ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ
«ДРУЖБА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Информационно- познавательное занятие – практикум на тему:
«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА»
Составила: педагог дополнительного
образования Сеитова Э.Б.,
руководитель объединения
«Юный дизайнер»
Новый Уренгой
2018г.
Информационно- познавательное занятие – практикум на тему «История Российского флага»
Под знаменем святым за мир и свободу,
За счастье народное в бой мы пойдем.
В священной борьбе не страшны нам невзгоды,
Под флагом мы счастье и мир обретем.
Н. Лялин
Цель: Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.
Задачи:
познакомить учащихся с флагом-символом Российского государства, с его историей;
развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
воспитывать любовь к Родине.
учить складывать модули в технике оригами и собирать из них цветок, символизирующий триколор с чередованием по цвету, форме;
развивать мелкую и общую моторику;
Оборудование:
Физическая карта России;
Кроссворд и ребус (по тексту);
«Песня о Родине», «Слова о флаге», Гимн (фонограмма);
Цветная бумага (белая, синяя и красная), клей,
ножницы, шпажки.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Подготовительная работа
Подготовить кроссворд и ребусы по теме занятия.
Подготовить викторину по теме занятия.
Подобрать стихи по теме занятия.
Сделать презентацию.
I. Основная часть
Педагог. Ребята, символами любого государства являются гимн, герб, флаг, а также столица государства. Сегодня мы узнаем об истории российского флага. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час.
Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.
Обучающиеся:
Мама, друг, школа.
Педагог:
Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Приложение №1)
Педагог:
Правильно! Молодцы!
Родина - это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли
Обучающийся: читает стихотворение З. Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Педагог:
А наша Родина – Россия. (Показывает Россию на физической карте). Страна, в которой мы родились, живём и учимся. А какой самый главный город нашей страны? Вы узнаете, если правильно разгадаете ребус. (Приложение №2)
Педагог:
Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом нашей столицы? Давайте узнаем из ребуса. (Приложение №3)
Педагог:
Над Кремлём развивается Государственный флаг. Флаг - это символ государства.
Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.
Ученик держит в руках флаг России. Рассказ обучающихся сопровождается презентацией.
1 обучающийся:
Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.
2 обучающийся:
Стяг представлял собой длинный шест с укреплёнными на верхушке ветками деревьев, пучками травы или конских волос. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы. Большинство стягов было красного цвета. С принятием христианства на стягах появились изображения креста, Иисуса Христа и святых.
Педагог:
Сохранились предания о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступал на Куликовом поле. Этот стяг был багряно-красного цвета с изображением Иисуса Христа. Именно с этого времени стяг стал называться знаменем.
3 обучающийся:
Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.
4 обучающийся:
В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.
5 обучающийся:
Днём рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр I позаимствовал у своего отца Алексея Михайловича. Белый, синий, и красный цвета издавна были на гербе Москвы. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», (Приложение №4)
6 обучающийся:
При Петре I у военно-морского флота был Андреевский флаг (он назван в честь святого Андрея Первозванного). (Приложение №5)
7 обучающийся:
На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.
8 обучающийся:
Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.
9 обучающийся:
Но в послепетровские времена в государственной символике появились чёрно-жёлтые цвета. Их объясняли так «золото-серебро-земля».
10 обучающийся:
Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.
11 обучающийся:
В 1918году с приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Государственным флагом России становится красный флаг, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями». Под этим флагом этого цвета шли в бой с немецкими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный стяг стал знаменем Победы над фашистской Германией. (Приложение №6)
Педагог: Один из участников штурма рейхстага Герой Советского Союза Самсонов вспоминает: «Все мы слышали, что знамя есть символ воинской чести, доблести и славы, что оно является напоминанием каждому солдату, офицеру, генералу об их священном долге – преданно служить Родине. Об этом нам рассказывали старшие командиры, об этом мы читали в Уставе, книгах, газетах. Но как Знамя действует на сердце воина, как преображается солдат при виде Знамени на поле боя, я по-настоящему почувствовал во время штурма. Казалось, какая-то неведомая сила подняла солдат. Они вскочили и, заглушая выстрелы громким «Ура!», ринулись вперёд. И ничего уже не могло удержать советского солдата. В эти минуты для него не было преград».
…20 дней реяло Знамя Победы над Берлином, и все эти дни беспрерывно шли к рейхстагу наши воины поклониться святыне.
20 мая 1945 года его отправили из Берлина в Москву, где оно заняло почётное место в Центральном музее Вооружённых Сил.
12 обучающийся:
История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила: «Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации
Педагог:
Считается, что цвета флага имеют следующую символику:
белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;
синий - веру и верность, постоянство;
красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».
Обучающийся:
В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.
Педагог:
Ребята, а знаете вы, где и когда используется символика государства – его флаг?
Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флаги украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Так же флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального собрания, на зданиях – резиденциях Президента России, Правительства России и других федеральных органов исполнительной власти.
Знаменем Вооружённых Сил России сейчас является Красное знамя.
