СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Информационно-исследовательский проект» по курсу «Окружающий мир» тема: «Жизнь древних славян»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проектирование как способ развития способностей ребенка в начальной школе»

Просмотр содержимого документа
««Информационно-исследовательский проект» по курсу «Окружающий мир» тема: «Жизнь древних славян»»












«Информационно-исследовательский проект»

по курсу «Окружающий мир» по теме:

«Жизнь древних славян»

4 класс

УМК «Школа России»

Автор: Завадецкая Таисия Николаевна

МБОУ ТСОШ, п. Тазовский, ЯНАО



















Тема урока: Жизнь древних славян.

Цель урока: создать условия для формирования у младших школьников представлений о жизни древних славян.

Задачи урока:

- познакомить с бытом, занятиями и верованиями древних славян,

- формировать умение работать с исторической картой,

- воспитывать интерес к истории Отечества.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: уметь доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, привить любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать, как и где жили древние славяне, о быте и их веровании,

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

Личностные:

- уважение к культуре, быту, историческому прошлому предков.

Метапредметные:

-понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения,

- работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку, уметь работать с информацией.

Тип урока: изучение нового материала

Форма поведения урока: информационно -исследовательский проект.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая, исследовательская

Оборудование для урока: физическая карта; мультимедийная презентация, тестовое задание, мультимедийный проектор, компьютер.






Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приятно ваше общество, друзья!

Сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка целей урока.

-В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы забываем, а некоторые помним в течение всей жизни. Все события в нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Недавно Коля (ученик нашего класса) защищал проект о своей биографии, родословной своей семьи. Как вы думаете, а можно ли составить родословную целого народа, узнать, где и откуда его корни? (ответы детей)

-История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо себя вести в настоящем и будущем. Поэтому историю называют коллективной памятью народа. - Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно на 1500 лет тому назад. Сегодня мы поговорим о родословной нашей страны, узнаем «Откуда есть пошла Русская земля?» Кто были наши предки? -Итак, ребята! Отправляемся в Древнюю Русь. Сегодня мы проведём урок – исследование. Объектом нашего исследования станет жизнь древних славян. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3, 4. У каждой группы свой предмет исследования, который мы оговорили с вами заранее. Я буду консультантом и координатором ваших действий.

III. Работа над новой темой урока. Постановка учебной задачи. минут Сообщение темы урока.

-Ребята, какие горы делят нашу страну на Европейскую и Азиатскую часть. (Уральские горы). В какой части расположен наш округ?

В далёкие времена былинных русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, на огромных пространствах Восточной Европы по берегам рек жили наши предки - славяне. Восточно-Европейская равнина выглядела совсем по – иному, не было городов, сёл, дорог, заводов, обработаных участков земли. Равнина бала занята лесами, болотом, степью. Вот на этой территории и начали заселяться первые славяне. Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

О происхождении славянского народа имеются разные предположения. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, то есть «прославившиеся своими подвигами». И название славян происходит от слова «славящиеся». По другой версии - Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”. Нестор - самый знаменитый монах Киево-Печерского монастыря. На рубеже XI-XII вв. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках. Он был добросовестным историком, поэтому не «сочинял историю», а лишь передавал её достоверные свидетельства.

IV. Открытие нового знания. Работа учащихся в группах.

-Итак, ребята, Слушаем сообщение 1 группы.

-Наша группа называется «Историки». Презентация.

Целью нашей исследовательской работы стали жизнь и быт восточных славян.

Гипотеза: мы предполагаем, что элементы быта, занятий наших предков во многом сохранились до нашего времени. Вот что нам удалось узнать:

-Славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали могучей физической силой и необыкновенной выносливостью.

Славяне имели разные имена. Если человек заикался, ему давали имя - Заика, если у ребёнка были вьющиеся кудрявые волос ы, то его называли Кудряш, кто был Умник. Среди них были такие, как Сорока, Волк, Молчун. Девочек именовали: Забава, Красава, Снежана.

-Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной изо льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.

