СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная карта экспериментальной деятельности учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми Фирсовой Ирины Николаевны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта экспериментальной деятельности учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми

                           Фирсовой Ирины Николаевны

 

 

Параметры

информации

Содержание информации

1.

Общие сведения

Фирсова Ирина Николаевна

МАОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми

Учитель начальных классов

Стаж работы-27 лет

2.

Тема эксперимента

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников в процессе создания проектов в соответствии с ФГОС.

3.

Цель эксперимента

Создание условий для активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры у детей младшего школьного возраста через организацию проектной деятельности.

4.

Задачи, обеспечивающие достижение цели эксперимента

1.Выявить теоретические подходы, позволяющие активизировать познавательную компетентность младших школьников в аспекте универсальных учебных действий.

2.Проанализировать и апробировать технологии, способствующие формированию и активизации познавательной деятельности.

3.Разработать систему мониторинга познавательной активности.

4.Провести стартовую диагностику познавательной активности обучающихся.

5.Спланировать систему работы по активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры в процессе создания проектов на 2012-2015 учебный год.

6.Сравнить полученные данные и выявить динамику познавательной активности и исследовательской культуры обучающихся.

                        

5.

Актуальность эксперимента

     В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции ФГОС становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Опыт работы в начальных классах показывает, что, несмотря на новизну предметов, к концу первого года обучения происходит снижение интереса к учебе и учебному материалу. Именно здесь, для активизации познавательной деятельности, на помощь учителю должны прийти современные технологии и одна из них-проектная деятельность.

Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания.

Так же необходимость усиления внимания к использованию проектной технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации концепции ФГОС, на наш взгляд, обусловлена следующими противоречиями между:

- требованиями ФГОС к учителю по достижению метапредметных результатов и практическими результатами в формировании и развитии познавательной деятельности, в частности, в умении добывать, преобразовывать и представлять информацию;

-развитием проектной технологии как относительно самостоятельного направления современной педагогической теории и практики и недостаточной разработанностью методических материалов для использования в учебной деятельности при формировании и развитии познавательной активности младших школьников.

6

Сроки реализации эксперимента

2012-2015 год

7.

Участники эксперимента

Учащиеся младших классов МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка»

8.

Объект эксперимента

Технологии, способствующие формированию и активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры.

9.

Гипотеза

Гипотеза исследования заключается в том, что использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности приведет к активизации познавательной деятельности.

Технология проектно-исследовательской деятельности в аспекте формирования и активизации познавательной деятельности ориентирована на оптимальное сочетание индивидуального и группового подходов к организации педагогического процесса, что приведет к активизации познавательной деятельности, развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, умению самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. ( от постановки цели до получения и оценки результата)

10.

Использование технологий в ходе реализации эксперимента

- технология проектного обучения;

-информационно-коммуникативные технологии;

-технология обучения в сотрудничестве;

-здоровьесберегающие технологии;

11.

Формы и методы экспериментальной работы

-методы теоретического исследования (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение опыта педагогов по вопросам современных технологий обучения; обобщение, сравнение, моделирование)

-методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование и др.)

-педагогический эксперимент: проведение тематических родительских собраний, мастер-классов; разработка и апробация спецкурсов «Я-исследователь», «Учусь создавать проекты»; вовлечение учащихся в разные виды проектной и исследовательской деятельности.

-обобщение и распространение опыта работы учителя на разных уровнях; статистические методы обработки данных эксперимента.

 

12.

Психолого-педагогическое обоснование эксперимента

Возможность модернизации образования на основе идей компетентностного и системно-деятельностного подхода в отечественной педагогике рассматривалась В.А.Болотовым, И.А.Зимней, Т.М.Ковалевой, А.А.Пинским, Г.К.Селевко, В.И.Фруминым, А.В.Хуторским, О.В.Элькониным, В.П.Кузовлевым и др.

Большинство исследователей отмечают, что полноценная познавательная деятельность выступает в обучении главным условием развития инициативы у детей, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая интернет. Указанные выше качества личности формируются у школьников только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого рода заданий-проектов, приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

13.

Ожидаемые результаты эксперимента

Овладение умениями:

-самостоятельно находить и использовать различные источники для получения и анализа необходимой информации, в том числе по проекту;

-анализировать ситуацию и потребности, обусловливающие проектную работу, прогнозировать ее развитие, аргументированно формулировать цель и задачи проекта, обоснованно подбирать методы проектирования;

-планировать как собственную, так и коллективную деятельность, управлять и контролировать ее.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей:

-знакомство с основами теории проектирования; методологией проектирования;

-практическая реализация проектов различного вида;

Воспитание личностных характеристик:

-целеустремленности

-уверенности в своих возможностях

-социальной активности и ответственности за принятые решения и совершенные действия

Приобретение опыта:

-разработки проектов

-управления его реализацией

-осуществление контроля и регулирования

-оценки результата проекта

-презентации с использованием современных информационных технологий

 

14.

