СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-исследовательский проект "Преобразующая и оздоравливающая сила музыки" для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Выявить особенности влияния музыки на   

                        эмоциональное состояние человека до эксперимента и

                        после.                                            

Просмотр содержимого документа
«Информационно-исследовательский проект "Преобразующая и оздоравливающая сила музыки" для 5 класса»


Информационно-- исследовательский проект на тему:

«Преобразующая и оздоравливающая сила музыки».8 класс.

Учитель музыки Ружникова И.А. МОУ СОШ №7

имени Героя РФ С.Н. Мельникова г.о. Жуковский МО

2020-2021уч.г.


Цель урока: Выявить особенности влияния музыки на

эмоциональное состояние человека до эксперимента и

после.

Задачи:

1.Прививать навыки исследовательской работы.

2.Создать благоприятные, личностно-ориентированные условия для каждого

ученика в самостоятельном выборе темы для участия в исследовании.

3.Провести урок по правилам здоровьесберегающих технологий так, чтобы

смена деятельности служила физиологической и психологической разрядкой.

4.Довести до сведения детей мысль о преобразующей силе музыки и её

терапевтическом воздействии.

Гипотеза: Может ли музыка влиять на самочувствие, активность, настроение?

Оборудование:-- портреты композиторов П.И.Чайковского, Э.Грига, Л. Бетховена,

М. Глинки, В.А.Моцарта, И.О. Дунаевского, В.Шаинского , исследовательские работы учащихся;

-- «наборы смешных человечков».

Эпиграф:

«Цель музыки- возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство

не пробужда­ет столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».

П.И.Чайковский.


Ход урока:


--Сегодня я предлагаю провести на уроке небольшой эксперимент. Мы попробуем с вами выяснить, как музыка может влиять на настроение, самочувствие и активность.

Давайте приступим к эксперименту. У вас на столах находятся бланки с таблицами для оценки вашего состояния.

-- Сначала оценим своё состояние до начала эксперимента, а затем повторим ту же процедуру в конце урока. Таким образом, мы сможем узнать, смогла ли музыка повлиять на наше настроение или нет.

Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н) в Таблице №1, выставляя баллы от 1-10




Таблица №1 Результаты исследования самочувствия, активности и

настроения до прослушивания музыки.

Состояние в баллах

До прослушивания


На примере 5 уч-ся

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)

3

2

1

5

1

А (активность)

3

2

3

4

4

Н (настроение)

2

2

2

4

4








Прежде чем перейти к следующему нашему эксперименту, давайте послушаем творческую группу, с которой мы провели исследовательскую работу и подготовили для вас материал о влиянии музыки на человека.

Выступление творческой группы №1 ( 16 человек)

«Влияние музыки на человека»

1.Искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня — у миллионов людей, населяющих нашу планету

2.Древнегреческий философ Платон считал, что « ритмы и лады музыки, достигая глубин души, воздей­ствуют на мысль, делая ее сообразной им самим. Лучшая охрана государ­ства– это музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная...»

3. «Музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души, поэтому должна быть вклю­чена в число предметов воспитания молодежи».( Аристотель)

4. «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, осо­бенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру».( Джозеффо Царлино, теоретик эпохи Возрождения)

5.Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благода­ря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном и не только в окружающем мире, но и в самом себе».

6.Занятия музыкой развивают музыкальный слух и у человека повышает­ся чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность мо­жет помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам зву­ка работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Сту­денты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством му­зыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит

7.Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи- ее выразительность, тонкость и точность в передачи настроений. Такое умение владеть голосом необходимо каждому чело­веку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам.

8.Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.

9.Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.

10.Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты»

11.В Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.

12.Музыка способна создавать особое энергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика облада­ет множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвра­щать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

13. Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, вос­становить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удо­вольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды.

14. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долго­летию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффектив­на при радикулитах и невритах. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

15.Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся как в процес­се получения образования, так и в современной жизни в целом.

16.Преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования

-- Большое спасибо нашей творческой группе за увлекательное выступление.

«Существование человека есть воплощение эксперементального метода» ( Джон Дьюи).

А теперь главная часть эксперимента- слушание музыки.

Сегодня вы послушаете три небольшие пьесы композиторов разных стран. Все они вам уже знакомы. Постарайтесь вспомнить автора каждой пьесы и её название.

1. Э. Григ. «В пещере горного короля» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

2. Л. Бетховен Фортепианная пьеса «К Элизе»

3..В А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

Какое впечатление произвела на вас каждая из пьес?

Изменилось ли ваше самочувствие и настроение после прослушивания?

«Знание обретается в процессе жизненного опыта»

(Джон Дьюи)

А теперь я предлагаю вам послушать Русскую народную плясовую «Калинка». Домашним заданием вам было задано найти в Интернете описание танца и его движений в картинках.

***Выступление творческой группы №2 с небольшими рефератами.

4. Звучит музыка плясовой. «Калинка»

Какими стали ваше самочувствие, настроение? Повысилась ли активность?

«Основа обучения--это опора на личный опыт школьника» (Джон Дьюи)

5, А теперь споём «Песенку о весёлом ветре» И.О. Дунаевского из к/ф. «Дети

Капитана Гранта»

Как ваше Настроение? Самочувствие? Активность?

«Опыт--ключевое понятие теории»

(Джон Дьюи--основоположник метода учебных проектов).


6. А теперь для контраста послушаем «тяжелый рок».

Обсуждаем новые настроения: нервозность, напряжение, тяжесть, агрессия.

«Человек познаёт себя лишь в той мере,

в которой он познаёт мир».( Гёте ).

7. Споём песню «Прекрасное-далёко», Е. Крылатова, чтобы вернуть позитивное настроение.

***Анализируем заполненную таблицу, оценивая своё самочувствие, настроение и активность после прослушивания музыки.


Таблица №2 Результаты исследования самочувствия, активности и

настроения после прослушивания музыки.

Состояние в баллах

После прослушивания


На примере 5 уч-ся

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)

5

6

5

4

10

А (активность)

6

7

7

6

8

Н (настроение)

7

10

5

8

9


По результатам, приведённым в таблице, мы видим, что после прослушивания музыки эмоциональное состояние учащихся значительно улучшилось. Если до прослушивания музыки лишь один учащийся оценил своё самочувствие в «5» баллов, то после прослушивания музыки баллы поднялись до «9-10» Соответственно повысилась активность и настроение.

Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 6 класса, можно сделать вывод о том, что восприятие музыки дало положительный эффект. В результате улучшение само­чувствия, активности и настроения отмечено у 100% учащихся.

По данной проблеме нами была изучена литература, проведено исследование и сделана математическая обработка полученных результатов Проанализировав полученные оценки функциональных состояний учащихся 6-го класса, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате--улучшение самочувствия, активности и настроения отмечено у 100% учащихся.

Вывод: Музыка обладает преобразующей силой, в том числе –оздоравливающей.


***«Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому и я научусь»

(Китайская мудрость).



***«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит её добывать»

( А. Дистервег)


***«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(А. Макаренко)



Завершение: подводя итог, хочется пожелать всем--: слушайте музыку! Она поддер­жит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, прине­сет радость, здоровье и наслаждение.

У вас на партах лежат «наборы смешных человечков». У них у всех разное выражение лица. Выберете для себя одного из человечков, который бы соответствовал вашему настроению и прикрепите его на доску, выходя из класса (под музыку песни «Улыбка»).


Библиография:


  1. Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки . М., 2005

  2. Лобанова Е. А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий .ж. Музыка в школе, 2005, №3.

  3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. М., 2004

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2000.
























,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!