СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно- познавательное занятие – практикум на тему: «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды,

Под флагом мы счастье и мир обретем.

Н. Лялин

 

Просмотр содержимого документа
«Информационно- познавательное занятие – практикум на тему: «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ

«ДРУЖБА»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Информационно- познавательное занятие – практикум на тему:



«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА»









Составила: педагог дополнительного

образования Сеитова Э.Б.,

руководитель объединения

«Юный дизайнер»









Новый Уренгой

2018г.

Информационно- познавательное занятие – практикум на тему «История Российского флага»


Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды,

Под флагом мы счастье и мир обретем.

Н. Лялин

Цель: Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Задачи:

  • познакомить учащихся с флагом-символом Российского государства, с его историей;

  • развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;

  • воспитывать любовь к Родине.

  • учить складывать модули в технике оригами и собирать из них цветок, символизирующий триколор с чередованием по цвету, форме;

  • развивать мелкую и общую моторику;

Оборудование:

  1. Физическая карта России;

  2. Кроссворд и ребус (по тексту);

  3. «Песня о Родине», «Слова о флаге», Гимн (фонограмма);

  4. Цветная бумага (белая, синяя и красная), клей,

ножницы, шпажки.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа

  1. Подготовить кроссворд и ребусы по теме занятия.

  2. Подготовить викторину по теме занятия.

  3. Подобрать стихи по теме занятия.

  4. Сделать презентацию.

I. Основная часть

Педагог. Ребята, символами любого государства являются гимн, герб, флаг, а также столица государства. Сегодня мы узнаем об истории российского флага. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час.

Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Обучающиеся:

Мама, друг, школа.


Педагог: 

Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Приложение №1)

Педагог:

Правильно! Молодцы!

Родина - это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли

Обучающийся: читает стихотворение З. Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница,

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная, золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Педагог:

А наша Родина – Россия. (Показывает Россию на физической карте). Страна, в которой мы родились, живём и учимся. А какой самый главный город нашей страны? Вы узнаете, если правильно разгадаете ребус. (Приложение №2)

Педагог:

Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом нашей столицы? Давайте узнаем из ребуса.  (Приложение №3)

Педагог:

Над Кремлём развивается Государственный флаг. Флаг - это символ государства.

Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.

Ученик держит в руках флаг России. Рассказ обучающихся сопровождается презентацией.

1 обучающийся:

Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.

2 обучающийся:

Стяг представлял собой длинный шест с укреплёнными на верхушке ветками деревьев, пучками травы или конских волос. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы. Большинство стягов было красного цвета. С принятием христианства на стягах появились изображения креста, Иисуса Христа и святых.

Педагог:

Сохранились предания о стяге Дмитрия Донского, с которым он выступал на Куликовом поле. Этот стяг был багряно-красного цвета с изображением Иисуса Христа. Именно с этого времени стяг стал называться знаменем.

3 обучающийся:

Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

4 обучающийся: 

В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.

5 обучающийся:

Днём рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр I позаимствовал у своего отца Алексея Михайловича. Белый, синий, и красный цвета издавна были на гербе Москвы. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», (Приложение №4)

6 обучающийся:

При Петре I у военно-морского флота был Андреевский флаг (он назван в честь святого Андрея Первозванного). (Приложение №5)

7 обучающийся:

На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.

8 обучающийся:

Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

9 обучающийся:

Но в послепетровские времена в государственной символике появились чёрно-жёлтые цвета. Их объясняли так «золото-серебро-земля».

10 обучающийся:

Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

11 обучающийся:

В 1918году с приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Государственным флагом России становится красный флаг, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями». Под этим флагом этого цвета шли в бой с немецкими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный стяг стал знаменем Победы над фашистской Германией. (Приложение №6)

Педагог: Один из участников штурма рейхстага Герой Советского Союза Самсонов вспоминает: «Все мы слышали, что знамя есть символ воинской чести, доблести и славы, что оно является напоминанием каждому солдату, офицеру, генералу об их священном долге – преданно служить Родине. Об этом нам рассказывали старшие командиры, об этом мы читали в Уставе, книгах, газетах. Но как Знамя действует на сердце воина, как преображается солдат при виде Знамени на поле боя, я по-настоящему почувствовал во время штурма. Казалось, какая-то неведомая сила подняла солдат. Они вскочили и, заглушая выстрелы громким «Ура!», ринулись вперёд. И ничего уже не могло удержать советского солдата. В эти минуты для него не было преград».

…20 дней реяло Знамя Победы над Берлином, и все эти дни беспрерывно шли к рейхстагу наши воины поклониться святыне.

20 мая 1945 года его отправили из Берлина в Москву, где оно заняло почётное место в Центральном музее Вооружённых Сил.

12 обучающийся:

История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила: «Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации

Педагог:

Считается, что цвета флага имеют следующую символику:

  • белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;

  • синий - веру и верность, постоянство;

  • красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

Обучающийся:

В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Педагог:

Ребята, а знаете вы, где и когда используется символика государства – его флаг?

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флаги украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Так же флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального собрания, на зданиях – резиденциях Президента России, Правительства России и других федеральных органов исполнительной власти.

Знаменем Вооружённых Сил России сейчас является Красное знамя.

