ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ (материал размещён на официальном сайте ОГБУ «Центр ОСИ» http://ipk.ulstu.ru)
Нормативные документы,
регламентирующие деятельность учителя иностранного языка
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 августа 2015 г. №08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.10.2015 №08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №986 от 4.10.2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. №08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).
Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России
– М.: Просвещение, 2009. – 24с.
Учебно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков в образовательной организации
Примерные и рабочие программы по иностранному языку
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
На основе примерной программы и рабочей программы, разработанной авторами конкретного УМК, учитель составляет свою рабочую программу, по которой будет осуществляться образовательная деятельность по предмету в конкретном классе, в конкретной образовательной организации. При составлении рабочих программ на 2016-2017 учебный год следует обратить внимание на изменения, внесённые в ФГОС начального и основного общего образования приказами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) от 31.12.2015 г. №1576 и №1577 в части требований к рабочим программам учебных предметов. В соответствии с данными изменениями, с целью снижения административной нагрузки педагогических работников образовательных организаций упрощается структура рабочей программы, основными элементами которой теперь являются:
планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Кроме того, в письме Минобрнауки России от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» разъясняется, что авторские программы учебных предметов, то есть программы авторских коллективов к конкретным УМК по предмету, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, «могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов». Решение о возможности их использования принимается образовательной организацией.
В настоящее время ко всем УМК по иностранным языкам созданы рабочие программы, а в Книгах для учителя к конкретным учебникам есть примерное тематическое/календарно-тематическое планирование.
Доступные для скачивания электронные версии Книг для учителя издательства «Просвещение» можно найти на страницах авторских коллективов УМК по иностранным языкам в разделе «Методическая помощь».
Далее даётся список рабочих программ и тематического/календарно-тематического планирования к наиболее часто используемым УМК по иностранным языкам.
Рабочие программы к УМК по иностранным языкам:
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Рабочая программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием»/”Enjoy English” для 2-4 классов общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012.
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Рабочая программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием»/”Enjoy English” для 5-9 классов общеобразоват. учреждений. – Обнинск: Титул, 2013.
Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учеников «Английский в фокусе». 2-4 классы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=25797
Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учеников «Английский в фокусе». 5-9 классы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=25797
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева. 2-4 классы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=20651
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева. 5-9 классы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=20651
Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Максименко Н.И. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Верещагиной. II-IV классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений и шк. с углуб. изучением англ. языка / И. Н. Верещагина, К. А. Бондаренко, Н. И. Максименко. – М.: Просвещение, 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina/info.aspx?ob_no=30559
Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. V-IX классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / В. Г. Апальков. – М.: Просвещение, 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina/info.aspx?ob_no=30559
Мильруд Р.П., Суворова Ж.А. Английский язык. Рабочие программы. 2–4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=25943
Мильруд Р.П., Суворова Ж.А. Английский язык. Рабочие программы к УМК «Звёздный английский» (“Starlight”). 5–9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=25943
Бим И.Л. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 2-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/bim/info.aspx?ob_no=25723
Бим И.Л. Немецкий язык. Рабочие программы. 5–9 классы. Предметная линия учебников И. Л. Бим: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. – М.: Просвещение, 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/bim/info.aspx?ob_no=25723
Кулигина А. С. Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Твой друг французский язык». 2-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. С. Кулигина. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/francais/info.aspx?ob_no=43109
Кулигина А. С., Щепилова А. В. Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Твой друг французский язык". 5 - 9 классы. пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. С. Кулигина, А. В. Щепилова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/francais/info.aspx?ob_no=43109
Гусева А.В. Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Французский в перспективе". II-IV классы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением фр. яз./А. В. Гусева. — М.: Просвещение, 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/francais/info.aspx?ob_no=43109
Кулигина А. С. Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Французский в перспективе». V—IX классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций и школ с углубл. изучением фр. яз. / А. С. Кулигина, О. В. Иохим, Е. Я. Григорьева. – М.: Просвещение, 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/francais/info.aspx?ob_no=43109
Электронные версии календарно-тематического поурочного
и тематического планирования:
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК Кузовлева В.П. и др. для 2-11 классов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=30733
Календарно-тематическое планирование к УМК «Английский в фокусе» для 2-6 классов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=45506
Тематическое планирование к УМК «Английский в фокусе» для 2-11 классов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=19455
Календарно-тематическое и тематическое планирование к УМК «Звёздный английский» для 2-11 классов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=24015
С целью соблюдения единых требований к структуре рабочих программ и уменьшения трудоёмкости работы учителей иностранных языков по их составлению, а также в связи с наличием рабочих программ, созданных авторскими коллективами ко всем УМК по иностранным языкам, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» целесообразно считать авторские программы учебных предметов (иными словами, рабочие программы авторских коллективов к УМК) рабочими программами. Решение о такой возможности необходимо принимать на уровне образовательной организации.
