далее
- Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет
- Для кризиса 7 лет характерны: капризы, паясничание детей
- Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться
далее
- Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность и напряжение
- Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение
далее
- Формируется самооценка личности
- Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей
- Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам
- Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает главным в его школьной жизни
- Период приспособления к требованиям школы у одних первоклассников длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год
далее
Возможные трудности первоклассников
- В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма первоклассника, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура
- Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны и впечатлительны
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью
- Для детей характерна высокая утомляемость
далее
Условия адаптации:
Физиологические Психологические
- Изменение режима дня -психологический климат в семье
- Необходимость игры - самооценка ребёнка
- Правильная посадка - самоценность ребёнка для родителей
- Организация правильного питания - формирование интереса к школе
- Развитие двигательной активности - дружеское общение с одноклассниками
- Воспитание самостоятельности
и ответственности - недопустимость физического воздействия
- предоставление самостоятельности
- учёт темперамента ребёнка
- организация контроля за учёбой
- поощрение за успехи и достижения
- моральное стимулирование
- развитие самоконтроля и самооценки
далее
Шкала общения родителей с ребёнком:
Положительные Отрицательные
эмоции эмоции
-хвалили -упрекали
-поощряли -подавляли
-одобряли -унижали
-целовали -обвиняли
-обнимали -осуждали
-ласкали -отвергали
-сопереживали -позорили
-улыбались -читали нотации
-восхищались -лишали чего-то
-делали подарки -ставили в угол
далее
Правила, которые помогут ребёнку в общении:
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
- Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
далее
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
далее
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый(и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
далее
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение расчитать время – Ваша задача . Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
далее
-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку .
-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него .
-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
« Если наши дети хотят быть людьми
в самом деле образованными,
они должны приобретать образование
самостоятельными знаниями»
Н.Г.Чернышевский
далее
далее
Роль домашнего задания
- Процесс учения не отягощает ученика
- Он получает навыки поиска информации
- Учится выполнять работу качественно и в срок
далее
Функции домашнего задания
- Выравнивание знаний и умений ребёнка
- Стимулирование познавательного интереса
- Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности
за выполняемое учебное задание
далее
Рекомендации
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребёнка умения выполнить заданное упражнение
- Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание
- Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкции по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов
- Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка.
- Серьезно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям.
- Ребенок может ошибаться, это нормально.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
- Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
далее
- Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка поможет почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
- Если вас что - то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Грамотно организуйте
рабочее место:
- Ноги при сидении должны доставать до пола, столешница располагаться так, чтобы можно было опираться о стол.
- Стол и стул должны регулироваться по высоте.
далее
Грамотно организуйте
рабочий режим:
- Не требуйте идеального почерка; не заставляйте переписывать работу.
- Делайте устные уроки, лепите и рисуйте лежа на животе.
- Используйте для пассивной руки эспандер или резиновый мячик.
далее
Грамотно организуйте
двигательный режим:
- Не перегружайте ребенка внешкольными занятиями. У ребенка должно быть время для прогулок и подвижных игр.
- Установите дома спортивные тренажеры.
- Полезны плавание, легкая атлетика, бег на лыжах, волейбол, но не теннис и гимнастика.
далее
Основы готовности к школе
- Открывайте как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, увлекательного чтения, мир исторических тайн, мир искусств. Помните , роль готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он приобрел с помощью взрослых или самостоятельно за первые шесть-семь лет своей жизни.
- Всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников.
- Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Помните : у вашего ребенка должно быть желание учиться.
- Постарайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Общение с родителями - огромная ценность для малыша. Учите ребенка рассуждать.
- Помогите ребенку настроиться на реальную школу, где ребенок будет в первую очередь учиться, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, со сверстниками, и даже с самим собой.
- Если вы хотите помочь ребенку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь пережить вместе с ребенком его школьную жизнь.
далее
далее
- Расскажите ребенку, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
- На доступных примерах покажите ребенку важность уроков, оценок, школьного распорядка;
- Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
- Воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- Никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил;
- Внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе.
далее
далее
Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
- Как ты думаешь, с кем лучше учиться—в школе с учительницей или дома с мамой?
- Что делает учитель в школе?
- Для чего нужны парты в школе?
- Что ты возьмешь с собой в школу в портфеле?
далее
далее
Для успешного обучения в первом классе ребенок должен обладать качествами:
- внимание, способность к длительному (15-20 мин.) сосредоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, письма, счета;
- физическая ловкость;
- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
- усидчивость;
- организованность и аккуратность;
- стремление к получению новых знаний;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми, со взрослыми.
- Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Давайте ребенку ощущение роста своих возможностей.
- Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
- Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
- Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
- Постарайтесь не фиксировать внимание ребенка на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
- Все школьные вопросы решайте с ребенком спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
- Помогайте ребенку правильно организовывать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
- Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
далее
- 1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
- 1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
- 1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
- 1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
- 1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
- 2. Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
- 2. Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
- 2. Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
- 2. Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
- 2. Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
- 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то пожнешь.
- 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то пожнешь.
- 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то пожнешь.
- 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то пожнешь.
- 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то пожнешь.
- 4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его –тяжела не меньше, чем вам – ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычки.
- 4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его –тяжела не меньше, чем вам – ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычки.
- 4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его –тяжела не меньше, чем вам – ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычки.
- 4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его –тяжела не меньше, чем вам – ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычки.
- 4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его –тяжела не меньше, чем вам – ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычки.
- 5. Не унижайте!
- 5. Не унижайте!
- 5. Не унижайте!
- 5. Не унижайте!
- 5. Не унижайте!
далее
- 6. Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
- 6. Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
- 6. Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
- 6. Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
- 6. Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
- 7. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- 7. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- 7. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- 7. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- 7. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- 8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
- 8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
- 8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
- 8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
- 8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
- 9. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.
- 9. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.
- 9. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.
- 9. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.
- 9. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.
- 10. Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
- 10. Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
- 10. Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
- 10. Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
- 10. Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
далее
Педагогические требования к поощрению
- Поощрение должно быть справедливым. Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Не злоупотреблять и не захваливать. Использовать различные меры поощрения. Не следует забывать и о тех, кто редко поощряется или не поощряется. Поощрение должно быть в присутствии других детей. Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
- Поощрение должно быть справедливым.
- Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.
- Необходимо учитывать возрастные особенности детей.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
- Не злоупотреблять и не захваливать.
- Использовать различные меры поощрения.
- Не следует забывать и о тех, кто редко поощряется или не поощряется.
- Поощрение должно быть в присутствии других детей.
- Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
далее
Педагогические требования к наказанию
- Наказание должно быть строго субъективным. Сочетать наказание с убеждением. Применять наказание лишь после того, когда другие методы и средства не дают никаких результатов. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Не злоупотребляйте наказанием.
- Наказание должно быть строго субъективным. Сочетать наказание с убеждением. Применять наказание лишь после того, когда другие методы и средства не дают никаких результатов. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Не злоупотребляйте наказанием.
- Наказание должно быть строго субъективным.
- Сочетать наказание с убеждением.
- Применять наказание лишь после того, когда другие методы и средства не дают никаких результатов.
- Наказание должно быть строго индивидуализировано.
- Не злоупотребляйте наказанием.
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь за это на вас, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать за себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану вам задавать вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
- И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.
далее
- стабильный режим дня;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
далее
- обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
далее
- учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
далее
- во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
- выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
- используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение;
далее
- развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
- составляйте рассказы по картинкам;
- следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
- можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
- знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
- научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
- научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
далее