Информационно-аналитическая справка
по результатам ЕГЭ по литературе
В ЕГЭ по литературе приняла участие 1 выпускница…. Продолжительность экзамена составила 235 минут.
Общая характеристика работы
В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. Содержание и структура дают возможность проверить знание содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также умения по предмету.
Часть 1 включала 16 заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Задания 1-7, 10-14 оценивались 1 баллом при правильном выборе ответа (всего 12 баллов); 8,15 оценивались по двум критериям (всего 8 баллов); задания 9, 16 оценивались по одному критерию (всего 8 баллов)
В этой части проверялось умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений, а также умение рассматривать литературные произведения во взаимосвязи. Задания 9, 16 первой части предполагали выход в широкий литературный контекст, так как следовало найти и обосновать связь данного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления.
Часть 1 включала два комплекса заданий: к эпическому и лирическому произведению.
Часть 2 требовала написания развернутого сочинения на литературную тему.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный балл | Процент максимального первичного балла |
I | С кратким ответом | 12 | 12 | 67 |
С развёрнутым ответом ограниченного объёма | 4 | 16 |
II | С развёрнутым ответом (сочинение) | 1 | 14 | 33 |
| Итого | 17 | 42 | 100 |
Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 1-7.
Задания данного типа требовали от экзаменуемых знаний терминов и понятий, историко – литературных фактов, знание содержания текстов. Анализ показывает, что затруднения вызывает определение рода и жанра литературы. Ошибки допущены также в заданиях, проверяющих хорошее знание текста литературного произведения, что свидетельствует о слабом знании сюжетной основы произведений (материал задания строится исключительно на ключевых сюжетных элементах и основных персонажах). Затруднение вызвало задание 4, направленное на проверку знания текста художественного произведения через установление соответствия между его содержательными элементами. Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 10-14.
Анализ показывает, что выпускница не в полной мере владеет терминологией, ошибки допускаются в определении выразительных средств. Недостаточно сформировано умение определять стихотворный размер.
Результаты выполнения заданий 8,9, 15,16.
Задания 8, 9, 15, 16 опираются на традиции написания сочинений на литературную тему и требуют создания письменных монологических высказываний разных типов на снове художественного произведения. Они нацелены на проверку умений дать ёмкий развёрнутый ответ в объёме 5-10 предложений. Задания 9,16 предполагают включение анализируемого художественного произведения в литературный контекст. Анализ показывает, что ошибки допущены в заданиях, где требовалось обосновать тезис или сопоставить подобранные произведения. Это указывает на то, что выпускнице недостаёт знания как конкретных лирических произведений, так и классической лирики в целом. Затруднение вызвало выполнение «контекстного» задания. Это объясняется низким уровнем начитанности.
Результаты выполнения задания 17
Задание 17 требовало написания развернутого сочинения и опирается на традиции написания сочинений на литературную тему и требуют создания письменных монологических высказываний разных типов на снове художественного произведения. Оно проверяло умение глубоко раскрыть тему, владение теоретико - литературными понятиями, обоснованность привлечения текста, логичность изложения. Анализ работы показал, что тема раскрыта неубедительно, необоснованно привлекался текст художественного произведения.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный балл | Процент максимального первичного балла |
I | С кратким ответом | 12 | 12 | 67 |
С развёрнутым ответом ограниченного объёма | 4 | 16 |
II | С развёрнутым ответом (сочинение) | 1 | 14 | 33 |
| Итого | 17 | 42 | 100 |
Поэлементный анализ выполнения работы
Поэлементный анализ выполнения заданий 1-7 и 10-14, требующих написания (базовый уровень сложности)
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Теория литературы. Литературные роды. Жанры литературы | | |
2 | Знание литературного произведения | | |
3 | Знание литературного произведения | | |
4 | Знание литературного произведения | | |
5 | Теория литературы. Язык художественного произведения. | | |
6 | Теория литературы. Деталь. Символ. | | |
7 | Умение ориентироваться в литературном и историческом контексте | | |
10 | Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм | | |
11 | Язык художественного произведения. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. | | |
12 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс | | |
13 | Язык художественного произведения. Звукопись: аллитерация, ассонанс | | |
14 | Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. | | |
Поэлементный анализ выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений (повышенный уровень сложности)
Задание 8
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | | |
2 | Следование нормам речи | | |
Задание 15
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | | |
2 | Следование нормам речи | | |
Поэлементный анализ выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений (повышенный уровень сложности)
Задание 9
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов | | |
Задание 16
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов | | |
Поэлементный анализ выполнения заданий 17.1 – 17.3., требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менеее 200 слов (высокий уровень сложности)
№ | Проверяемые элементы | Балл | Процент выполнения |
1 | Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений | | |
2 | Уровень владения теоретико – литературными понятиями | | |
3 | Обоснованность привлечения текста произведения | | |
4 | Композиционная цельность и логичность изложения | | |
5 | Следование нормам речи | | |
Выводы
Анализ показывает, тема раскрыта частично, не всегда обоснованно и разносторонне привлекался текст, были допущены фактические ошибки, нарушена логика изложения материала.
Основные ошибки:
- неправильное определение принадлежности текста к тому или иному жанру;
- недостаточные знания языковых средств и определение их роли в раскрытии содержания произведения;
- недостаточно глубокое знание литературных произведений;
- нарушение последовательности изложения материала;
- недостаточный уровень сформированности навыков самостоятельного поиска ответа на вопрос, комментирование художественного текста.
Основные причины результатов по критериям сочинения:
- Небольшая практика в создании собственных текстов.
- Недостаточная работа над композиционным построением текстов разных функциональных стилей и функционально-смысловых типов речи.
- Недостаточный уровень владения теоретико-литературными понятиями.
Рекомендации учителям литературы:
- добиваться хорошего знания школьниками содержания произведений, так как это является ключевым, основополагающим условием успешной сдачи ЕГЭ по литературе;
- формировать умения и желания читать и понимать художественные произведения; совершенствовать навыки внимательного чтения с выявлением особенностей содержания и формы литературного произведения
- более детально проанализировать допущенные ошибки, организовать помощь в ликвидации пробелов в знаниях,
- вести работу по освоению литературоведческой терминологии, предусмотренную программами и учебниками, и принимать специальные меры для постоянной актуализации теоретико – литературных знаний;
- продолжать работу по повторению прочитанных произведений;
- развивать и совершенствовать навыки сопоставления различных художественных произведений;
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что самым актуальным требованием остаётся знание текстов художественных произведений и умение применять эти знания для их непосредственного анализа. Принцип текстоцентричности, положенный в основу действующий модели ЕГЭ по литературе, ориентирует учителя на систематическую работу в этом направлении, охватывающую весь период изучения школьного курса литературы.