Учебно-методические комплекты по иностранному языку
Учебник является основным средством обучения на уроке иностранного языка, его обоснованный выбор способствует более успешному достижению планируемых результатов освоения образовательной программы по предмету.
Согласно пункту 3 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учитель имеет «право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании».
В пункте 9 статьи 28 этого закона также говорится о том, что «определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями» является компетенцией образовательной организации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. №1047 г. «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» был утверждён новый Порядок формирования федерального перечня учебников. В соответствии с ним Федеральный перечень учебников утверждается теперь не реже одного раза в три года. Новый Федеральный перечень учебников существенно отличается от предыдущего. Он серьёзно сократился. Например, в него не были включены учебники английского языка Enjoy English (авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва и др., издательство «Титул»), которые являются самыми распространёнными УМК в Ульяновской области.
С целью сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы рекомендуется принять во внимание приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». В пункте 3 данного приказа говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год». Следовательно, если в образовательной организации имеются в достаточном количестве учебники Enjoy English (авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва и др., издательство «Титул»), они могут использоваться в образовательной деятельности в течение указанного в приказе срока.
В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. №08-546 «О федеральном перечне учебников» разъясняется, что при комплектовании фондов школьных библиотек «для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии». Соответственно, желательно придерживаться единой предметной линии учебников и не нарушать преемственность между уровнями образования и отдельными классами внутри каждого уровня.
В этом документе также говорится о том, что «если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа». Поскольку изучение английского языка завершается в 11 классе, на основании вышеуказанного документа, образовательные организации имеют право использовать отдельные УМК (например, Enjoy English для 2-11 классов (авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва и др., издательство «Титул»)), не только в течение 5 лет, но и больше, в том случае, если учащиеся начали изучение предмета по этому учебнику.
Таким образом, при определении списка учебников на новый учебный год и подготовке соответствующего приказа образовательной организации следует ссылаться на те документы, которые дают право использовать УМК помимо Федерального перечня учебников.
Особенности преподавания иностранного языка в условиях введения ФГОС общего образования
Современный урок иностранного языка. Особенности проектирования урока иностранного языка с помощью технологической карты1
Подготовка к уроку является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя. В стандартах второго поколения и образовательных программах по иностранному языку заложены многочисленные и достаточно серьёзные результаты, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении предмета. В этой связи возникает проблема подготовки такой разработки урока, которая позволила бы максимально эффективно использовать для достижения запланированных результатов те 45 минут, которые отводятся на проведение урока. Такая подготовка требует от учителя не только профессионализма, но и творчества, и вдохновения.
В этом отношении может помочь технологическая карта урока – относительно новая форма методической продукции, представляющая собой таблицу, позволяющую структурировать урок по выбранным учителем параметрам, своеобразный алгоритм действий учителя и обучающегося на каждом этапе урока. Составление технологической карты – вдумчивый и серьёзный процесс, хотя и не более трудоёмкий, чем подготовка подробного конспекта урока. Следует отметить, что оформление плана урока в форме технологической карты не является обязательным. Они создаются по желанию учителя.
Анализ технологических карт уроков иностранного языка, подготовленных слушателями курсов повышения квалификации, выявил ряд наиболее распространённых проблем, которые возникают при создании такого вида разработок:
Неумение чётко сформулировать цель и планируемые результаты урока. Типичными ошибками являются постановка такой цели урока, достичь которую можно только за весь курс обучения (например, формирование коммуникативной компетенции) или планирование избыточного количества результатов, многие из которых не могут быть достигнуты в рамках одного учебного занятия.
