ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
(Выступление на педсовете)
Творчество – искусство осуществлять замыслы…
(В.Микушевич)
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. (слайд 2)
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития общества.
(Слайд 3) Информационно-коммуникационные технологии – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, её обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
(Слайд 4) Что можно выполнить благодаря данным технологиям?
работа со звуком;
работа с видео;
Работа с графической информацией;
Работа с мультимедийными программами и создание разнообразных учебных и воспитательных тематических презентаций.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации
воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.
Достоинства мероприятий с использованием ИКТ – создание эффекта присутствия («Я это видел!), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.
(Слайд 5) На уроках и классных часах я стараюсь применять различные формы использования новых информационных технологий, а именно:
презентации;
интерактивные тесты;
поиск и обработка информации в сети Интернет;
электронные ресурсы медиатеки.
(Слайд 6) Большую помощь в подготовке и проведении классных часов с применением ИКТ могут помочь образовательные порталы и сайты. С некоторыми из них мне бы хотелось вас познакомить:
http://pedsovet.su/ Интернет – сообщество учителей Екатерины Пашковой даст любому классному руководителю множество полезных материалов для подготовки классного часа, родительского собрания. Очень много презентаций для проведения различных праздников. Все это помогает сэкономить время подготовки мероприятий, сделать его более содержательным и красочным.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей крупнейший учительский Интернет – проект России. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тысяч). В результате работы портала создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ – фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое…
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал - Хорошая база качественных методических разработок. Публикация авторских материалов на Учительском портале направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом
http://intergu.ru/ Интернет – государство учителей
http://www.proshkolu.ru/ Proшколу – позволяет посетить предметные клубы учителей, пополнить свои знания.
http://www.nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования- можно поделиться своим опытом и воспользоваться опытом коллег.
(Слайд 7) На современном этапе использования информационно-коммуникационных технологий в школе должно быть сведено к некоторому алгоритму, имеющему определенные последовательные шаги. Очень важно осознавать возможности каждого шага и планировать его определенный воспитательный и обучающий эффект. Например, если стоит задача воспитания экологической культуры школьника, то в процессе воспитания мы должны помнить, что экологическая культура включает в себя:
адекватные экологические представления и знания;
знания о правильном поведении в различных ситуациях взаимодействия с окружающей средой;
отношение к природной среде;
умения и навыки взаимодействия с природной средой;
экологическую активность и ответственность.
Соответственно, чтобы сформировать экологическую культуру школьников, необходимо развивать и представления учеников, и отношение, и умения, и навыки, и экологическую активность. И неоценимую помощь в этом нам могут оказать именно ИКТ.
Рассмотрим, как это возможно применить при проведении экологического классного часа.
(Слайд 8-9) Учащихся класса делю на группы. Каждой группе дается определенное задание. 1 группа- Человек и природа; 2 группа – Проблемы экологии; 3 группа – Сохранить природу- сохранить жизнь; 4 группа – Экологические проблемы нашего края.
Материал для своих выступлений ученики находят в Интернете, в газетах и журналах, на лазерных дисках, в литературе и других источниках. По мере сбора информации формируется отношение к существующей проблеме; дети могут обмениваться своими находками друг с другом. Каждая группа готовит выступление и небольшие презентации. Следующая задача состоит в том, чтобы представить проблему в процессе выступления пред одноклассниками и предложить свои пути решения. В результате дискуссии дети сами формируют пути решения той или иной проблемы и осознают, что они сами могут сделать для улучшения экологической обстановки, а значит, встать на защиту собственного здоровья.
(Слай 10) Использование ИКТ на классных часах способствует:
развитию интереса к тематике классного часа;
развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;
активизации познавательной деятельности;
повышению информационной деятельности;
усилению эмоционального воздействия.
(Слайд 11) И последнее, о чем нельзя не ск5азать: продвижение по выбранному пути- дело многотрудное и нескоро осуществляемое. Однако, это путь творчества учителя и ученика.