Педагог:

  • Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?

  • Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)

Педагог:

А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.

Слайд 1

- Что такое флаг?

  1. Это полотнище на древке или шнуре;

  2. Древка или шнур, определенной раскраски;

  3. Полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.

Слайд 2

- В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?

  1. Конец XVI века;

  2. Начало XVII века;

  3. Середина XVII века.

Слайд 3

- В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

  1. 1700 год;

  2. 1703 год;

  3. 1705 год;

  4. 1707 год.

Слайд 4 (Андреевский флаг)

- Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?

  1. Военно-морские корабли;

  2. Сухопутные войска;

  3. Дворцовая стража.

Слайд 5 (флаг России)

- Что означают цвета Российского флага?

Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.

Синий - веру и верность, постоянство.

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд 6 (Знамя Победы)

- Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?

  1. Солдаты;

  2. Пехотинцы;

  3. Егоров и Кантария.

Слайд 7

- Когда празднуется День Государственного флага России?

  1. 1 января;

  2. Весной;

  3. 22 августа.

Слайд 8

-Какого цвета флаг Вооружённых Сил России?

  1. Красное;

  2. Красно – синее;

  3. Чёрно-жёлтый.

Слайд 9

-На каких зданиях в нашей стране можно увидеть государственный флаг?

(на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального собрания, на зданиях – резиденциях Президента России, Правительства России и других федеральных органов исполнительной власти.)

Педагог:

Прежде чем мы перейдем к практической части нашего занятия, немного разомнемся.

Физкультминутка

Широка наша страна… (руки разводятся в сторону)

Не обхватишь…

Высоко в синем небе светит солнышко…(задирается голова)

Потянули к нему руки…(руки тянутся вверх)

Посмотрите, летит стая птиц, давайте догоним их…(взмахи руками)

Взгляните вниз, какое красивое «Черное море», давайте нырнём в него.

А теперь поплыли к берегу…(плавательные движения)

Выходим на берег…(шаги на месте)

Оботрем капельки воды с рук…(движения с верху вниз по одной руке, затем по другой)

Посмотрите вниз, как много красивых полевых цветов…(наклон головы)

Давайте соберём их в букет…(присесть на корточки, левая рука сгибается, правой рукой собираем)

А теперь давайте сделаем салют из цветов…(встать, руки вверх и в сторону)

II. Практическая работа

Педагог:

А сейчас мы с вами перейдем к практической части нашего занятия, мы с вами сделаем модель цветка, символизирующего Государственный Флаг России. Работать будем в технике оригами. Всё необходимое у вас есть на столе. (Квадратики бумаги белого, красного и синего цветов размером 9×9 см., деревянные шпажки, клей.).

Прежде чем приступить к заданию, повторим правила выполнения работ в технике оригами.

Дети читают вслух правила.

  1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.

  2. Быть осторожным с колющим и ржущим инструментом – ножницами. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперед. Располагая его на столе так, чтобы инструмент не упал.

  3. Иструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.

  4. Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.

  5. Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения педагога.

  6. Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить клей, бумагу, готовые модули.

  7. Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам.

Звучит музыка.

По технологическим картам, после объяснений педагога, обучающиеся складывают модули будущего цветка. Затем из сложенных модулей собирают триколорный цветок и соединяют с деревянной шпажкой.

Педагог:

А теперь поднимите ваши цветы. Молодцы!

Все сегодня были активными, хорошо справились с заданием, хорошо отвечали на вопросы викторины.

Для того чтобы понять, что означают цвета, использованные в ваших работах, я прочитаю вам стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы, а вы определите, о каком цвете в них говорится, и объясните, что он означает.

Игра «Дополни фразу».

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)


Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы, как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)


Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко…(красным)

Педагог:

Молодцы. А теперь еще раз вспомним, что символизируют цвета нашего флага.

  • Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

  • Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.

  • Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

А в конце нашего занятия мне хотелось бы обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.


Россия святая! Для славных походов

Веками растишь ты своих сыновей;

Во благо России, для счастья народа

Под флагом державным встречаешь гостей.

Отчизна родная! Твой символ державный

На труд и на подвиг зовет свой народ!

Дозор твой стоит в боевом авангарде –

Могучая сила, надежный оплот!

В мирные будни во славу России

Реет победный твой стяг над страной

Вместе со мною ты грозная сила,

Сердцем всегда я навеки с тобой.

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды

Под флагом мы счастье и мир обретем.

Автор: Н. И. Дeрeклeeвa

III. Подведение итогов

Сегодня мы с вами познакомились с государственной символикой нашей Родины – России, и ее значением. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. – Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.
























Приложение № 1


Кроссворд






1)






2)






3)






4)










5)





6)










Вопросы:

  1. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (река)

2) Про какое дерево говорят: «Мёрзнет, дрожит на ветру?» (осина)

3) Живёт в лесу работник-

Лесной носатый плотник (дятел)

4) Вежливое слово (спасибо)

5) Предмет, в который кладут карандаши, ручки, ластики (пенал)

6) Белые сапожки, зелёные серёжки (берёза)










Приложение № 2


, Д , ,,

Ответ: Город Москва




Приложение № 3




,


Ответ: Кремль



Приложение № 4




Приложение № 5





Приложение № 6