Информационная переработка текста.
Виды плана.
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Александровская школа
Марьинского района»
Кириченко С.В.
С.В.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: * простой,
*сложный,
*вопросный,
*цитатный,
*тезисный,
*план — опорная схема.
План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте.
Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.
Простой план – перечень микротем, основных пунктов.
Например: 1. Старый воробей охраняет воробьишек. 2.Появляется ястреб-разбойник. 3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.
Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста.
Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.
Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста.
Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.
Например: 1. Национальный символ. 2. История слова. а) Введение термина. б) Вилы. в) Троица. 3. Утверждение государственного герба. 4. Распространение термина. 5. Помнить историю.
Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)
Например: 1. Как появился первый птенец? 2. Сколько птенцов появляется у кукушки? 3. Почему кукушка бросает птенцов? 4. Как вырастают птенцы кукушки?
Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
- Ценный мех чёрной лисицы.
- Хитрость лисицы.
- Молодой зверолов и лисица.
Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст.
Например:
- Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого.
- Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их.
- Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.
Цитатный план:
1. «Видеть не могу манную кашу!» 2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!» 3. «Ты должен съесть все до конца!» 4. «Ты это запомнил на всю жизнь!» 5. «А я остался с кашей наедине!»
ЗАДАНИЕ: Составьте простой план (письменно)
Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом. А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом. Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла. Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
Домашнее задание:
Пар.17(учебник Рус.язык 6класс 1 часть), упр.94 на стр.45.Составить цитатный и вопросительный план текста.