СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-аналитическая справка по результатам ЕГЭ по литературе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В информационно-аналитической справке представлен полный анализ ЕГЭ по литературе - 2016 г.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-аналитическая справка по результатам ЕГЭ по литературе»

Информационно-аналитическая справка

по результатам ЕГЭ по литературе

В ЕГЭ по литературе приняла участие 1 выпускница…. Продолжительность экзамена составила 235 минут.

Общая характеристика работы

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. Содержание и структура дают возможность проверить знание содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также умения по предмету.

Часть 1 включала 16 заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Задания 1-7, 10-14 оценивались 1 баллом при правильном выборе ответа (всего 12 баллов); 8,15 оценивались по двум критериям (всего 8 баллов); задания 9, 16 оценивались по одному критерию (всего 8 баллов)

В этой части проверялось умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений, а также умение рассматривать литературные произведения во взаимосвязи. Задания 9, 16 первой части предполагали выход в широкий литературный контекст, так как следовало найти и обосновать связь данного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления.

Часть 1 включала два комплекса заданий: к эпическому и лирическому произведению.

Часть 2 требовала написания развернутого сочинения на литературную тему.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы


Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального первичного балла

I

С кратким ответом

12

12

67

С развёрнутым ответом ограниченного объёма

4

16

II

С развёрнутым ответом (сочинение)

1

14

33


Итого

17

42

100


Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 1-7.

Задания данного типа требовали от экзаменуемых знаний терминов и понятий, историко – литературных фактов, знание содержания текстов. Анализ показывает, что затруднения вызывает определение рода и жанра литературы. Ошибки допущены также в заданиях, проверяющих хорошее знание текста литературного произведения, что свидетельствует о слабом знании сюжетной основы произведений (материал задания строится исключительно на ключевых сюжетных элементах и основных персонажах). Затруднение вызвало задание 4, направленное на проверку знания текста художественного произведения через установление соответствия между его содержательными элементами. Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 10-14.

Анализ показывает, что выпускница не в полной мере владеет терминологией, ошибки допускаются в определении выразительных средств. Недостаточно сформировано умение определять стихотворный размер.

Результаты выполнения заданий 8,9, 15,16.

Задания 8, 9, 15, 16 опираются на традиции написания сочинений на литературную тему и требуют создания письменных монологических высказываний разных типов на снове художественного произведения. Они нацелены на проверку умений дать ёмкий развёрнутый ответ в объёме 5-10 предложений. Задания 9,16 предполагают включение анализируемого художественного произведения в литературный контекст. Анализ показывает, что ошибки допущены в заданиях, где требовалось обосновать тезис или сопоставить подобранные произведения. Это указывает на то, что выпускнице недостаёт знания как конкретных лирических произведений, так и классической лирики в целом. Затруднение вызвало выполнение «контекстного» задания. Это объясняется низким уровнем начитанности.

Результаты выполнения задания 17

Задание 17 требовало написания развернутого сочинения и опирается на традиции написания сочинений на литературную тему и требуют создания письменных монологических высказываний разных типов на снове художественного произведения. Оно проверяло умение глубоко раскрыть тему, владение теоретико - литературными понятиями, обоснованность привлечения текста, логичность изложения. Анализ работы показал, что тема раскрыта неубедительно, необоснованно привлекался текст художественного произведения.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы


Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального первичного балла

I

С кратким ответом

12

12

67

С развёрнутым ответом ограниченного объёма

4

16

II

С развёрнутым ответом (сочинение)

1

14

33


Итого

17

42

100


Поэлементный анализ выполнения работы

Поэлементный анализ выполнения заданий 1-7 и 10-14, требующих написания (базовый уровень сложности)


Проверяемые элементы

Балл

Процент выполнения

1

Теория литературы. Литературные роды. Жанры литературы



2

Знание литературного произведения



3

Знание литературного произведения



4

Знание литературного произведения



5

Теория литературы. Язык художественного произведения.



6

Теория литературы. Деталь. Символ.



7

Умение ориентироваться в литературном и историческом контексте



10

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:

классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм



11

Язык художественного произведения. Язык художественного произведения.

Риторический вопрос,

восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.



12

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:

сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон.

Звукопись: аллитерация, ассонанс



13

Язык художественного произведения. Звукопись: аллитерация, ассонанс



14

Стихотворные размеры: хорей,

ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.

Акцентный стих. Белый стих.




Поэлементный анализ выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений (повышенный уровень сложности)


Задание 8

Проверяемые элементы

Балл

Процент выполнения

1

Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов



2

Следование нормам речи




Задание 15

Проверяемые элементы

Балл

Процент выполнения

1

Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов



2

Следование нормам речи




Поэлементный анализ выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений (повышенный уровень сложности)

Задание 9

Проверяемые элементы

Балл

Процент выполнения

1

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов




Задание 16

Проверяемые элементы

Балл

Процент выполнения

1

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов





Поэлементный анализ выполнения заданий 17.1 – 17.3., требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менеее 200 слов (высокий уровень сложности)


Проверяемые элементы

Балл

Процент выполнения

1

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений



2

Уровень владения теоретико – литературными понятиями



3

Обоснованность привлечения текста произведения



4

Композиционная цельность и логичность изложения



5

Следование нормам речи





Выводы

Анализ показывает, тема раскрыта частично, не всегда обоснованно и разносторонне привлекался текст, были допущены фактические ошибки, нарушена логика изложения материала.

Основные ошибки:

- неправильное определение принадлежности текста к тому или иному жанру;

- недостаточные знания языковых средств и определение их роли в раскрытии содержания произведения;

- недостаточно глубокое знание литературных произведений;

- нарушение последовательности изложения материала;

- недостаточный уровень сформированности навыков самостоятельного поиска ответа на вопрос, комментирование художественного текста.

Основные причины результатов по критериям сочинения:

- Небольшая практика в создании собственных текстов.

- Недостаточная работа над композиционным построением текстов разных функциональных стилей и функционально-смысловых типов речи.

- Недостаточный уровень владения теоретико-литературными понятиями.

Рекомендации учителям литературы:

- добиваться хорошего знания школьниками содержания произведений, так как это является ключевым, основополагающим условием успешной сдачи ЕГЭ по литературе;

- формировать умения и желания читать и понимать художественные произведения; совершенствовать навыки внимательного чтения с выявлением особенностей содержания и формы литературного произведения

- более детально проанализировать допущенные ошибки, организовать помощь в ликвидации пробелов в знаниях,

- вести работу по освоению литературоведческой терминологии, предусмотренную программами и учебниками, и принимать специальные меры для постоянной актуализации теоретико – литературных знаний;

- продолжать работу по повторению прочитанных произведений;

- развивать и совершенствовать навыки сопоставления различных художественных произведений;

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что самым актуальным требованием остаётся знание текстов художественных произведений и умение применять эти знания для их непосредственного анализа. Принцип текстоцентричности, положенный в основу действующий модели ЕГЭ по литературе, ориентирует учителя на систематическую работу в этом направлении, охватывающую весь период изучения школьного курса литературы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!