СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная переработка текста.Виды и типы плана

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентацияя поможет в работе с текстами.

Просмотр содержимого документа
«Информационная переработка текста.Виды и типы плана»

Информационная переработка текста.  Виды плана.  Подготовила учитель русского языка и литературы  МБОУ «Александровская школа Марьинского района» Кириченко С.В.  С.В.

Информационная переработка текста.

Виды плана.

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Александровская школа

Марьинского района»

Кириченко С.В.

С.В.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.  Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов: * простой, *сложный, *вопросный, *цитатный, *тезисный, *план — опорная схема.

Планы бывают нескольких типов: * простой,

*сложный,

*вопросный,

*цитатный,

*тезисный,

*план — опорная схема.

План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте. Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте.

Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

Простой план – перечень микротем, основных пунктов. Например:  1. Старый воробей охраняет воробьишек.  2.Появляется ястреб-разбойник.  3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

Простой план – перечень микротем, основных пунктов.

Например: 1. Старый воробей охраняет воробьишек. 2.Появляется ястреб-разбойник. 3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.

Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста. Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста.

Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста. Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста.

Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

Например:  1. Национальный символ.  2. История слова.  а) Введение термина.  б) Вилы.  в) Троица.  3. Утверждение государственного герба.  4. Распространение термина.  5. Помнить историю.

Например: 1. Национальный символ. 2. История слова. а) Введение термина. б) Вилы. в) Троица. 3. Утверждение государственного герба. 4. Распространение термина. 5. Помнить историю.

Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)

Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)

Например:  1. Как появился первый птенец?  2. Сколько птенцов появляется у кукушки?  3. Почему кукушка бросает птенцов?  4. Как вырастают птенцы кукушки?

Например: 1. Как появился первый птенец? 2. Сколько птенцов появляется у кукушки? 3. Почему кукушка бросает птенцов? 4. Как вырастают птенцы кукушки?

Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. Например: Ценный мех чёрной лисицы. Хитрость лисицы. Молодой зверолов и лисица.

Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например:

  • Ценный мех чёрной лисицы.
  • Хитрость лисицы.
  • Молодой зверолов и лисица.
Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст. Например: Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого. Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их. Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.

Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст.

Например:

  • Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого.
  • Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их.
  • Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.
Цитатный план:  1. «Видеть не могу манную кашу!»  2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»  3. «Ты должен съесть все до конца!»  4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»  5. «А я остался с кашей наедине!»

Цитатный план:

1. «Видеть не могу манную кашу!» 2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!» 3. «Ты должен съесть все до конца!» 4. «Ты это запомнил на всю жизнь!» 5. «А я остался с кашей наедине!»

ЗАДАНИЕ: Составьте простой план (письменно) Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.   А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.   Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.   Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

ЗАДАНИЕ: Составьте простой план (письменно)

Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом. А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом. Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла. Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

Домашнее задание:  Пар.17(учебник Рус.язык 6класс 1 часть), упр.94 на стр.45.Составить цитатный и вопросительный план текста.

Домашнее задание:

Пар.17(учебник Рус.язык 6класс 1 часть), упр.94 на стр.45.Составить цитатный и вопросительный план текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!