СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательный проект «Адаптивная и лечебная физическая культура»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект «Адаптивная и лечебная физическая культура»»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко»




Информационно-познавательный проект


«Адаптивная и лечебная физическая культура»








Выполнила: студентка группы 102-2022,

Дмитрачкова Татьяна








Новосибирск

2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………4

1.1. Понятие адаптивной и лечебной физической культуры………………….4

  1. Основная часть………………………………………………………………5

2.1. Различие АФК и ЛФК………………………………………………………5

2.2. Цель АФК и ЛФК……………………………………………………………6

2.3. Виды АФК и ЛФК………………………………………………………..…7

2.4. Средства и формы АФК и ЛФК……………………………………………9

3. Заключительная часть………………………………………………………11

4. Список литературы…………………………………………………………12



















Введение

Физическая культура – это составная часть культуры, обращенная на укрепление и сохранение здоровья, вырабатывает здоровый образ жизни, сохраняет отменное физическое развитие на продолжительное время.

В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и оздоровительная или лечебная физическая культура.

Данная тема очень актуальна в наше время, так как огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.

Существуют различные методы и формы занятий для таких детей адаптивная и лечебная физическая культура (АФК и ЛФК).

Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы.

Проблема в том, что необходимо укреплять здоровье школьников по средствам развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечения системы организма.

Цель:

- изучить теоретические аспекты адаптивной и лечебной физической культуры.

Задачи:

- изучить информацию об адаптивной и лечебной физической культуре;

- узнать, какие существуют виды, средства и формы адаптивной и лечебной физической культуры;

- сделать выводы по теме проекта.


1.Теоретическая часть

1.1. Понятие адаптивной и лечебной физической культуры


В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и лечебная физическая культура.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, сконцентрированных на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченным потенциалом, преодоление психологических барьеров, мешающих жить полноценной жизнью, а также осознанию необходимости своего личного вклада в общественное формирование общества.

Адаптивную физическую культуру невозможно представить без лечебной культуры. Так как для полного и все стороннего развития ослабленного организма необходимы комплексные методы лечения и профилактики, адаптации организма к внешней среде.

Лечебная физкультура – это стойкая совокупность методов лечения, профилактики или медицинской реабилитации лиц, которые сформированы на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных условиях их осуществления. При их направлении учитывается характер заболевания, его особенности, стадия и степень болезненного процесса в органах и системах [3].

2. Основная часть

    1. 2.1 Различие АФК и ЛФК


Различия адаптивной физической культуры и лечебной заключается в том, что лечебная реабилитация в большинстве случаев устремлена на возобновление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида существенно большей активности и самостоятельности.

Кроме того, адаптивная физическая культура является не средством лечения или профилактики конкретных болезней, а точнее одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, сформировавшемся в результате травмы или болезни.

    1. 2.2 Цель АФК и ЛФК


Адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Лечебная физкультура включает в себя упражнения физической культуры, которые способствуют восстановлению органов и систем организма. Целью лечебной физкультуры является:

  • усиление терапевтического эффекта при различных патологиях;

  • укрепление оборонительных свойств организма;

  • общее оздоровление;

  • внушение уверенности в своих силах;

  • улучшение настроения.

    1. 2.3 Виды АФК и ЛФК


Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 

Основные виды АФК:

1. Адаптивное физическое воспитание.

2. Адаптивный спорт.

3. Адаптивная физическая рекреация.

4. Адаптивная двигательная реабилитация.

Адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивного физического воспитания направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем. Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление.

Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Лечебная физкультура – это комплекс физических упражнений.

Различают два вида лечебной физкультуры:

  • общая тренировка;

  • специальные тренировки.

Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, оказывающие непосредственное воздействие на область травматического очага или функциональные расстройства той или иной пораженной системы.

2.4. Средства и формы АФК и ЛФК


К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы.

Физическое упражнение  является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося.

К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений.

К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.

Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными и массовыми, соревновательными и игровыми.

Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

— утренней гимнастики (до уроков);

— организованных игр на переменах;

—« спортивного» часа (после уроков).

Внеклассные занятия —  оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах)

Адаптивный спорт имеет два направления: оздоровительный спорт и спорт высших достижений.

Лечебная физкультура - это один из главных элементов общего лечения, который трактуют как персонально собранную систему лечебных методов или средств.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, и естественные факторы природы. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно - прикладные и игры.

Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т. д.).

Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные. Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде, прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно - прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные.


  1. Заключительная часть


Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

Таким образом, даже краткий обзор возможностей адаптивной и лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни человека: связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. 

4. Список литературы


1.https://www.syl.ru/article/195997/new_ozdorovitelnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura

2.https://yusupovs.com/articles/rehab/tseli-sredstva-i-zadachi-lfk/

3.https://helpiks.org/5-100593.html

4.https://cyberpedia.su/13xf49d.html

5.https://helpiks.org/9-2729.html

6.https://infourok.ru/statya-na-temu-lechebnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-1439368.html


15