«___»___________2024 г «___»___________2024 г.
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | | Планируемые результаты |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | объяснительно-иллюстративный | - Доброе уро, ребята! Сегодня у нас необычное урок. - Поприветствуем друг друга. - Я прошу вас повернуться друг к другу и улыбнуться. - И пусть от улыбки ваш день станет светлее. Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | -Доброе утро! Приветствуют учителя и друг друга. | ф | Интерактивная доска (Презентация к уроку) | Оценка учителя, | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; | Эмоционально положительный настрой на урок. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и Осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Метод проблемного изложения материала Прием «Да-нет» | 1. Речевая разминка. - Сейчас я вам прочту стихотворение, а теперь прочитайте его. - Подумайте, о чем будет оно? Как много в жизни значит ДОМ! Как много жизненности в нем! Начало, цель, причал и завершенье, Он – точка А и точка В И в каждой бьющейся судьбе – Тропинок и путей соединенье. - О чем говорится в этом стихотворении? 2. Актуализация знаний. - Как вы думаете, что такое дом? - В старину люди очень ценили свой дом. «Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. - Как вы думаете, почему люди так говорили? - Верно ребята. - Как на Руси люди строили свои дома? 3. Пробное действие - Ребята, а что значит дом для всего живого на планете Земля, кто живёт в этом доме? - Сможете ответить на этот вопрос? | -Дети чётко проговаривают слова в стихотворение. Сначала хором, потом по рядам и индивидуально несколько человек. - В стихотворении говорится о доме. -Дом — это то место, где живут люди и другие живые существа. - Люди говорили так, потому что дом оберегал их от всех ненастий, от врагов и т.д. - Хозяин тщательно выбирал место для постройки дома. А выбрав, старался построить его крепким, удобным, красивым, чтобы ему не были страшны ни ветры, ни стужа, ни дожди. И всю жизнь он оберегал его, украшал, а если надо, и чинил. | Ф Ф, П, И. И | - Интерактивная доска | Самооценка | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. | Положительное отношения к урокам окружающего мира; |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | Метод проблемного изложения материала | - Какие затруднения у вас появились? - В чем вы испытали затруднение? | -Не знаем, понятия, один дом для всего живого. | Ф | | Самооценка | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос | Умение принимать участие в диалоге. | Положительного отношения к школе; |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.: | Репродуктивный | Какова тема нашего урока? Какова цель? Как будем действовать, чтоб достичь цель? Построим план наших действий. -Вы уже познакомились с живой природой. Вспомните, что относится к живой природе? -Потом мы поиграем в игру. - После игры попробуем себя | Познакомиться С новым материалом. Будем учится размышлять. | Ф | Интерактивная доска с презентацией | Оценка учителя | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос. Искать пути решения. | Принимать участие в диалоге | Приме-нять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке |
5.Этап реализации построенного проекта | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Аналитико-синтетический метод, частично-поисковый | - Сегодня мы построим дом, но какой, будет зависеть от нас с вами. - Как вы думаете, что для нас для всех является общим домом? . - А что такое Земля? -Посмотрите, какая удивительная планета Земля! - На её поверхности плещутся моря и океаны, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. Даже ледяные пустыни Арктики и песчаные пустыни Африки по - своему прекрасны. Земля – это огромный шар, который вращается вокруг Солнца. Это единственная планета, на которой есть жизнь. - Как вы думаете, какая тема нашего занятия? - А для кого же она является домом? - Что необходимо всем жителям дома, чтобы им хорошо жилось? | - Земля -Планета . -Тема нашего занятия: «Земля наш дом». -Для животных, растений и людей. - Тепло, свет, вода, воздух. | Г | Интерактивная доска | Оценка учителя | Называть общие понятия. | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | | - Давайте начнём строить наш дом. - Как вы думаете, что является основой каждого дома? . - А что может быть фундаментом нашего природного дома? - После фундамента нам нужны стены. Что может в этом помочь? - Что же завершит дом? - Что может быть крышей в нашем доме? - Дом мы построили. - А теперь давайте посмотрим экологический спектакль, о том, что может произойти с нашим домом если его не беречь. | - Фундамент - Почва, вода. - Растения, животные. - Крыша. - Воздух. | Ф | Азбука | Оценка-учителя. Взаимоконтроль | Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; | Умение ориентироваться в своих мыслях. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | Частично -поисковой: | - Давайте немного поиграем. Сейчас я раздам вам слова, а вы должны будете обыграть свои слова. - Инсценировка стихотворения 3. Александровой «Белая черемуха». | Девочка 1. (идет по сцене и читает стихотворение, показывая на дерево). Расцвела черемуха около ручья, На апрельском солнышке Ветками шепча. Легкая, как облачко, Чистая, как снег. Радовался деревцу каждый человек. Приходили девочки Посидеть под ней. И могла цвести она Много-много дней. Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки. Девочка 2. (обращаясь к подруге). Это чья черемуха? Девочка 3. Да она ничья Белая снегурочка Около ручья. Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева. Девочка 1. Прибежали девочки, А снегурки нет, Лишь в пыли валяется Вянущий букет. А была черемуха Чистая, как снег, Радовался деревцу Каждый человек. Ученик 8. Доброе дерево, старые ветви, В листьях запутались шумные ветры. Сколько птенцов под густою листвою Ты укрывало от стужи и зноя! Старые ветви ночами не спали, Чтобы на землю птенцы не упали, Чтобы им с дерева, словно с порога, В синее небо открылась дорога. Лето промчится, и перед зимой Дерево птицам помашет листвой. Ученик . Будет потом ему сниться и сниться, Как по весне возвращаются птицы. Их не пугают опасные кручи, Белые молнии, черные тучи. Птицы на родину мчатся уверенно, Зная, что помнит их доброе дерево. В. Орлов Ученик . Не верю, что звери не говорят, Что думать не могут певчие птицы, Что только инстинкты у хитрой лисицы И пчелы не знают, чего творят. Попробуйте в роще уединиться, Укрыться под хвойный густой наряд Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг, Предубежденность на время откинув, — И в сердце не будет место гордыне, Вас трепет и робость охватят вдруг. Ученик. Себя не видят синие просторы, И в вечном холоде, светлы, чисты, Себя не видят снеговые горы, Цветок своей не видит красоты. Им сладко знать: идешь ли ты лесами, Спускаешься ли горною тропой, Твоими ненасытными глазами Природа восхищается собой. | П | Интерактивная доска, карточки | Взаимоконтроль | Устанавливать последовательность в природе. | Принимать участие в работе | Навыки сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | Частично -поисковой: | 1.Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево. 2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну. 3. Отгадайте загадки. - Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут. - Окраской - сероватая, Походкой - мешковатая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая. - Длиннохвоста, белобока, И зовут ее ... -Живет в дупле пустом, Дуб долбит, как долотом. - Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. - Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? - Всех прилетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица - ... - Хоть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. 4. Расшифруйте криптограмму: 12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8. Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. 6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. 10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. 12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. 5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет. - Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? 6. Пофантазируйте: что было бы, если ...: - Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы? - Не стало бы воды? - Исчезли бы птицы? | - Снегирь. - Ворона. - Сорок. -Дятел. - Воробей. - Соловей. - Грач - Синичка. -Среда. -Школа. - Ноги. - Ботва. - О Береги лес - наше богатство. - Велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе. -(Электровоз, трамвай, троллейбус, метро. | И,П | Карточки с криптограммой, интерактивная доска. | взаимоконтроль | Умение логически мыслить. | Умение оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Умение работать в парах, в группах. |
9.Этап рефлексии УД на уроке | - Наше необычное занятие подходит к концу. Давайте с вами подведем итоги. Скажите, какая была тема? Земля –наш общий дом. - Как вы думаете, для чего мы должны беречь природу? - Ребята, спасибо вам большое за работу! | | -Звучит тихо песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского). - Ребята, природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме – на планете Земля! | - Природа наш второй дом и если мы не будем беречь и охранять её, то тогда может погибнуть живая природа. И человек просто не сможет жить без природы. А значит погибнем и все мы. | Ф | | Самоконтроль | Понимать ценность природы. | Оценивать результат своих действий. | смыслообразование |