СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникативные технологии как метод активации познавательной деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

применение  компьютерных технологий на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникативные технологии как метод активации познавательной деятельности»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Пархоменко С.И

МБОУ « ООШ №2»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран;

свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

Передо мной, как учителем, встает новая цель: - научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя.

Соединение географического образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств.

Компьютер служит тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся – урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы. Обучаемые освобождаются от тривиальной связки “учитель – ученик”, тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма и консерватизма обучающихся, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний.

Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.

.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Чем дальше развивается современная цивилизация, тем больше появляется новой информации, в том числе и по географии. А значит, появляется больше источников, из которых можно получить нужные сведения. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам.

На мой взгляд, выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий:

  • уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;

  • уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

  • уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивная доска,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы

Сегодня передо мной, поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.. Содержание предмета «География» становится средством подготовки личности к жизни, к адекватному поведению в окружающей среде и обществе.

Каким образом я добиваюсь этого?

Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки наглядности на уроках является программа создания компьютерных презентаций Power Point. Чаще всего я обращаюсь к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета; и очень редко как к способу контроля знаний и умений учащихся.

Компьютерная презентация Power Pointэто яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

При разработке презентации учитываю, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  • усиливает воздействие выступления.

Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает мне стимулировать познавательную активность школьника.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников компании «Кирилл и Мефодий» по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий..

На сегодняшний день это одно из самых увлекательных занятий современного школьника. Дети умеют пользоваться Интернетом, что радует, но все-таки необходимо направлять их работу, давать конкретные задания. В нашей школе все чаще и чаще используются ресурсы Интернета: это всевозможные дистанционные конкурсы, конференции, олимпиады.

Особенно детям нравиться работать с учителями, т. к. многие разбираются в этом хуже, чем ученики. Естественно они при этом испытывают огромную гордость. И что самое главное у учащихся наблюдается позитивная динамика учебных достижений. Многие являются победителями, призерами олимпиад.

Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею, сохранять и предъявлять посредством специального устройства – ЭВМ. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание.




Литература

Журнал “География в школе”, Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2009.

Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2008.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:,.

Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999.
































Победители и призеры предметных олимпиад


Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

Бучко Даниил

Андреевич

2006-

9

География

1

Муниципальный

2

Бучко Даниил Андреевич

2007

9

География

1

Областной

3

Бучко Даниил Андреевич

2007

9

География

Свидетельство

Всероссийский


4

Стародубов

Валерий Евгеньевич

2006

11

Географии

2

Муниципальный

5

Стародубов Валерий

Евгеньевич

2007

11

География

7

Областной


6

Бучко Даниил

Андреевич

2008

10

География

5

Городской



Бучко Даниил

Андреевич

2008

10

География

8

Областной



Бучко Даниил

2008

11

география

3

муниципальный


Победители призеры, лауреаты творческих конкурсов,

конференций, олимпиад.


Фамилия, имя

класс

год

Название конкурса, смотра,

соревнования и т.п

Уровень олимпиад, конкурсов, конференций

Занятое место

присвоение

1

Шевченко Марина

10а

2006

Конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество»

Муниципальный

Диплом

2

Усачева Алена

2007

Городской конкурс

«Моя малая Родина»



Муниципальный

Диплом


3




Команда

6,7.8

2007

Слет географов –краеведов

Муниципальный

2

4

команда

6, 7.8

2007

Слет географов –краеведов

Конкурс Эрудитов

Муниципальный

1

5

команда

6, 7, 8

2007

Слет географов- краеведов

Конкурс

« природа края»

Муниципальный

1

6

Радкевич Павел

11б

2007

»Конкурс « Зеленая планета»

всероссийский

1 тур










Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что, во-первых, учащиеся довольно быстро обучаются использовать компьютер в учебной деятельности. Во-вторых, использование информационной технологии позволяет повысить качество обучения, сделать его более полным, наглядным и доступным. Наличие устойчивой обратной связи в цепи “преподаватель-ученик” позволяет своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях учащихся, что способствует повышению успеваемости. Организация контроля с помощью контролирующих компьютерных программ является достаточно эффективной, а сами программы соответствуют требованиям, предъявляемым к программному обеспечению. Разработанная методика использования ППС позволяет значительно повысить уровень успеваемости учащихся по предмету за счет индивидуализации процесса контроля знаний.

В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. Культурологический подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею, сохранять и предъявлять посредством специального устройства – ЭВМ. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание.

Библиографический список


Журнал “География в школе”, № 4,5,6/2004.

Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.

Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 203.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:, 1999.

Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999.














Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования( повышение квалификации специалистов)

« Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»







Информационно – коммуникативные технологии как метод активизации познавательной деятельности на уроках географии.







Автор работы: Пархоменко Светлана Ивановна

учитель географии

муниципального общеобразовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа №2»















Старый Оскол

2009г