Информационная компетентность учителя русского языка
и литературы
(теоретическое обоснование проблемы) (слайд 1)
Методист ОО и С Стадниченко С.В.
Спецификация реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании состоит в том, что учитель должен не только сам овладеть определенной компетенцией, но и быть готов к переносу своих навыков в сферу опыта педагогов для становления у них разного рода компетенций (слайд 2,3).
«В модели профессионального развития, - подчеркивают ведущие специалисты в области компетентностного подхода, - основной акцент переносится на становление умения "выйти" за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию». Особенность профессиональной педагогической компетенции, таким образом, заключается в том, что она "реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее" (слайд 4).
В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности (слайд 5).
Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности педагогов по отношению к информации, содержащейся в образовательных областях, а также в окружающем мире. Вместе с тем, спектр компетенций их профессиональной деятельности гораздо шире (слайд 6).
Он характеризуется процессом принятия общепедагогических решений. Это делает особенно актуальной проблему развития у каждого учителя способности видеть проблемы, возникающие в образовательном процессе, самостоятельно ставить конкретные педагогические цели и задачи и находить способы их решения, анализировать и оценивать полученные результаты. Отсюда возникает проблема, какое место в структуре общей профессиональной компетентности должна занимать информационная компетентность, каковы ее роль и значение в обеспечении наиболее оптимального функционирования профессиональной деятельности в целом и дидактико-методической в частности
Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности (слайд 7).
Она, как составная часть профессиональной компетентности, включает такие слагаемые его деятельности, как:
мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;
способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;
опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету с учетом его специфики;
умение организовать самостоятельную работу учителей и учащихся посредством Интернет-технологий;
опыт отношений «человек-компьютер».
Сегодня активно развиваются новые информационные направления, связанные с конкретными отраслями знаний. Поэтому в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов одной из важнейших становится задача повышения уровня информационной компетентности
и уделяется особое внимание ее развитию.
Рассматривая деятельность педагогов, можно выделить определенные элементы информационной деятельности в каждом компоненте их профессиональной компетентности. Эти элементы во взаимосвязи между собой и с качествами личности составляют суть понятия "информационная компетентность" и включают в себя:
(слайд 8)
способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;
способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;
готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде.
С общих дидактических позиций можно выделить следующие этапы формирования информационной компетентности учителей в системе педагогического образования: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность (слайд 9)
С позиций профессиональной подготовки представляется целесообразным говорить о двух основных этапах формирования информационной компетентности педагогов: (слайд 10)
Являясь видом профессиональной компетентности педагогов, информационная компетентность включает в себя мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и операциональный компонент.
Возможности формирования информационной компетентности педагогов определяются спецификой и содержанием учебных предметов. Их объем и структура зависят от уровня и вида профессиональной подготовки (основная, дополнительная, общепрофессиональная или в рамках специализации). Но все они направлены на формирование, развитие и совершенствование у педагогов системного профессионального мышления, которое позволяет им решать задачи профессиональной деятельности алгоритмически, подходить к анализу и решению стоящих проблем комплексно, системно.
Профессиональная компетентность учителей русского языка
и литературы.
Свою специфику имеет информационная компетентность учителя русского языка и литературы. Она одновременно выступает в двух ипостасях: относится к ключевым, т.е. необходимым для любой профессии, компетентностям; базовой, - отражающей особенность педагогической деятельности. Следовательно, подготовка учителя русского языка и литературы должна предполагать многостороннее видение указанной компетенции и создавать условия полизначного овладения ею.
Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы, содержит такие слагаемые (т.е. компетенции), как: (слайд 11)
владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
умение представить информацию в Интернет;
владение навыками организации и проведения уроков русского языка и литературы, внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий;
умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
владение навыками использования телекоммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы с учетом их специфики.
От уровня профессионализма учителя русского языка и литературы, его компетенции в области информационных технологий зависит реализация требований, предъявляемых обществом к качеству подготовки выпускников школы.
В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством создания условий для самореализации творческого потенциала и применения современных педагогических технологий и частных методик обучения русскому языку и литературе.
Одним из основных направлений этой работы является:
овладение информационными технологиями и содержанием образования; создание условий для их непрерывного изучения;
формирование глобально-ориентированного мышления;
дифференциация информационного обучения педагогов и учащихся; создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося;
повышение теоретического уровня информационной подготовки учителя русского языка и литературы;
применение разнообразных информационно-дидактических форм методической работы: теоретических и тематические семинаров, дистанционных консультаций и практикумов, творческих отчетов, презентаций учителей и т.д;
экологичность информации (взаимоотношение человека с информационной системой, с социальной и культурной средой, прямые и побочные влияния информационной деятельности на духовное и психическое здоровье человека);
принципы экологичности информации (охрана нравственного здоровья человека, сохранение и восстановление элементов его духовной среды, информационная картина новых моральных ценностей, направленных на бережное отношение к человеческой среде обитания);
развитие операционного стиля мышления, умение планировать свою деятельность, эффективно организовывать поиск информации, необходимой для решения образовательных задач, умение проектировать и строить информационные модели;
навык использования текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц;
умение работать в Интернете и использовать электронную почту;
использование мультимедиатехнологий в преподавании предмета.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя русского языка и литературы с информацией, содержащейся не только в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Компетенции информационных технологий: (слайд 12) прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной почтой, интернет-технологиями.
Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов информационно-педагогической компетентности учителя русского языка и литературы.
Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору информационных образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Слайд 13, итоговая заставка.