5.Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Проект
Тема: «Повышение качества образовательных результатов
по средствам применения технологии игровых форм
в организации учебной деятельности младших школьников».
I. Исполнитель: учащиеся начальных классов (обучающиеся у учителя с 2007- 2012 год);
Чекунаева Марина Анатольевна , учитель начальных классов МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Поддерживающая организация: МОУ Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Руководитель проекта:Чекунаева Марина Анатольевна , учитель начальных классов МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области
География проекта:МОУ Сохинская основная общеобразовательная школа д. Соха, Старожиловский район, Рязанская область.
Срок выполнения проекта:
Начало: Январь 2007года,
окончание: январь 2011года.
II. Краткая аннотация .
Целью проектаявляетсяповышение качества образовательных результатов путем применения технологии игровых форм организации учебной деятельности младших школьников ,направленной на развитие ключевых компетенций обучающихся.
Для достижения цели поставлены следующие проектные задачи:
Проанализировать существующие проблемы в организации учебных занятий и сформулировать основную идею проекта.
Разработать план-график создания, апробации и внедрения проекта в учебный процесс.
Систематизировать имеющийся материал (инновационные программы, тематическое и поурочное планирование, дидактические материалы) .
Создать Методическую копилку «Игровые педагогические технологии в начальной школе»; подготовить медиапособие, сопровождающее данные методические материалы .
Апробировать технологию игровых форм на базе начальных классов МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области в указанные сроки.
Разработать критерии оценивания эффективности данной технологии.
Провести мониторинг по результативности и эффективности данной технологии.
Стратегия и методы реализации проектных задач предусматривают, что проектные работы выполняются в 2 этапа, дифференцируя подготовку технологии от её внедрения в учебный процесс.
Основными методами реализации проектных задач являются:
1.Теоретические:
изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
анализ государственных образовательных стандартов, документов, приказов Минобразования.
проектирование деятельности.
2. Эмпирические:
Ожидаемым результатом проектной работы является:
Повышение итоговой оценки обучающихся на 20-25%.
100% успеваемость по всем изучаемым предметам
Повышение количества и качества работ учащихся занимающихся творческой деятельностью.
Сохранение высокой мотивации на протяжении всего периода обучения.
Создание методической копилки «Игровые педагогические технологии в начальной школе » и медиапособия, сопровождающего данные методические материалы.
Повышение профессионального мастерства учителя начальных классов – автора и участника проекта, в части составления технологий , освоения компьютерных программ по оформлению электронных пособий .
Повышение внутренней мотивации педагога для участия в дистанционных профессиональных конкурсах (представление опыта работы).
III. Исполнители
учащиеся начальных классов (обучающиеся у учителя с 2007- 2012 год);
Чекунаева Марина Анатольевна , учитель начальных классов МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Руководитель проекта:Чекунаева Марина Анатольевна , учитель начальных классов МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области
IV. Описание проекта и его обоснование
Постановка проблемы . Обоснование проекта.
Требования нового Федерального государственного образовательного стандарта достаточно четко указывают на то, что с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность при сохранении значимости игровой. Использование педагогом нестандартных форм проведения учебных занятий (театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, игровая программа и т.д.) позволяет повысить внутреннюю мотивацию обучающихся и их познавательный интерес к предмету. Для достижения необходимого уровня образовательных результатов обучающихся начальных классов необходимо максимально использовать все имеющиеся ресурсы, поэтому особого внимания заслуживает использование технологии игровых форм в организации учебной деятельности младших школьников, которая при правильной организации и целесообразном использовании позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции с учетом их психологических и возрастных особенностей. Игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе, но направлены они, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Хотелось бы рассмотреть их как способ обучения . В технологии дается общая характеристика игровой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, её роль и значение в психическом развитии ребенка; выявляется соотношение учебной деятельности и игры. Рассматриваются дидактические игры – их структура, виды и функции, и другие игровые формы. Они охарактеризованы как необходимый способ обучения детей в начальный период освоения ими знаний, умений и навыков учебного типа. Технология содержит игровые формы, которые можно использовать при обучении детей грамоте, счету, формированию других элементарных представлений.
