4.Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных и информационных технологий
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Фактор участия школьника в процессе обучения побудил меня искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать его настоящим участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности. На мой взгляд, миссия учителя – учебные достижения каждого учащегося и их развитие (позитивная динамика), поэтому приоритетными в своей деятельности считаю:
Цели:
■ сопровождение учащегося в освоении навыков продуктивного функционирования в образовательном пространстве;
■ помощь учащемуся в осознании своих образовательных интересов;
■ способствование развитию ключевых компетентностей.
Задачи:
добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах
развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Для достижения цели использую личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных технологий, педагогику сотрудничества и развивающего обучения.
Элементы современных образовательных технологий
в структуре урока
Этап урока | Использование образовательных технологий(варианты) | Методы и приёмы |
Этап положительного самоопределения в учебной деятельности. (Мотивация к деятельности). | Здоровьесберегающий подход | --Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка |
Актуализация знаний | Игровые технологии | - Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества | -Совместная деятельность - Эвристическая беседа |
Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (группах) |
Организация поиска и фиксация затруднений в учебной деятельности | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа |
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация) |
Постановка учебных задач и построение проекта выхода из затруднения | | |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха |
Компетентностно- ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах, парах |
Информационно-коммуникативные технологии | - знакомство с новым материалом на ПК - разноуровневые задания на ПК |
Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения |
Игровые технологии | Игровая ситуация |
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Физкультминутка | Здоровьесберегающий подход | Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию |
Первичное закрепление во внешней речи | Моделирование | Графическое изображение. построение модели, (проговаривание) |
Самопроверка по эталону индивидуальной формы работы(с последующим согласованием в группе) | Индивидуальный и дифференцированный подход | -разноуровневые задания |
Информационно-коммуникативные технологии | -Тестирование на ПК -разноуровневые задания на ПК |
Включение в систему знаний по комплексному повторению материала с взаимным консультированием. | Педагогика сотрудничества | - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха |
Рефлексия | Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха |
Здоровьесберегающий подход | Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Формы урока личностно-ориентированной развивающей направленности и методы, используемые внутри данной технологии.
Методы. | Формы урока. |
| Урок - дискуссия Урок - игра Урок - КВН Урок - беседа Урок - экскурсия Интегрированный урок Урок – концерт Урок – спектакль Урок-путешествие Урок - размышление |
Технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Потому очень важно именно в школе выявить тех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Исследование для меня – один из универсальных способов познания действительности, поэтому исследование выступает и как учебная практика, и является основой повседневного общения ученика и учителя. Метод проектов один из способов организации учебно-познавательной деятельности .
Для меня, учителя начальных классов , представляет интерес его использования для придания социального характера процессу изучения технологии. А так же дальнейшего развития основополагающих компетентностей необходимых человеку 21 века: ответственности и адаптивности, коммуникативных умений, творчества и любознательности, критического и системного мышления, межличностного взаимодействия и сотрудничества .
Организация проектной деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания на ПК. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Существует несколько компьютерных образовательных технологий, наиболее часто применяющихся на уроках для решения разных задач:
- использование Интернет-ресурсов (Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал, причем высокого качества. Ресурсы Интернета помогают сделать освоение учебного материала эффективным и вовлечь учащихся в самостоятельное обучение.);
- мультимедийная презентация PowerPoint (Овладев программой составления презентаций PowerPoint, учитель может использовать технологию проектной деятельности в обучении, в решении какой-либо образовательной проблемы. На уровне творческого применения знаний возможна организация самостоятельного проектирования учебных задач учащимися.);
- использование компьютерных образовательных программ (Применение компьютерных программ в обучении, никоим образом, не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает ее эффективность, так как учитель может сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран, использовать необходимый видеосюжет или аудио на уроке, при наличии проектора.) Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык». Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.
