Информационно-
коммуникативные технологии
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. В трактовке И. В. Роберта под информационными технологиями понимаются "программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации".
Цели использования информационных технологий:
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
Мотивация учебно-воспитательного процесса.
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре.
Информационные технологии предоставляют возможность:
сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать следующие виды учебной деятельности:
1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.
2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.
3. Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.
Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.
4. Анимации - аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов", включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобныханимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.
5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.
Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.
6. Мультимедийные презентации.
Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.
На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала. При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:
• слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;
• иллюстрации должны быть реалистичными;
• наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
• при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;
• слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.
Использование компьютера на этапе закрепления полученных знаний.
На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на "бумажную" работу у учащихся может не остаться ни времени, ни желания. Следует также продумать эффективную и прозрачную, понятную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и сделать ее известной для учеников до начала выполнения работы.
На этапе закрепления материала используются следующие виды учебной деятельности.
Работа с заданиями с выбором ответа.
Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.
2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.
3. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
4. Работа с интерактивными заданиями – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах.
Интерактивные таблицы – данный вид работы очень удобен при наличии интерактивной доски. При заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой):
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации могут использоваться учениками для представления их проектов.
Электронные энциклопедии – это аналоги обычных энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты.
Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов.
Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.
Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
Обучающие игры или развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.
По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков:
Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор.
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии "Многообразие организмов", где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов. На уроках биологии использовались и другие компьютерные средства: электронные учебники, программы-тренажеры, тесты и кроссворды. А также уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме.
На уроках биологии можно использовать кроссворды, составленные в программе Excel, при завершении изучения отдельных тем дети самостоятельно составляют кроссворды. Кроссворды теперь это не только развлечение, но и способ проверки знаний или развития творчества. Эти удивительные задания развивают память, образное и логическое мышление (ведь приходится анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать нужное слово), творческое воображение, и, конечно, улучшают словарный запас ребенка, учат запоминать слова правильно.
Использование разных форм ИКТ в системе уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Для учителя ИКТ дают:
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Заключение.
Таким образом, компьютерные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно приводит к повышению эффективности обучения.
Направления использования ИКТ на уроках биологии:
Работа с программными продуктами:
проведение виртуальных опытов,
работа с интерактивным текстом,
эксперименты, которые невозможно провести в условиях школьной лаборатории.
Компьютерные программы на уроках биологии я использую при проведении демонстрационных опытов. Эта работа позволяет учащимся не только самостоятельно проделать опыт, и сделать выводы, но и сравнить полученные результаты с правильными, что поможет учащимся адекватно оценить свою работу (например, демонстрация опыта, который доказывает испарение воды листьями).
Программированный контроль знаний:
промежуточный контроль,
актуализация знаний (проверка домашнего задания),
итоговый контроль по теме.
Как показывает мой опыт, компьютерные программы целесообразно использовать для проверки полученных знаний. Это можно делать в процессе актуализации знаний (то есть при проверке домашнего задания), при промежуточном контроле на уроке. Многие дети с особенностями в развитии не могут сразу же запомнить большой объем материала.
Поэтому, бывает необходимо после объяснения отдельного вопроса провести в качестве закрепления небольшую самостоятельную работу. Эта работа позволяет ученику лучше усвоить новые знания, а мне сделать вывод, насколько точно и полно был понят материал.
Если учащиеся хорошо усваивают новый материал, то можно использовать такие задания и в конце урока, при закреплении полученных знаний. Контрольные задания с электронных изданий можно включать в обобщающие уроки.
Используя компьютерную программу, дети наблюдают за физиологическими процессами, происходящими в организмах растений и животных (например, процесс двойного оплодотворения у цветковых растений). Это анимация, которая позволяет проследить в динамике этот процесс. А как гласит пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"
Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей с особенностями в развитии, дает положительные результаты:
вызывает интерес детей к изучению биологии,
помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность учеников,
помогает постоянно следить за усвоением знаний, и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности,
при надомном обучении – незаменимый инструмент для проведения лабораторных работ, демонстрации, наблюдений.