Систематизированные в настоящей технологии, наиболее используемые и хорошо зарекомендовавшие себя дидактические игры и игровые приёмы носят как групповой, так и индивидуальный характер, поэтому могут использоваться родителями при обучении детей элементарным математическим представлениям, грамоте и т. д. Материал технологии может быть полезен учителям начальных классов и воспитателям детских дошкольных учреждений.
Проанализировав существующие проблемы в организации учебных занятий (важная из которых - недостаточное методическое обеспечение), пришла к выводу о необходимости создания методической копилки , которая включала бы в себя разнообразные авторские программы, их описание и методическое обеспечение (пояснительная записка, содержание, тематическое и поурочное планирование, разработки уроков, дидактический материал, необходимые электронные пособия и медиапродукты).
При разработке этой идеи огромное внимание уделялось тому, что современные школьники совершенно не похожи даже на школьников 90-х: они лучше развиты, более информированные и приспособленные к постоянно меняющимся реалиям жизни. И хотя учащиеся начального звена приходят в школу с разным уровнем подготовки, большое количество учеников уже умеет читать, свободно владеет компьютером, а, следовательно, требуют особого подхода. Требуется цельная система занятий, направленных на реализацию природного потенциала, на развитие их творческих способностей, умения думать, анализировать, сопоставлять. Однако, такая «современность» детей имеет и оборотную сторону медали: в погоне за стремительно меняющимся миром дети теряют восприимчивость к простым человеческим ценностям: они не слушают классическую музыку, не умеют читать со вкусом художественную литературу.
Таким образом, перед учителем начальных классов стоит непростая задача: с одной стороны, он должен ориентировать своих учеников на достижение высоких результатов, развивать индивидуальные качества каждого, а с другой стороны, не менее ценно желание приобщить их к искусству, литературе, познакомить с волшебным миром культурного наследия, способствовать духовно-нравственному развитию обучающихся.
Проектные мероприятия
Первый этап (теоретический).
Срок проведения: январь -сентябрь 2009года.
Разработка теоретических представлений об авторской образовательной технологии игровых форм деятельности для учебных занятий в начальном звене.
Систематизация материалов ( программы, тематическое и поурочное планирование, дидактические и игровые материалы) по тематике заявленной технологии.
Создание методической копилки «Игровые педагогические технологии в начальной школе », направленных на решение разных задач, которые могут использоваться в комплексе для достижения высоких образовательных результатов.
Подготовка медиапособия содержащего данные методические материалы .
Разработка критериев оценивания результативности и эффективности данного продукта.
Подготовка продукта к этапу апробации на базе начальных классов МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области в указанные сроки.
Результаты первого этапа:
Позитивное отношение педагогов методического объединения начальных классов к теме проектной работы:«Повышение качества образовательных результатов по средствам применения технологии игровых форм в организации учебной деятельности младших школьников»;
Пакет исходных теоретических разработок;
Методическая копилка «Игровые педагогические технологии в начальной школе», включающая в себя :
I разделПедагогические технологии по преобладающему методу . 1. Игровые. 2. Догматические, репродуктивные. 3. Объяснительно-иллюстративные. 4. Развивающие. 5. Проблемные, поисковые. 6. Программированные. 7. Диалогические. 8. Творческие 9. Саморазвивающие. 10. Информационные (компьютерные). В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: II раздел. Использование игровой деятельности . - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеклассной работы.
III раздел Разнообразие игр по характеру педагогического процесса Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. 1. Педагогические игры достаточно разнообразны по: - дидактическим целям; - организационной структуре; - возрастным возможностям их использования; - специфике содержания. 2. По характеру педагогического процесса бывают: - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. 3. По характеру игровой методики делятся на: - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации. 4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам. 5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: - различают игры с предметами и без них; - настольные; - комнатные; - уличные; - на местности; - компьютерные и с ТСО; - с различными средствами передвижения. |
пакет методических рекомендаций для оценивания эффективности и результативности технологии;
повышение внутренней мотивации педагога для участия в дистанционных профессиональных конкурсах (представление опыта работы).