Педагог:
Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?
Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)
Педагог:
А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.
Слайд 1
- Что такое флаг?
Это полотнище на древке или шнуре;
Древка или шнур, определенной раскраски;
Полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.
Слайд 2
- В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?
Конец XVI века;
Начало XVII века;
Середина XVII века.
Слайд 3
- В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?
1700 год;
1703 год;
1705 год;
1707 год.
Слайд 4 (Андреевский флаг)
- Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?
Военно-морские корабли;
Сухопутные войска;
Дворцовая стража.
Слайд 5 (флаг России)
- Что означают цвета Российского флага?
Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.
Синий - веру и верность, постоянство.
Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Слайд 6 (Знамя Победы)
- Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?
Солдаты;
Пехотинцы;
Егоров и Кантария.
Слайд 7
- Когда празднуется День Государственного флага России?
1 января;
Весной;
22 августа.
Слайд 8
-Какого цвета флаг Вооружённых Сил России?
Красное;
Красно – синее;
Чёрно-жёлтый.
Слайд 9
-На каких зданиях в нашей стране можно увидеть государственный флаг?
(на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального собрания, на зданиях – резиденциях Президента России, Правительства России и других федеральных органов исполнительной власти.)
Педагог:
Прежде чем мы перейдем к практической части нашего занятия, немного разомнемся.
Физкультминутка
Широка наша страна… (руки разводятся в сторону)
Не обхватишь…
Высоко в синем небе светит солнышко…(задирается голова)
Потянули к нему руки…(руки тянутся вверх)
Посмотрите, летит стая птиц, давайте догоним их…(взмахи руками)
Взгляните вниз, какое красивое «Черное море», давайте нырнём в него.
А теперь поплыли к берегу…(плавательные движения)
Выходим на берег…(шаги на месте)
Оботрем капельки воды с рук…(движения с верху вниз по одной руке, затем по другой)
Посмотрите вниз, как много красивых полевых цветов…(наклон головы)
Давайте соберём их в букет…(присесть на корточки, левая рука сгибается, правой рукой собираем)
А теперь давайте сделаем салют из цветов…(встать, руки вверх и в сторону)
II. Практическая работа
Педагог:
А сейчас мы с вами перейдем к практической части нашего занятия, мы с вами сделаем модель цветка, символизирующего Государственный Флаг России. Работать будем в технике оригами. Всё необходимое у вас есть на столе. (Квадратики бумаги белого, красного и синего цветов размером 9×9 см., деревянные шпажки, клей.).
Прежде чем приступить к заданию, повторим правила выполнения работ в технике оригами.
Дети читают вслух правила.
Во время работы быть внимательным и аккуратным.
Быть осторожным с колющим и ржущим инструментом – ножницами. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперед. Располагая его на столе так, чтобы инструмент не упал.
Иструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.
Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.
Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения педагога.
Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить клей, бумагу, готовые модули.
Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам.
Звучит музыка.
По технологическим картам, после объяснений педагога, обучающиеся складывают модули будущего цветка. Затем из сложенных модулей собирают триколорный цветок и соединяют с деревянной шпажкой.
Педагог:
А теперь поднимите ваши цветы. Молодцы!
Все сегодня были активными, хорошо справились с заданием, хорошо отвечали на вопросы викторины.
Для того чтобы понять, что означают цвета, использованные в ваших работах, я прочитаю вам стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы, а вы определите, о каком цвете в них говорится, и объясните, что он означает.
Игра «Дополни фразу».
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)
Педагог:
Молодцы. А теперь еще раз вспомним, что символизируют цвета нашего флага.
Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
А в конце нашего занятия мне хотелось бы обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.
Россия святая! Для славных походов
Веками растишь ты своих сыновей;
Во благо России, для счастья народа
Под флагом державным встречаешь гостей.
Отчизна родная! Твой символ державный
На труд и на подвиг зовет свой народ!
Дозор твой стоит в боевом авангарде –
Могучая сила, надежный оплот!
В мирные будни во славу России
Реет победный твой стяг над страной
Вместе со мною ты грозная сила,
Сердцем всегда я навеки с тобой.
Под знаменем святым за мир и свободу,
За счастье народное в бой мы пойдем.
В священной борьбе не страшны нам невзгоды
Под флагом мы счастье и мир обретем.
Автор: Н. И. Дeрeклeeвa
III. Подведение итогов
Сегодня мы с вами познакомились с государственной символикой нашей Родины – России, и ее значением. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. – Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.
Приложение № 1
Кроссворд
Вопросы:
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (река)
2) Про какое дерево говорят: «Мёрзнет, дрожит на ветру?» (осина)
3) Живёт в лесу работник-
Лесной носатый плотник (дятел)
4) Вежливое слово (спасибо)
5) Предмет, в который кладут карандаши, ручки, ластики (пенал)
6) Белые сапожки, зелёные серёжки (берёза)
Приложение № 2
, Д
, ,, 
Ответ: Город Москва
Приложение № 3
, 
Ответ: Кремль
Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6