Тема: Обмен веществ и энергии в организме человека.
Цель:
Образовательные: создание условий для
Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма.
Воспитательные: создание условий для
сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие: создание условий для
развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
развития умений анализировать, делать выводы.
Задачи: 1. разъяснить значение пластического и энергетического обмена веществ
2. раскрыть сущность энергетических процессов в организме
3. развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма
4. продолжить формировать умение работать с различными источниками информации.
Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.
Методы урока: словесные, наглядные.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, ИКТ-технологии
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА | ХОД УРОКА | ПРИМЕЧАНИЕ |
I. Организационный момент. | | |
II. Изучение нового материала. | | |
Обмен веществ. | Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ. Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из которых является – обмен веществ. Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии. Обмен веществ – поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада. | |
Виды и стадии обмена веществ. | Организм живет и человек получает готовые органические вещества с пищей. Но чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные части. Этот процесс и осуществляется как вы знаете, в системе органов пищеварения. Пищеварение, транспортировка питательных веществ, кислорода, есть лишь подготовительная стадия обмена веществ. | |
|
Задание. Объясните схему «Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ» | |
Превращение энергии в организме | Согласно закону сохранения энергии, энергия не возникает и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида энергии в другой. Электрическая – передача информации по нервным волокнам с помощью импульса. Химическая – биосинтез АТФ, белков, жиров, углеводов. Механическая – сокращение скелетных мышц, сердца, диафрагмы. Тепловая – поддержка постоянной температуры тела, выделение избытка тепла в окружающую среду. | |
Расход энергии. | Для жизнедеятельности организма минимальная суточная норма энергии составляет 10500 кДж. | |
Взаимное превращение веществ в организме | Превращение веществ идут на ферментных системах клеток печени. Обмен веществ – сложная цепь превращений в организме, начиная с момента поступления из внешней среды питательных веществ и кончая удаление продуктов распада. При расщеплении 1г углеводов образуется 17,6 кДж энергии. При расщеплении 1г белков образуется 17,6 кДж энергии. При расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж энергии. | С хема «Обмен углеводов» |
С хема «Обмен белков» |
С хема «Обмен жиров» |
| Задание. Превращение веществ идут на ферментных системах клетках печени. Отсюда, объясните схему «Превращение веществ» | |
Регуляция обмена веществ в организме | Обмен веществ регулируют определенные системы организма – это нервная и гуморальная. | |
III. Закрепление изученного материала. | Задание. Можно ли судить об изменении интенсивности энергетического обмена по количеству углекислого газа, выделяемого человеком или животным? Задание составить 5 предложений с усвоенными понятиями, чтобы они в этих предложениях ни разу не повторялись | Ответы учащихся. |
IV. Домашнее задание. | Учебник п.36 | |
Тема: Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания. 8 класс
Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики.
Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
Развивающие: развивать умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжать формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.
Тип урока: комбинированный урок
Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (тест, задания).
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Проверка знаний учащихся.
1. Установите последовательность процессов при вдохе и выдохе: сокращение наружных межреберных мышц, сокращение диафрагмы, увеличение объема грудной клетки, расслабление межреберных мышц, расширение легких, расслабление диафрагмы, сужение легких, понижение давления в легких, повышение давления в легких, уменьшение объема грудной клетки.
2. Блиц-опрос:
Какова частота дыхательных движений у подростков (12-18), у взрослых (16-20)
Какие кровеносные сосуды принимают участие в газообмене? Почему?
Как происходит газообмен в легких? Какие структуры принимают в этом участие?
Объясните разницу в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
3. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, наш урок сегодня я начну с интересных фактов: по данным Минздрава лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания
- А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?
- Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы? /чистый воздух/
- В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. Ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.
4. Изучение нового материала
Тема урока – « Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания »
Давайте вместе определим цели урока:
познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики;
рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
продолжать формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.
Мы разделимся на группы: Медики, Валеологи, Гигиенисты
Каждая группа приготовила свой проект по решению наших задач.