-Посуду делали из дерева. Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство. Жизнь древнего русича была небезопасна. Племена кочевников часто нападали на русские поселения, жгли дома, людей угоняли в рабство. Поэтому поселяне вынуждены были защищаться. Вокруг селения всегда строилась стена из частокола.

Частокол - это бревна, вкопанные в землю, с заостренным концами и слегка наклоненные в сторону врага. Стена из таких бревен не дает возможности вражеской коннице пройти внутрь поселка, а со стен можно стрелять по врагу из луков.

Занимались славяне земледелием, скотоводством, были отличными рыбаками и охотниками, занимались бортничеством, женщины пряли. В свободное время устраивали спортивные состязания. (Отрывок текста из энциклопедии)

Вывод группы: итак, закончив наше исследование, мы пришли к выводу, что наше предположение оказалось верным: элементы быта, род занятий древних славян передаются из поколения в поколение уже много веков. Почти в каждом доме есть деревянные ложки, и другие предметы быта, игра древних славян на меткость стала игрой в дартц.

Подведение итогов.

-Молодыцы! Действительно первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах». Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов. Земледельческое хозяйство древних славян очень мало походило на современное. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».  Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, обрабатывали, а затем сеяли семена.

Отчёт 2 группы.

-Наша группа называется «Исследователи». Мы поставили цель: узнать, почему славян называли язычниками. Узнать, во что веровали наши предки и кому поклонялись.

Гипотеза: мы предполагаем, что элементы языческих верований вошли в нашу жизнь в виде слов, обычаев, суеверий и сохранились до наших дней.

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.

Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, неба и огня небесного. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов.

Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. " Он сын Сварога, олицетворял собой солнце. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. Молились славяне Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение – кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. Праздник Велеса отмечался в начале января. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы. Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами. Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства. Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Символом богини Лады является самое любимое в народе дерево - берёза. К месту будит вспомнить и о том, что именно Русскую Берёзу принято считать магическим символом Руси.

Мы приготовили сценку “Боги славян»

Вывод группы. Выдвинутая нами в процессе исследования гипотеза подтвердилась. Над дверью часто прибивают подкову – «на счастье». И вовсе не подозревают, что этим передают себя под покровительство Дажьбога – Солнца и его коней, которые, по поверьям славян, способны принести в дом благополучие.

Немало подобных, неподвластных здравому смыслу мелочей сопровождает нас всю жизнь при самых различных обстоятельствах. «Так заведено!» - отшучиваемся мы. Кем заведено? Нашими предками.

Подведение итогов.

Церквей, мечетей, храмов у славян не было, они собирались на капищах - деревянные сооружения, в центре которых располагались изображения божества (идола), перед которым жгли жертвенные костры. Ребята, рассказали о высших богах, но были ещё и низшие духи добрые и злые.

Отчёт 3 группы. Наша исследовательская группа называется «ОБЕРЕГ. Символы древних славян - вот предмет нашего исследования. Цель работы: узнать, какая информация зашифрована в славянских символах. Гипотеза: мы предполагаем, что славянские символы, знаки можно встретить и в наши дни. Вот, что мы узнали.

Символ — это знак, который имеет множество противоречивых значений. Многие символы являются оберегами, некоторые прямым обращением к богам или силам природы. (Знаки нарисованы на альбомных листах)

Род - славянский религиозный символ Бога Единого Рода. Резной вязью из этих символов украшают кумиры Рода, обереги, амулеты, ладанки. Обереговое значение символа – если человек носит изображение символа Рода на теле или одежде, то никакая сила не сможет его одолеть. Одолень трава. Данный символ является главным Оберегом, для защиты от различных болезней. В народе считалось, что болезни на человека насылают злые силы, а двойной Огненный Знак, способен сжечь любую болезнь, очистить тело и душу.

Боговник – славянский религиозный символ, олицетворяющий Вечную силу и покровительство Светлых богов человеку, ставшему на путь Духовного развития и совершенствования. Ложка – символ сытости, благосостояния и довольства. Ручка ложки, как правило, загнута и украшена орнаментом с семью солнечными кружками. Иногда на ложки наносятся знаки земли и плодородия – ромбы с крестами внутри. Лекарство, испитое из такой ложки, имеет особую силу.

