Видеоконференция
информационно – дискуссионная площадка
«Безотметочное обучение по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология»: аргументы «за» и «против».
Выступление по теме:
«НЕДОСТАТКИ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
автор-составитель: Бессарабова С. М., учитель музыки МБОУ «СШ №29» г. Смоленска
Урок – это работа, а работа требует оплаты. Значит, обучающиеся должны получить оценку полученных знаний, умений и навыков.
Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в ответах по домашнему заданию, в высказываниях об услышанной музыке на уроке.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
Какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки? Это коллективная форма оценки и индивидуальная оценка.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы (письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
7.Хоровое пение, в ансамбле, индивидуальное.
8. Ведение тетради по музыке и т.д.
Процесс обучения не может быть бесконтрольным. Но в условиях отсутствия отметок возникает вопрос: в какой форме учителя должны отчитываться за качество знаний перед администрацией, а та - перед контролирующими органами. Не продуман механизм выдачи аттестатов об основном/среднем образовании, чтобы выдать документ, подтверждающий результаты девятилетнего/одиннадцатилетнего пребывания учения в школе. И СРЕДНИЙ БАЛЛ за аттестат никто не отменял.
Формы безотметочного обучения разнообразны. Если учащемуся придется по какой-либо причине переходить из одного образовательного учреждения в другое, это вызовет серьезные проблемы по ряду причин:
не выработаны единые критерии результатов;
нет стандартной формы, куда их заносить для представления в другой школе;
адаптация к новой системе оценивания у ребенка вызовет дискомфорт на фоне общей тревожности из-за смены обстановки и необходимости привыкать к новому классному коллективу.
Даже при безотметочной системе само оценивание не исчезнет, ведь оно необходимо, чтобы отслеживать динамику роста, успешности каждого ученика. Этот процесс более трудоемкий, скрупулезный и отнимает гораздо больше времени, чем при традиционном подходе. При высокой степени загруженности педагогов успешно справляться с отслеживанием каждого успеха обучающегося и его затруднений очень сложно. К тому же, во многих школах далеко не все учителя обеспечены компьютерами, которые позволяют оптимизировать работу.
После каждого урока учителя вместо отметок пишут в электронном журнале комментарий о достижениях, прогрессе или проблемах каждого ребёнка, ставят задачи на следующее занятие, дают индивидуальное домашнее задание. В конце четверти выставляются пятибалльные отметки по результатам своеобразной аттестации.
Процесс оценивания при безотметочном обучении должен быть дифференцированным и личностно-ориентированным. Но у учителя неизбежно возникнет дефицит времени на уроке - ведь ему придется буквально с каждым ребенком проверять его работу, объяснять затруднения и ошибки, выяснять причины их появления. Такая система, по мнению многих педагогов, подходит для тех школ, где в классе учится мало детей, например в малокомплектном образовательном учреждении.
Мнение родителей говорит о том, что не все согласны перейти на безотметочное обучение. Так как дети не студенты, им непонятно слово «зачет» или «незачет». Хотя оценки, особенно плохие, и вызывают кратковременный стресс, тем не менее они помогают ребенку трезво оценивать свой уровень знаний, без чего развитие невозможно. Призывая отказаться от этой системы, педагоги фактически заменяют внешний контроль самооценкой, но даже взрослый далеко не всегда в состоянии признать недостатки своих знаний и умений. Тем более странно ожидать таких навыков от детей с их невысоким в силу возраста уровнем рефлексии. Независимо от того, переоценит ребенок свои знания или наоборот, интерес к учебе рискует испариться.
И в заключении.
Сегодня родители в большинстве своем переложили ответственность за результаты обучения их детей на образовательные организации. Перевод на дистанционное обучение доказал, что очень это для родителей большая обуза: контролировать подготовку детей дома... Если будет безотметочная система, то это вообще снимет ответственность родителей за качество обучения их детей: о чем беспокоиться, если отметок нет... А вникать в суть такой системы станет редкий родитель.
Еще одна проблема - в условиях отсутствия отметки и дети, и родители должны иметь подробные, четкие и однозначные критерии оценивания успешности усвоения ребенком каждой изучаемой темы по всем предметам. Учителю придется самостоятельно проделывать эту трудоемкую работу, что займет очень много времени, причем, единого (централизованного) подхода к этому нет.
Можно с таким же успехом отменить отметки по всем предметам.
Предложение: перейти на выставление отметок по полугодиям с учетом промежуточной аттестации или на 10 бальную систему.
Спасибо за внимание.