Второй этап (практический)
Срок проведения: октябрь 2009 – январь 2011 года
Представление проекта на заседании педагогического совета.
Разработка подробного плана внедрения данной технологии в учебный план .
Проведение комплекса ежегодно-воспроизводимых мероприятий (интеллектуальные марафоны, олимпиады, конкурсы чтецов, смотры-конкурсы творческих коллективов и т.д.), обеспечивающих прозрачность диагностических материалов для оценивания эффективности данной технологии и уровня образовательных результатов.
Подведение промежуточных итогов по результатам (с 2007-2011гг).
Проведение диагностических исследований и мониторингов для оценивания результатов эффективности технологии и всей проектной работы.
Представление опыта работы на районном заседании методического объединения учителей начальных классов.
Результаты второго этапа:
рост образовательных результатов обучающихся – 25% учащихся повысили итоговую оценку по математике в 3 классе и подтвердили её по литературному чтению и окружающему миру в следующем году ;
100% участие в I туре Марафона учеников-занковцев и 50 % переход участия во II тур ;
рост педагогического мастерства участника проекта;
распространение опыта среди коллег.
Организация проектной работы
Участниками проекта являются ученики Сохинской ООШ и учитель начальных классов Чекунаева М. А. Она же являются авторам и исполнителем данного проекта.
Основными формами работы участников проекта являются: исследовательская работа , обучающие семинары по представлению опыта работы, индивидуальная.
Для проведения диагностики в данном учебном заведении руководителем проекта создается временная экспертная группа из числа учителей начальных классов школы: …. О.В.и заместителя директора по воспитательной работе …Н.В.
Финансирование проекта
Финансирование проекта осуществляется за счет текущих расходов МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области: стимулирование учебного процесса за счет стимулирующей части ФОТ согласно «Положения о распределении стимулирующей части ФОТ в МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области»; ст.312, 222, 226 из средств субвенции на обеспечение государственных прав граждан на получение бесплатного образования.
Анализ нормативно-правовой базы
Осуществление проекта обеспечивается в соответствие с Уставом принятым в МОУ – Сохинская основная общеобразовательная школа.
Критерии эффективности технологии определяются на основе системы мониторинга повышения мотивации познавательной деятельности по сопредельным учебным дисциплинам, участием обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, исследовательской деятельности.
Результаты заносятся в дневник обучающихся классным руководителем и в «Портфолио» обучающегося.
Оценка результатов проекта:
Показатели оценки реализации проекта:
;
качество образовательных результатов;
количество призовых мест на школьных и районных мероприятиях (творческие и интеллектуальные конкурсы);
уровень педагогического мастерства;
качество обученности учащихся;
качество воспитанности учащихся.
Методы оценки:
экспертиза методических пособий
изучение уровня педагогического мастерства учителя начальных классов МОУ Сохинской ООШ Чекунаевой М.А. (наблюдение, анкетирование, открытые уроки)
изучение качества обученности обучающихся (наблюдение, анкетирование, мониторинги, тестирование, конкурсы, олимпиады, смотры и т.д.)
Контроль за ходом реализации проекта и отчетность:
Исполнители проекта разрабатывают план действий по реализации каждого этапа и организуют его выполнение.
Руководитель проекта 1раз в квартал отчитывается о проделанной работе перед педагогическим советом и администрацией школы.
К окончанию проекта исполнитель представляет:
отчет о выполнении проектных задач;
проектные продукты: Методическая копилка «Игровые педагогические технологии в начальной школе» и медиапособие, сопровождающее данные материалы ;
Финансовый отчет о расходовании выделяемых средств.
Дальнейшее развитие проекта
Развитие проекта может идти по следующим направлениям:
расширение круга охватываемых тем для учебных занятий;
разработка новых авторских программ для учебных занятий;
вовлечение в проект новых участников – педагогов других методических объединений общеобразовательного учреждения;
распространение опыта работы с среди других образовательных учреждений района;
Рабочий материал
проекта
(прилагается)