Ромб, разделенный на четыре части – это древний знак засеянной пашни, матери Земли вообще. На вышивках мы порой тоже видим ромб, поделенный на четыре части, и это славянский символ засеянного поля. Видимо, все это вместе обозначает, что засеянное поле даст новый урожай. Обереговое назначение – изображается на воинском оружии и доспехах; над входами в Хранилища, дабы входящего в них со злыми умыслами поражал гром. Уточка символ продолжения Рода, счастливой семьи. Уточка по преданию – творец Мира и знак его вечного продолжения. Вот и в телепередаче «Фазенда» семье – участнице проекта в конце программы ведущий дарит уточку, как символ семейного благополучия. Это является ещё одним подтверждением того, что отражение славянской символики можно встретить и в наши дни.

Вывод группы.

Уже из всего этого можно понять, что древние славяне чтили своих богов, мечтали о счастливой семейной жизни, занимались земледелием, а самое главное, что они смогли донести до нас эту информацию, зашифровав её в своих символах.

Подведение итогов.

Символы и знаки действительно можно увидеть и в наши дни. (Демонстрация образцов славянской символики в современном быту)

Отчёт 4 группы

Наша группа называется «Фольклористы» Наша цель: узнать, как отдыхали древние славяне, какие праздники отмечали.

Гипотеза: мы предполагаем, что некоторые языческие праздники сохранились в той или иной форме и отмечаются в 21 веке.

Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Иванов день. В день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; приносили в жертву белого петуха – птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

Троица. Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Вывод группы.

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться. Мы убедились в том, что элементы многих языческих праздниках сохранились до наших дней.

V. Закрепление пройденного yроке. Включение в систему знаний .

-Итак, ребята, обобщим всё о чём мы узнали в ходе исследования.

-Славяне расселились племенами на просторах Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой. Попробуйте прочитать послание древних славян, написанное на разных языках, украинском, русском, белорусском.

«Бережи природу! Люби сваю краину! Сохрани её для будущих поколений!»

-Почему не зная языка других государств, мы с вами смогли прочитать предложения?

-Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства Происхождеие у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух»

Какую цель мы ставили вначале урока? Какую гипотезу выдвигали? Оказались верными наши предположения?

-Так, откуда берёт своё начало, земля русская и народ русский? С трудолюбивого, ответственного сильного народа древних славян.

- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

- Что было самым трудным? Тест. Молодцы. Вы справились с заданием. У вас есть знания. Где они могут нам понадобиться в жизни?

VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Если вы считаете, что уроки в виде исследования интереснее, можно получить больше знаний выберите зеленый квадрат, мне всё равно жёлтый, мне было не интересно красный.

Продуктом нашей совместной работы на уроке станет общая презентация «Жизнь древних славян»

VII Домашнее задание. Творческое. Представьте, что на «машине времени» вы попали в прошлое, а именно во времена древних славян. Напишите небольшое сочинение о своём путешествии, как вас встретили, где вы жили, чем занимались, и тд.

Благодарю всех за интересный урок, за вашу информацию, которая пополнила багаж знаний каждого, кто присутствовал на нашем уроке.











Список использованных источников информации:


Интернет-ресурсы:


  1. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/

  2. http://festival.1september.ru/

  3. http://www.nasled.org/vera/Simvoly.htm

  4. images.yandex.uaкартинки древних славян

  5. godsbay.ruСлавянская мифологияБоги древних славян

  6. prezentacii.comПрезентация: ИсторияСлавянские боги

  7. nsportal.runachalnaya… …zhizn-drevnih





Литература:


[1]. С.В.Дадыгин, М.В. Маслов «Я живу в России», Москва, Просвещение,2005г.

[2]. К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников», Москва, Просвещение,2011г.

[3]. М.А.Ступницкая «Что такое учебный проект?» Москва, «Первое сентября»,2010г

[4]. Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!