СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно - коммуникационные технологии в ДОО

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пышминского городского округа

«Тимохинская начальная общеобразовательная школа»

















Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды













Исполнитель: Капитонова О.С.,

воспитатель









с. Тимохинское, 2019

1. Обоснование актуальности темы


«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро…

  К.Д. Ушинский

Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому считаю тему своей работы, использование информационно – коммуникационных технологий, как условие создания доступной образовательной среды, актуальной в наше время.

Что же такое ИКТ?

«Информационные технологии» – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены

Образовательная среда - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

— взаимодействие участников педагогического процесса;

— развивающая предметно-пространственная среда;

— содержание дошкольного образования.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Опыт специалистов «за» показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.

В результате анализа использования ИКТ учеными и специалистами было выявлено следующее:

  • никто не может похвастаться тем, что разработал приемлемую модель использования ИКТ в образовательном процессе, то есть модель, которая позволила бы уравновесить угрозы здоровью и развитию ребенка с пользой, приносимой новыми технологиями;

  • избыточность информации делает ее почти недоступной, количество аудиоинформации, которая имеется в интернете, огромно, и каждый день прибавляются новые радио- и телепередачи, новые музыкальные ресурсы;

  • в целях образования и воспитания можно использовать разнообразные любительские съемки, которых в сети тоже очень много, однако только специалист может определить, подходит ли тот или иной фильм для детской психики, и только специалист может увязать всю эту систему медиаресурсов в информационно – образовательную систему;

  • компьютер в детском саду – явление неоднозначное, так как, действуя с электронными явлениями (образами), ребенок наделяет их своеобразной символикой, которая, возможно, данному образу не присуща. Заменяя деятельность (часто творческого свойства) на механическую, ребенок привыкает к готовым ответам на экране.












2. Организационно-педагогические условия и механизм реализации, сущность практического опыта (система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы и приёмы работы - всё, что обеспечивало реализацию условий)

Для создания доступной образовательной среды, индивидуализации обучения, расширения познавательных  потребностей и интересов, обучаемых необходимо в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии. Поэтому целью моей работы является создание доступной образовательной среды в группе старших дошкольников, посредством системы информационно-коммуникационных технологий.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  • создать условия для использования ИКТ, в непосредственно

образовательной деятельности с детьми;

  • подобрать игры и комплексы игровых упражнений, для различных видов деятельности;

  • создать мультимедийные презентации;

  • использовать ИКТ в работе с родителями.

Для реализации поставленных задач изучила методическую литературу и исследования педагогов С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, др. по данной теме.

Для реализации поставленных задач я:

  1. Повысила свой уровнь ИКТ – компетентности через онлайн – тестирование на сайте «Единый урок»

  2. Свои навыки я применяю в работе:

  • с детьми

  • с родителями

  • с коллегами

  • в методической деятельности.

  1. При использовании ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в работе с дошкольниками придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);

  • принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, не искажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);

  • принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);

  • принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;

принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

В своей работе использую средства ИКТ:

  • компьютер;

  • мультимедийный проект;

  • фотоаппарат;

  • DVD,

  • ноутбук,

  • телевизор,

  • видеокамера.

В своей работе применяю следующие ИКТ направления:

  • использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации; (DVD диски, различные флэш – накопители (карты памяти));

  • ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний; (применяю компьютерные игры: «Времена года» - на закрепление времён года, «Геометрические фигуры» - где дети закрепляют названия геометрических фигур и умение ориентироваться на плоскости, игра «Кто, где находится?» дети развивают умение ориентироваться на плоскости, «Части суток», «Слева справа»);

  • ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр (выступления на родительских собраниях);

  • использование ИКТ в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении. (оформление различных мероприятий и выступлений).

В своей работе использую формы ИКТ такие как:

  • подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, сеть Интернет; принтер, презентация);

  • подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

  • с помощью мультимедийных презентаций разучиваю с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. (На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: "Звездочки", "Рыбка", "Капельки" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране);

  • оформляю групповую документацию (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и так далее), отчетов;

  • создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Презентация – своеобразный план занятия или мероприятия, его логическая структура, т.е. может быть использована на любом этапе. (Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Создала короткие презентации для познавательных занятий по многим темам в соответствии с тематическим планированием, тематическими праздниками и мероприятиями (по энэргосбережению «Береги электроэнергию» и т.д.) Разработала анимационные презентации к открытым занятиям «Путешествие к Фее Цветов»», «Маленькие сказки Большого леса», «Путешествие в лесной театр».

  • использую цифровую фотоаппаратуры и программу редактирования фотографий, которые позволяют мне управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактирую и демонстрирую их; (оформление детских фотографий);

  • использую видеокамеру и соответствующие программы (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker);

  • использую Интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

  • обмениваюсь опытом, знакомлюсь с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет.

  • оформляю буклеты, материалы по различным направлениям деятельности;

  • принимаю участие в интернет - конкурсах разного уровня по интернету.

В своей работе так же использую проекты и презентации разработанные другими педагогами.

Сейчас практически у каждого родителя сотовый телефон поддерживает интернет соединение. В своей работе я использую WhatsAppMessenger (это компьютерная программа позволяет создавать группы, отправлять друг другу неограниченное число сообщений, фотографий, аудио- и видеофайлов). С помощью этой программы мы с родителями создали свою закрытую группу и обмениваемся необходимой им информацией. Они всегда в курсе всех событий, могут задать свои вопросы и получить на них ответы.

Я считаю, что компьютер обладает, по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей, рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

  • постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

  • компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

  • компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Я считаю, что использование ИКТ способствует:

  • привлекать пассивных детей к активной деятельности;

  • преодолеть трудности;

  • делать образовательную работу более наглядной;

  • формировать информационную культуру у детей;

  • адаптировать дошкольников к обучению в школе;

  • продвигать ребенка в общем развитии;

  • активизировать познавательный интерес;

  • повышать качество знаний;

  • вносить радость в жизнь ребенка;

  • формировать интерес педагога к его работе.

В результате систематического использования ИКТ в работе с детьми, мне позволило, сделать образовательный процесс:

  • доступным, интересным для детей;

  • рационально использовать время занятия;

  • быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;

  • оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии помогают сделать образовательную среду более интересной, яркой, наглядной, запоминающейся, современной.


  1. Основные проблемы, их обусловленность, пути решения.


Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде. У детей компьютерная игра давно вытеснила игры по профессиям, опередив по популярности просмотр телепередач. Информатизация ДОУ - острое требование реальности, повседневной жизни.

Но специфика ДОУ жестко регламентирует использование компьютерных технологий и время работы за персональным компьютером для соблюдения одного из ключевых направлений - здоровьесбережения детей. Для того чтобы педагог имел возможность использовать компьютерные технологии в учебно - воспитательном процессе и проводить занятия с использованием ИКТ - технологий, используя электронные учебные материалы, собственные разработки занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья сбережения дошкольников в данном направлении. Неизменным правилом является соблюдение установленного времени пребывание перед экраном монитора, которое, как известно, негативно воздействует на соматическое здоровье ребенка.

Но не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость». Однако подобная проблема не стоит перед воспитателем так остро, как компьютерные игры. Для возникновения интернет - зависимости необходимо большое количество условий, которые для дошкольника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации, подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией в сети и т.д. Обычно проблема интернет – зависимости встречается уже в школе.

В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально - адаптивные возможности личности в основной период развития коллективных навыков общения. В этом направлении успехов можно добиться только при условии тесного сотрудничества с родителями детей.

Я считаю, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это провозглашает Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.