Возможные риски

1.Родители не заинтересуются проектной деятельностью, и не будут оказывать помощь детям, особенно на начальном этапе.

2.Часть детей не захотят принимать участие в проектной деятельности.

3.Дети будут испытывать проблемы в коммуникации при подготовке групповых проектов.

4.Часть детей могут потерять интерес к продолжению работы в проекте из-за возникших в процессе работы трудностей.

15.

Способы корректировки рисков

1.Заинтересовать родителей проектной деятельностью и убедить в необходимости помощи, особенно на начальных этапах, предусмотреть возможность совместных проектов учащихся и родителей.

2.Изучить интересы детей и давать задания, опираясь на личную заинтересованность ребенка, ориентировать детей на успех.

3.На начальных этапах делить детей на группы, опираясь на дружеские отношения ребенка.

4.Мониторить процесс выполнения работы и оказывать своевременную помощь.

16.

Этапы эксперимента

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - подготовительный (апрель-октябрь 2012года). Анализ современного состояния проблемы.

На данном этапе осуществлялось накопление научно-методических материалов; изучение степени разработанности проблемы в педагогических исследованиях; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования; анализировалась проектная технология на соответствие цели исследования; диагностировались исходные данные учащихся, задействованных в исследовании (метод наблюдения, анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися).

В процессе наблюдения я отмечала наличие у младших школьников таких проявлений: активность, самостоятельность, отвлекаемость. Анализ результатов диагностики показал, что основная масса обучающихся- 16 человек, имеют средний уровень познавательной активности, а для 7 человек характерен низкий уровень.

Были сделаны выводы о том, что специальные умения и навыки как элементы проектной деятельности формируются в процессе работы над проектом. При детальном рассмотрении можно было увидеть, что подчас одно и тоже умение может относиться в какой то период к предметным, затем к общеучебным и, если над этим целенаправленно работать, к специальным умениям.

Второй этап-практический.(2012-2014 учебный год)

Этот этап связан с апробацией методики формирования познавательных способов деятельности учащихся на основе технологий проектной и исследовательской деятельности.

Были сформулированы основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

-проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения, какой либо ситуации или явления;

-целеполагание как умение формулировать цель деятельности;

-планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, исполнителей, сроки и т.д)

-анализ результатов и рефлексия (анализ результатов по соответствию цели)

-презентация и защита проектов; велся мониторинг эксперимента, обобщены его результаты.

Третий этап-аналитико-обобщающий. (2014-2015 год)

Осуществлен качественный и количественный анализ полученных результатов; определены показатели изменения уровня познавательной активности учащихся, участвующих в эксперименте, сформулированы выводы, описан и представлен опыт на разных уровнях.

 

 

 

17.

Результаты эксперименталь-ной деятельности

В рамках эксперимента

1.Были выявлены основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

-проблемотизация: умение формулировать проблему после рассмотрения, какой либо ситуации или явления

-целеполагание как умение формулировать цели деятельности

-планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей

-анализ результатов и рефлексия (анализ результатов по соответствию цели)

-презентация и защита проектов;

2.Апробировались основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

-мыследеятельностные: выдвижение идеи, целеполагание, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

-презентационные: построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности, защита проекта, оценка и самооценка проекта.

-коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

-поисковые: находить нужную информацию, формулировать ключевые слова

-информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

3.К положительным факторам использования  технологии проектной деятельности можно отнести:

-повышение мотивации учащихся

-развитие способности к более активной практической деятельности

-создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать выводы , что привлечение к проектной деятельности в урочной и внеурочной работе способствует повышению уровня развития познавательной активности у обучающихся начальных классов.

Согласно полученным результатам, можно сделать выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать проектную деятельность на уроке и во внеурочное время.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые мною методы и приемы в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников. Более 70% обучающихся улучшили умение работать с информацией, находить информацию в тексте, презентовать полученную информацию в различных формах, оценивать результат. Более 66% улучшили свои коммуникативные умения: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы, работать в команде.

 

Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников экспериментального класса, можно сделать вывод о том, что проведение опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику.

В процессе проведения эксперимента детьми моего класса были получены результаты:

-100% обучающихся контрольного  класса вовлечены в различные виды проектной деятельности (классные, общешкольные, районные, городские, региональные, общероссийские), имеют высокие результаты по итогам реализации проектов.

Вот некоторые из тем выполненных проектов:

-классные («Чистый дворик», «Давайте познакомимся», «Моя семья в истории России»)

-общешкольные ( «Академия здоровья», «Путешествие по ф

 

эксперимента