Роль информационных технологий трудно переоценить. В настоящее время урок не может быть интересен без использования информационных технологий, да и сам учитель не может быть интересен, если он не следит за современными педагогическими технологиями. Я полностью согласна с изречением великого педагога Я. А. Коменских "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию."
Технологии внеклассной работы метод коллективных творческих дел (КТД).
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Внимание оказываю не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет способности к тем или иным видам деятельности.
Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности и является показателем активности личности, ее высоких способностей к познавательной деятельности.
Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучаемого, его потенциальных возможностей; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; включение учащихся в процесс взаимоконтроля.
В результате использования дидактических игр, подбора упражнений для устных вычислений, отработки вычислительных навыков, применения рациональных способов счёта и осуществления различных видов контроля достигнуты положительные результаты по математике.
В результате применения развивающих творческих заданий, грамматических игр, разнообразных форм работы со словами из словаря и выработки алгоритма действия применительно к правописанию орфограмм достигнута стабильность результатов по русскому языку.
Уроки чтения строю по принципу доступности, осознанности , эмоциональности. С этой целью включаю немало приёмов направленных на активизацию и развитие творческого воображения учащихся, на обогащение знаний и представлений об окружающем мире на привлечение жизненных наблюдений детей. Эти результаты ученики подтверждают в среднем звене.
Использование современных образовательных технологий экономит учебное время, интенсифицирует процесс обучения и повышает его качество, позволяет формировать ключевые компетенции. Повысилось не только количество учащихся, занимающихся творческой деятельностью, но и качество работ. Благодаря использованию элементов инновационных педтехнологий успеваемость – 100%. - Стабильно высокое качество знаний по предметам (75%-100%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Показателем результативности работы можно считать участие в интеллектуальных конкурсах, школьных олимпиадах. Растет как количество учащихся, принимающих участие, так и качество работ. И это подтверждается результатами. В этом году 50% учащихся перешли во второй региональный этап Марафона учеников –занковцев.
Внедрение в образование компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает меня в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации.
Награды и поощрения:
Диплом Управления по делам образования, науки и молодёжной политики администрации Рязанской области областного центра технического творчества учащихся за подготовку дипломантов выставки технического творчества. 2000 г.
Диплом Управления по делам образования, науки и молодёжной политики администрации Рязанской области областного центра технического творчества учащихся за подготовку дипломантов выставки технического творчества. 2002 г.
Призер областного этапа конкурса «Учитель года России – 2005» в номинации «Лучшие методические материалы»( « Методика активизации осознанного усвоения учебной информации младшимишкольниками» )( апрель2005г.)
Почётная грамота Управления по делам образования, науки и молодёжной политики администрации Рязанской области за успешную реализацию нравственных принципов в системе образования младших школьников. (2005г.)
Почётная грамота Управления по делам образования, науки и молодёжной политики администрации Рязанской области за активное участие в областном этапе конкурса «Учитель года России – 2005» (2005г.)
ДипломРязанской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ за активное участие в областном этапе конкурса «Учитель года России – 2005г.» (2005г.)
Диплом ГОУ ДОД « Областного центра детского (юношеского ) технического творчестваза подготовку лауреата областной выставки технического творчества учащихся «Дети, техника, творчество», посвящённого 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. (сентябрь 2005г.)
Диплом Областного центра детского ( юношеского) технического творчества за образовательную программу «Умелые руки» (июнь 2006).
Благодарственное письмо Управления по делам образования, науки и молодёжной политики Рязанской области и Рязанский областной институт развития образования за активное участие в региональном педагогическом форуме «Развитие. Уверенность. Успех» , за плодотворную работу и творчество в деле обучения, воспитания и развития младших школьников по системе Л. В. Занкова «2007 г.)
Почётная грамота Управления образования и молодёжной политики администрации муниципального образования – Старожиловскиймуниципальный район рязанской области, за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. (15 декабря 2010г.)
Директор школы_______(подпись)______________________
Учитель ___________(подпись)____________________/ Чекунаева М . А.