности школьника. Приобщение учащихся к проектной работе в системе внеклассной и внеурочной деятельности способствует их личностному, социальному, культурному и профессиональному самоопределению, активному включению детей в различные виды творческой деятельности, положительному отношению к образовательным и культурным ценностям, развитию нравственности и эмоциональной сферы обучающихся.

Как учителю биологии мне важно воспитание любви к природе, формирование личности ребенка, неравнодушного к проблемам окружающего мира, способного защищать и возобновлять природные богатства. Экологические знания бесполезны, если не произошла экологизация сознания, если не затронута эмоциональная сфера. С помощью экологического воспитания мы, учителя, прививаем детям общечеловеческие ценности, ценности гуманистического характера, учим ответственности за судьбу природы своего села, своей страны и природы всей Земли.

Очень важно, что проектная деятельность способствует формированию компетенции готовности к самообразованию. Участник проекта ставится в ситуацию, способную выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при разрешении задач своей группы. Ученик самостоятельно оценивает необходимость той или иной информации, осуществляет информационный поиск. Принимая на себя какую-либо роль в группе, ученик ставиться перед необходимостью найти новую информацию, обработать её применительно проблемы, представить её в группе. Тем самым формируются универсальные учебные действия и умения. Я выделяю четыре основных: критическое мышление, креативность, коммуникативность, взаимодействие. Особенно хотелось выделить умение взаимодействовать. Это очень сложно: у каждого ребенка свои цели, — но у меня всегда есть надежда, что учащиеся научаться эффективно работать в команде, ценить совместную работу, уважать мнения других и признавать, что кто-то может внести не меньший вклад, чем он.. Сегодня многие думают: если хочешь быть сильным и побеждать, ты не должен задумываться о других. В нашей деятельности в условиях малокомплектной школы это невозможно, потому что вся деятельность осуществляется вокруг того, что ты не один: ты с людьми, такими, как ты, с общими интересами и одинаковыми ценностями.

Для работы над творческими проектами я на кружковой работе читаю курс лекций по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности школьников по курсу биологии и экологии» Это дает теоретическую подготовку для проектно-исследовательской работы , которая, в свою очередь, формирует познавательные потребности учащихся и определяет их образовательный заказ.

Наша школа участвует в программе «Взлет». В рамках программы уровень творческой одаренности участников определяется по результатам выполнения ими индивидуальных проектов исследовательской направленности под руководством своих учителей и при научном консультировании со стороны ученых Самарских вузов. Я была руководителем двух индивидуальных исследовательских проектов. Проект «Аналитический контроль химического состава поверхностных вод реки Чапаевка» ученика 11 класса Шмырина Глеба на очном этапе удостоился 1 место( секция Химия). Я являюсь руководителем экологического объединения «Экологическая тропа», работаю по авторской программе «Экологическая тропа». Программа имеет внешнюю рецензию. Занятия проходят на базе школы.

Проиллюстрирую сущность социально-экологического проекта, как формы организации воспитательной деятельности, на примере проекта «Экологическое состояние реки Чапаевка». Работа над этим проектом проходила в течение двух лет и осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе сбора и анализа информации были определены цели и задачи проекта, с учетом желания ребят были распределены роли участия в работе над проектом. Итогами работы на этой стадии стали четко сформи­рованные представления учащихся о работе над проектом. Я выступала в роли консультанта. Изучив нормативные документы, дополнительную литературу, материалы средств массовой информации учащимися были сделаны выводы о том, что тема проекта является актуальной для нашего села, района, области, страны.

Цель проекта -оценка экологического состояния реки Чапаевка путем изучения качества ее воды. Для достижения поставленной цели ребята провели гидробиологические, гидрохимические и бактериологические исследования воды в реке Чапаевка, выработали и частично реализовали конкретные мероприятия по сохранению реки. Исследования химических и бактериологических показателей воды учащиеся проводили на базе Областной детской микробиологической лаборатории при ГБОУДОД СОДЭБЦ г. Самара под руководством заведующей лабораторией Осиповой Ирины Анатольевны.

В ходе исследований учащимися проводились следующие наблюдения, измерения и подсчеты:

1. Проанализированы нормативные документы на качество вод различного назначения, на правила пробоотбора и использования посуды для отбора проб.

2. В качестве метода были выбраны фотометрический, титриметрический, спектрофотометрический методы.

3. Высокие концентрации хлоридов, нитритов и нитратов и их колебания служат критерием загрязненности вод реки Чапаевки хозяйственно-бытовыми стоками.

4. На отдельных участках реки вода представляет особую опасность из-за наличия в воде стронция и фторид–ионов.

5. Анализ водопроводной воды показал наличие стронция и нитратов, что недопустимо для водопроводной воды.

6. Полученные в работе результаты переданы в экологическую службу, а также разработан план мероприятий по сохранению реки Чапаевки.

В работе над проектом учащиеся также проводили конкретное социологическое исследование, имеющее отношение к поставленной проблеме. Опрошены были школьники, педагоги, жители села, специалисты, представители администрации. Весь массив полученной информации обрабатывали на компьютере. Анализ полученных данных показал, что проблема охраны и восстановления реки Чапаевка актуальна для сельчан.

Ребята в ходе работы приходят к выводу, что река сильно загрязнена и принимают решение в связи с продолжающим антропогенным воздействием и изменениями климата о необходимости проведения и в дальнейшем экологического мониторинга за состоянием реки собственными силами и с привлечением соответствующих служб. Ребята направляют письменные обращения в Сельскую администрацию села Дмитриевка и санэпидемстанцию. На общешкольных родительских собраниях выступают с информацией о важности проблемы загрязнения реки, ее очистки и сохранения.

Кроме того, в нашей школе традиционны проекты, направленные на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды - посадка деревьев, разбивка клумб, уборка мусора, уборка кладбища.

Таким образом, метод проектов это форма воспитательной деятельности, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных жизненных проблем. Он ставит ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Ученики принимают на себя ответственность за результаты своей работы и в процессе её приобретают экологические знания и умения, вырабатывают экологическое мировоззрение.

Ожидаемые результаты:

-формирование экологической культуры учащихся;

-овладение учащимися ключевыми компетентностями;

-сформированность научно-исследовательских и творческих навыков;

-совершенствование духовного, нравственного здоровья детей;

-формирование потребности в здоровом образе жизни;

-воспитание достойного человека, гражданина и патриота;

-социализация личности ребенка в условиях социокультурного пространства.






6