Неправильное использование современной терминологии. Например, в технологической карте в соответствии с требованиями рабочих программ по предмету фиксируются цель и планируемые результаты урока вместо традиционных цели и задач. Часто в технологических картах можно увидеть одновременно и планируемые результаты, и задачи, что делает разработку слишком громоздкой, и учителю бывает самому сложно ориентироваться в ней. Чтобы избежать такой путаницы, необходимо тщательно изучить соответствующие разделы примерной программы по иностранному языку или рабочей программы авторов УМК.
Неумение правильно определить тип урока, соответственно, затрудняется определение цели урока.
Несоответствие содержания урока поставленным целям и планируемым результатам.
Неправильное обозначение названия этапов урока. Например, этап урока, обозначенный в технологической карте как «Актуализация», совершенно не дает представления о том, что будет происходить на этом этапе, какой конкретно учебный материал будет актуализироваться. Избежать подобных ошибок помогут современные пособия по методике преподавания иностранного языка и книги для учителя к УМК, в которых предлагается необходимая терминология, которой и следует руководствоваться при подготовке к уроку.
Говоря о структуре урока, представленной в технологической карте, хочется обратить внимание на наиболее «проблемную зону» – целеполагание. Так, во многих технологических картах целеполагание представлено следующим образом:
Целеполагание | 1 мин. | Побуждает к тому, чтобы учащиеся назвали, о чем будет идти речь на уроке, используя картинки к уроку на странице 86. | Выдвигают различные гипотезы: About different seasons, weather. |
Этап целеполагания подразумевает совместное с учителем формулирование учащимися целей урока, а не только его темы. При создании технологической карты урока учителю необходимо более чётко представлять результаты деятельности как учеников, так и своей собственной. Для этого нужно отмечать режим работы обучающихся, детально описывать деятельность учителя и обучающихся, поскольку в некоторых технологических картах деятельность учителя и особенно обучающихся представлена слишком абстрактно – «предлагает, определяют, выполняют ...». Составляя технологическую карту урока, мы имеем возможность более детально распланировать учебную деятельность, изучив соответствующие разделы в рабочих программах к УМК.
Хотелось бы обратить внимание и на речевую ценность урока, то есть речь учителя, его умение формулировать речевые задачи для учащихся. Во многих технологических картах речь учителя практически отсутствует; некоторые педагоги ограничиваются лишь переписыванием в технологическую карту заданий учебника.
На этапе подведения итогов урока в технологической карте часто отсутствуют критерии для оценивания учащихся, либо приёмы оценки прописаны недостаточно хорошо. Одним из самых эффективных приёмом оценки обучающихся являются карточки рефлексии или таблицы с критериями оценивания. Примеры таких материалов можно найти в книге для учителя к учебнику «Английский в фокусе».
Организация оценивания планируемых результатов обучения
Ресурсы для разработки КИМ и диагностических работ по иностранным языкам
Биболетова М.З., Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Никитина Л.К., Козлова С.В., Семеновская И.С. и др. Итоговая аттестация по немецкому языку в начальной школе: Сборник экзаменационных материалов для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением немецкого языка. Учебно-тренировочный комплект. – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2013.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
Соловова Е.Н. Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы (базовый уровень): типовые тестовые задания/Е.Н. Соловова, А.Б. Година, Е.А. Пореченкова. – М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2012.
Соловова Е.Н. Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы (повышенный уровень): типовые тестовые задания/Е.Н. Соловова, А.Б. Година, Е.А. Пореченкова. – М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2012.
Татищева О.В., Дементьева М.М., Циркунова Н.Г., Максимова М.Ю., Редькина Л.А. Итоговая аттестация по французскому языку в начальной школе: Сборник экзаменационных материалов для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением французского языка. Учебно-тренировочный комплекс. – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2014.
1 При подготовке данного раздела использована статья Кравченко Л.Л. «Проектирование урока английского языка на основе технологической карты: трудности и пути их устранения» из сборника материалов региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС основного общего образования». – Орёл: Бюджетное образовательное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Орловский институт усовершенствования учителей», 2015.
5