Бороться с пылью – значит бороться с возбудителями болезней
- Какие болезни органов дыхания мы знаем?
На эти вопросы более подробно нам расскажу медики.
1 группа - Медики
Проект «Заболевания органов дыхания». Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, аллергические, воспалительные
Наиболее распространены вирусные инфекции- грипп и острые респираторные(дыхательные )заболевания, ангина, туберкулез. Это воздушно-капельные инфекции. (1 слайд)
Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.
Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих .Чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно (2 слайд)
Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С.. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза . Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.
Проявление болезни: легочная ткань распадается и превращается в рыхлую массу. Яд выделяемый микробами, отравляет весь организм.
Первый флюорографический кабинет появился в 1924 году в Рио-де-Жанейро. (3 слайд)
Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.
Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.
Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.(4 слайд)
Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.(5 слайд)
Болезни, вызванные курением: рак лёгкого, хронический бронхит. (6 слайд)
Вывод и рекомендации:
1.Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
2. Обязательно соблюдать правила личной гигиены.
3.Проветривание, влажная уборка помещения.
2 группа - Гигиенисты с проектом «Как надо дышать»
1. Есть такое понятие – жизненная емкость легких - ЖЕЛ
Если сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть весь воздух, то выдохнутый объем воздуха и составит жизненную емкость легких. Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра. ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, образа жизни.
Какой должна быть ЖЕЛ?
ЖЕЛ (л) мужчин=2,5*рост (м)
ЖЕЛ (л) женщин=1,9*рост (м) 2,5 и 1,9 - коэффициенты.
Людям с низкой ЖЕЛ приходится дышать часто и поверхностно, ткани получают мало кислорода и человек не может выполнять работу качественно.
2.Дыхательная гимнастика.
Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики, т.к. убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.
Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми видами дыхательной гимнастики
Дыхательная медитация. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Предлагаю провести несколько упражнений, а остальные проведете дома.
Ныряние. Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только вы почувствует, что больше не можете «сидеть под водой», «выныриваем».
Шарик. Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – делаем четыре глубоких вдоха и задерживаем дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхаем.
Каша кипит. Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
Ветерок. Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.
«Обнималки» - разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимаем себя и делаем выдох.
«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.
Вывод и рекомендации:
Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи .
Дышать нужно глубоко и размеренно.
Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом.
Гребля, ходьба на лыжах, спортивные игры улучшают дыхание.
Полезно бывать на свежем воздухе.
Дышать надо через нос.
При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.
Важно бороться с пылью на улице и в помещении.
Для правильного дыхания важна правильная осанка.
3 группа - Валеологи (специалисты по здоровому образу жизни) с творческим проектом «Курить – здоровью вредить!»
Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом.
Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений.
Никотин вызывает отравление организма.
Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой.
Выявлено, что через 8 ч после последней выкуренной сигареты из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта. ( 7 слайд )
Пассивное курение. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака (8 слайд)
Тест «Что мы знаем о курении?»
1) Подростки курят, чтобы быть как все? (Да).
2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).
3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).
4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).
5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).
6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).
7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).
8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).
9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).
10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).
3. Вывод и рекомендации:
- Я призываю – любите себя,
Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.
Сделайте вывод сами немедля –
Курить человеку опасно и вредно!
4. Итог
Подведем итоги. Какие рекомендации вы предлагаете по гигиене дыхания?
Запишите в тетрадь.
отказ от вредных привычек – курение;
проветривать помещение;
чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и в парках;
витаминизированное питание;
занятие физической культурой и спортом
5. Домашнее задание – п. 23, творческие задачи, нарисовать плакат на тему «ЗОЖ».
1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоту 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).
2.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).
3.В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м . (На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно.)
Подберите понятие к определению:
1. Главная дыхательная мышца -
2. Выход наружу воздуха из легких -
3. Рефлекс на раздражение носовых путей -
4. Легкое водолазное снаряжение -
5. Расщепление веществ сопровождается выделением…
6. Алкалоид, наркотик, содержащийся в растениях семейства пасленовых -
7. Один из газов, содержащийся в акваланге -
6