СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная компетенция как один из приоритетов общего образования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная компетенция как один из приоритетов общего образования»

Формирование информационной компетентности как средство повышения качества образования.


Внедрение новых образовательных стандартов позволило решить некоторые проблемы. Обучение стало интерактивным, перешло на новый уровень развития, идет разработка и апробация основных образовательных программ, основанных на федеральных государственных образовательных стандартах.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно - и социально значимой продуктивной деятельности.

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.


1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.


1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя - он должен стать координатором информационного потока. Формирование информационной компетентности следует начинать с первой ступени общего образования. Информационная компетентность определяется как способность учащихся и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи.

Одной из ключевых компетенций, установленной стандартом, является информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества – объекты, взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов. Действительно, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, использовать современные технологии, грамотно работать с информацией.

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому наша задача, задача педагогов не только  научить детей, но и  уметь применить свои знания в современной жизни.

Формирование информационной компетентности позволит расширить границы образовательного пространства и улучшить качество образовательных услуг. Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путём передачи информации, точнее – способов и методов деятельности по её использованию. Данный процесс достаточно сложен, охватывает все этапы обучения, самостоятельную деятельность, и научно-исследовательскую работу, в его основе лежат компетентностный, информационный и личностно-ориентированный подходы.

В основу обучения входят следующие организационно-методические условия, способствующие формированию информационной компетентности учащихся:

- образовательный процесс построен на интеграции трех подходов (личностно-деятельностном, системном, компетентностном);

- педагогическая технология включает в себя элементы трех технологий (фреймовых опор, кластерного обучения, проблемного обучения);

- педагогическая технология предусматривает включение школьника в продуктивную преобразовательную деятельность;

- проектирование уроков на основе применения информационных технологий в образовательном процессе

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Информационная компетентность характеризуется, как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Информационные компетенции включают в себя: 

- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;

-применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.


Диагностика уровня сформированности информационной компетенции.

Необходимо определить, какие умения подлежат оценке.

  1. Уровень сформированности умения планировать информационный поиск

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Определение недостающей информации

Указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет



Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников



Определение источника недостающей информации




Указывает, в каком типе источников следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска



Планирует наблюдение, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска



Планирует эксперимент, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска



Определяет способы сбора информации

( анкетирование, опрос)



Для поиска и извлечения необходимой информации учащийся должен уметь работать с различными источниками (словарями, энциклопедиями, Интернетом, каталогом и т.д.), проводить эксперимент и наблюдение по заранее составленному плану.

  1. Уровень сформированности умения извлекать информацию

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Нахождение нужной информации в источниках различного типа

Пользуется справочниками, энциклопедиями



Пользуется библиографическими изданиями



Пользуется списками публикаций в периодических изданиях, карточным каталогом



Ориентируется на сайте по ссылкам



Пользуется электронным каталогом, поисковыми системами Интернет



В диалоге задает вопросы на понимание, уточнение



Извлечение информации через эксперимент

Формулирует проблему



Определяет цель эксперимента



Выдвигает гипотезу, используя логические выражения «если, то», «не только, но и»



Проводит опыт согласно составленному плану



Фиксирует результат опыта



Извлечение информации через наблюдение

Определяет цель наблюдения



Составляет план наблюдения



Фиксирует результат наблюдения




  1. Уровень сформированности умения обрабатывать информацию

Обработка информации включает в себя способности замысливать и делать умозаключения в соответствии с поставленной задачей, связывать новую информацию с освоенной ранее, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, схему, график и наоборот), редактировать и создавать собственный текст с использованием мультимедийных средств и компьютерных технологий.

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Оценка и анализ полученной информации

Сравнивает полученные результаты в ходе эксперимента с информацией, найденной в справочной литературе



Сравнивает полученные результаты в ходе наблюдения с информацией, найденной в справочной литературе



Систематизация полученной информации

Анализирует полученную информацию, сравнивая различные источники нахождения информации, указывает обнаруженные противоречия



Выделяет главное и второстепенное



Отбрасывает избыточную информацию



Устанавливает причинно- следственные связи



Структурирование информации, представление ее в различных формах


Переводит информацию из текста в таблицу



Переводит информацию из таблицы в текстовую форму



Представляет информацию в виде диаграммы



Представляет информацию в виде шкалы



Создает электронную презентацию



Делает доклад



Выводы на основе аргументации

Находит вывод и аргументы на основе проведенного опыта



Находит вывод и аргументы на основе проведенного наблюдения



Делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения. Рефлексирует



Чтобы увидеть, насколько освоено на данный момент то или иное умение, достаточно предложить учащимся выполнить задания предметного содержания. Так, например, для оценки сформированности умения первоклассников структурировать информацию и представлять ее в различных формах (переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу), детям предлагается прочитать текст и заполнить таблицу

Затем материал обобщается в виде электронных презентаций, сообщений, творческих работ. Системная пошаговая работа с учащимися вырабатывает у них осознанное критическое отношение к получаемой информации, стимулирует поиск ответов на возникающие вопросы.

Практическая реализация методов поможет как выявлению уровней сформированности информационной компетентности школьника, так и формированию информационной компетентности ребенка

Формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, учителя должны осуществлять развитие компетентности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.

Таким образом, рассматривая информационную компетентность как способность личности, можно:

- осуществлять поиск информации,

- интерпретировать информацию,

- систематизировать и структурировать информацию,

- критически оценивать информацию,

- анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи,

- делать аргументированные выводы,

- использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,

- представлять информацию в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации, мы определили, что формирование этих компонентов обеспечивает готовность к проявлению компетентности, понимание учащимися смысла и личностной значимости собственной деятельности, эффективное самоуправление, опыт проявления компетентности в процессе решения учебных задач, самоконтроль, самооценку и рефлексию.

Все это в итоге подтверждает, что, формирование информационной компетентности является неотъемлемой частью и необходимым результатом профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда и современного производства, динамично меняющегося под воздействием технического прогресса.