Информационно-- исследовательский проект на тему:
«Преобразующая и оздоравливающая сила музыки».8 класс.
Учитель музыки Ружникова И.А. МОУ СОШ №7
имени Героя РФ С.Н. Мельникова г.о. Жуковский МО
2020-2021уч.г.
Цель урока: Выявить особенности влияния музыки на
эмоциональное состояние человека до эксперимента и
после.
Задачи:
1.Прививать навыки исследовательской работы.
2.Создать благоприятные, личностно-ориентированные условия для каждого
ученика в самостоятельном выборе темы для участия в исследовании.
3.Провести урок по правилам здоровьесберегающих технологий так, чтобы
смена деятельности служила физиологической и психологической разрядкой.
4.Довести до сведения детей мысль о преобразующей силе музыки и её
терапевтическом воздействии.
Гипотеза: Может ли музыка влиять на самочувствие, активность, настроение?
Оборудование:-- портреты композиторов П.И.Чайковского, Э.Грига, Л. Бетховена,
М. Глинки, В.А.Моцарта, И.О. Дунаевского, В.Шаинского , исследовательские работы учащихся;
-- «наборы смешных человечков».
Эпиграф:
«Цель музыки- возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство
не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
П.И.Чайковский.
Ход урока:
--Сегодня я предлагаю провести на уроке небольшой эксперимент. Мы попробуем с вами выяснить, как музыка может влиять на настроение, самочувствие и активность.
Давайте приступим к эксперименту. У вас на столах находятся бланки с таблицами для оценки вашего состояния.
-- Сначала оценим своё состояние до начала эксперимента, а затем повторим ту же процедуру в конце урока. Таким образом, мы сможем узнать, смогла ли музыка повлиять на наше настроение или нет.
Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н) в Таблице №1, выставляя баллы от 1-10
Таблица №1 Результаты исследования самочувствия, активности и
настроения до прослушивания музыки.
Состояние в баллах | До прослушивания |
На примере 5 уч-ся | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» |
С (самочувствие) | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 |
А (активность) | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Н (настроение) | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
| | | | | |
Прежде чем перейти к следующему нашему эксперименту, давайте послушаем творческую группу, с которой мы провели исследовательскую работу и подготовили для вас материал о влиянии музыки на человека.
Выступление творческой группы №1 ( 16 человек)
«Влияние музыки на человека»
1.Искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня — у миллионов людей, населяющих нашу планету
2.Древнегреческий философ Платон считал, что « ритмы и лады музыки, достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим. Лучшая охрана государства– это музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная...»
3. «Музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души, поэтому должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».( Аристотель)
4. «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру».( Джозеффо Царлино, теоретик эпохи Возрождения)
5.Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном и не только в окружающем мире, но и в самом себе».
6.Занятия музыкой развивают музыкальный слух и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит
7.Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи- ее выразительность, тонкость и точность в передачи настроений. Такое умение владеть голосом необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам.
8.Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.
9.Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.
10.Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты»
11.В Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.
12.Музыка способна создавать особое энергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
13. Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды.
14. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
15.Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
16.Преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования
-- Большое спасибо нашей творческой группе за увлекательное выступление.
«Существование человека есть воплощение эксперементального метода» ( Джон Дьюи).
А теперь главная часть эксперимента- слушание музыки.
Сегодня вы послушаете три небольшие пьесы композиторов разных стран. Все они вам уже знакомы. Постарайтесь вспомнить автора каждой пьесы и её название.
1. Э. Григ. «В пещере горного короля» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
2. Л. Бетховен Фортепианная пьеса «К Элизе»
3..В А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»
Какое впечатление произвела на вас каждая из пьес?
Изменилось ли ваше самочувствие и настроение после прослушивания?
«Знание обретается в процессе жизненного опыта»
(Джон Дьюи)
А теперь я предлагаю вам послушать Русскую народную плясовую «Калинка». Домашним заданием вам было задано найти в Интернете описание танца и его движений в картинках.
***Выступление творческой группы №2 с небольшими рефератами.
4. Звучит музыка плясовой. «Калинка»
Какими стали ваше самочувствие, настроение? Повысилась ли активность?
«Основа обучения--это опора на личный опыт школьника» (Джон Дьюи)
5, А теперь споём «Песенку о весёлом ветре» И.О. Дунаевского из к/ф. «Дети
Капитана Гранта»
Как ваше Настроение? Самочувствие? Активность?
«Опыт--ключевое понятие теории»
(Джон Дьюи--основоположник метода учебных проектов).
6. А теперь для контраста послушаем «тяжелый рок».
Обсуждаем новые настроения: нервозность, напряжение, тяжесть, агрессия.
«Человек познаёт себя лишь в той мере,
в которой он познаёт мир».( Гёте ).
7. Споём песню «Прекрасное-далёко», Е. Крылатова, чтобы вернуть позитивное настроение.
***Анализируем заполненную таблицу, оценивая своё самочувствие, настроение и активность после прослушивания музыки.
Таблица №2 Результаты исследования самочувствия, активности и
настроения после прослушивания музыки.
Состояние в баллах | После прослушивания |
На примере 5 уч-ся | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» |
С (самочувствие) | 5 | 6 | 5 | 4 | 10 |
А (активность) | 6 | 7 | 7 | 6 | 8 |
Н (настроение) | 7 | 10 | 5 | 8 | 9 |
По результатам, приведённым в таблице, мы видим, что после прослушивания музыки эмоциональное состояние учащихся значительно улучшилось. Если до прослушивания музыки лишь один учащийся оценил своё самочувствие в «5» баллов, то после прослушивания музыки баллы поднялись до «9-10» Соответственно повысилась активность и настроение.
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 6 класса, можно сделать вывод о том, что восприятие музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия, активности и настроения отмечено у 100% учащихся.
По данной проблеме нами была изучена литература, проведено исследование и сделана математическая обработка полученных результатов Проанализировав полученные оценки функциональных состояний учащихся 6-го класса, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате--улучшение самочувствия, активности и настроения отмечено у 100% учащихся.
Вывод: Музыка обладает преобразующей силой, в том числе –оздоравливающей.
***«Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь»
(Китайская мудрость).
***«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её добывать»
( А. Дистервег)
***«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(А. Макаренко)
Завершение: подводя итог, хочется пожелать всем--: слушайте музыку! Она поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.
У вас на партах лежат «наборы смешных человечков». У них у всех разное выражение лица. Выберете для себя одного из человечков, который бы соответствовал вашему настроению и прикрепите его на доску, выходя из класса (под музыку песни «Улыбка»).
Библиография:
Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки . М., 2005
Лобанова Е. А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий .ж. Музыка в школе, 2005, №3.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. М., 2004
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2000.
,