Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №101»
Информационно-познавательный, творческий проект
«День Защитника Отечества»
(подготовительная группа)
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Комиссина О.В.
Дзержинск Нижегородской области
2022 г
Актуальность проекта.
В нашем современном обществе очень мало говорят о патриотизме. Любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. В настоящее время эта работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, как от педагогов, так и от родителей. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, родители учат всему, кроме патриотизма.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Цель проекта:
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.
Задачи проекта:
Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.
Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Воспитывать в девочках уважение к мальчикам, как будущим защитникам.
Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.
Вызвать желание получать новые исторические знания, узнавать много нового и интересного.
Предполагаемый результат:
Для детей: Развитие интереса детей к художественному творчеству; получить эмоциональный отклик от своей работы. Повышение знаний у детей о Российской армии.
Проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
Стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
Для педагога: Оформление опыта работы, накопление педагогического опыта по теме.
Для родителей: Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; активное волочение родителей в жизни детского сада и группы . Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели) с 07.02.2022 – 18.02.2022 г.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог группы.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
Разработка и составление плана основного этапа проектирования.
Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
2 этап. Основной
Проведение с детьми бесед о российской армии, о защитниках нашей Родины.
Проведение подвижных, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов).
Рассматривание картин, иллюстраций, рисование рисунков, аппликации, лепка, ручной труд.
Слушание музыки (военные марши)
Разучивание песен об армии. Разучивание танца «Солдат»
3 этап. Итоговый (заключительный)
Проведение спортивно-музыкального развлечение «Будем Родину любить, будем в армии служить!».
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Выставка работ по данной теме.
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивно-музыкальное развлечение «Будем Родину любить, будем в армии служить!».
Видео интервью о папе «Говорят дети».
Реализация проекта.
Продуктивная деятельность.
Лепка «Солдат», «Моряки».
Цель: продолжать учить лепить фигуру человека из отдельных частей, добиваясь выразительности позы; учить детей во время лепки фигуры человека передавать форму головы, туловища, рук, ног, пропорциональное соотношение частей; процарапывать мелкие детали; плотно скреплять части; создавать устойчивую фигуру. Закрепить знакомые способы лепки; умения детей в процессе лепке использовать приемы: скатывание, раскатывание, присоединение, примазывание, сгибание; умения детей пользоваться в лепке стекой. Развивать мелкую моторику.
Рисование «Мой папа военный».
Цель: научить детей рисовать портрет человека (папы) в военной форме. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности лица человека (папы) и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции); - побуждать детей соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
Аппликация «Корабли на рейде».
Программное содержание. Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваться хорошего качества своего изображения.
Ручной труд «Кораблик»
Цель: формирование умения делать пароход из бумаги (картона).
Развивать умение работать с бумагой, с ножницами; развивать внимание, мелкую моторику рук.
Конструированию из бумаги «Парадный мундир для папы».
Цель: учить детей изготавливать мундир из бумаги. Формировать умение следовать устным инструкциям, учить работать по схемам. Обучать различным приемам работы с бумагой. Создавать радостное настроение в процессе подготовки к предстоящему празднику. Воспитывать стремление доставлять родным радость, делать приятный сюрприз, изготавливая подарок своими руками.
Рисование «Наша Армия родная!»
Программное содержание. Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами.
Беседы по теме проекта:
1.Беседа «Наша армия».
Цель: расширение знаний детей о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
2.Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Как стать богатырём?»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской
3.Беседа «Родина и ее герои», просмотр презентации и картинок Героев России.
Цель: познакомить детей с известными защитниками земли русской и их историческими подвигами. Воспитывать патриотов через узнавание родной истории.
4.Беседа о предстоящем празднике «Дне защитника Отечества»
Цель: развитие интереса к защитникам Отечества сейчас и теперь.
5.Беседа «Защитники Родины»: Что такое Отечество (Родина)? Какое имя у нашей родины: Россия, Русь? Что такое Родина?
Цель: дать детям знания о Российской армии – защитнице нашей страны. Воспитывать патриотические чувства к Родине, уважение к солдату, вызвать желание быть похожим на него.
6.Беседа «Память о войне»
Цель: воспитание умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
7.Беседа «Где работаю наши папы?»
Цель: учить детей называть места работы, продолжать упражнять в составлении рассказа из личного опыта по теме.
8.Беседа с детьми о профессиях их пап и дедушек.
Цель: упражнять в умении составлять связный рассказ из личного опыта.
9.Беседа с детьми «Наша Армия. Рода войск»
Цель: закрепить с детьми знания о родах войск, военных профессиях., воспитывать уважение к защитникам Отечества.
10.Беседа "Мы живем в России"
Цель: расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
11.Ситуативный разговор «Что будет, если не станет армии» Цель: размышление над темой, развитие связной речи.
Образовательная деятельность (ОД)
Ознакомление с окружающим миром «Защитники Родины».
Цель: Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам). Развивать умение рассказывать о службе в армии отцов, братьев; воспитывать желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости; формировать стремление быть похожими на них.
Развитие речи Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель. Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Ознакомление с окружающим миром «Служебные собаки».
Цель: Расширять представления детей о служебных собаках, о помощи, которую собаки могут оказать человеку. Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил. Прививать любовь к животным. Дать элементарные представления о профессии кинолога.
Чтение художественной литературы.
Цель: воспитания умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Цель: учить осмысливать содержание рассказа.
Цель: обогащение представлений детей об армии, защитниках Родины.
Чтение стихотворения из книги Вл.Степанова "Что мы Родиной зовем?"
Заучивание стихотворений «День Защитника Отечества», «Наша Армия родная», «Пограничники».
Чтение рассказов и стихотворений Л. Кассиля «Твои защитники»,
И. Ивановой «Моряк», Л.Алексеева «Первый ночной таран», А.Митяева «Почему армия родная?»;
Цель: учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции при прочтении.
Чтение А.Твардовский. «Рассказ танкиста» (отрывок)
Чтение Б. Никольский «Препятствие»
Дидактические игры:
Д/и «Кому что надо» Цель: выявление имеющихся представлений детей о родах войск.
Д/у «Найди на рисунке и соедини линией защитника и его оружие»
Цель: развитие логического мышления .
Д/у «Назови профессию».
Цель: формирование грамматического строя речи, упражнение в словообразовании (море-моряк, самолет-летчик, танк-танкист)
Д/И «Знаю все профессии»
Цель: побуждать детей составлять рассказ о профессиях.
Д/И «Кто чем управляет?»
Цель: формировать представления детей о военных профессиях.
Д/и «С кем бились богатыри»
Цель: развитие логического мышления, быстроты реакции.
Д/И «Умелый боец - везде молодец» Цель: учить детей понимать и объяснять смысл пословиц.
Просмотр м/ф «Илья Муромец» Цель: продолжение знакомства детей с мифическими героями – богатырями.
Просмотр презентаций «Профессии военных», «Военная техника», «Славные люди России»(о богатырях), «Какие бывают корабли».
Отгадывание загадок на тему «Военные машины»
Цель: формирование представлений детей о родах войск.
Пальчиковая гимнастика «Наша армия».
Рассматривание альбома «Военные профессии».
Сюжетно – ролевые игры
Сюжетно – ролевые игры «Солдаты», «На военном корабле».
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Уточнить представления детей о Советской Армии, формировать у дошкольников конкретные представления о солдатах, развивать двигательную активность, выносливость.
С/р игра «ПОГРАНИЧНИКИ»
Цель: закрепление знаний детей о военных профессиях, знакомство с распорядком дня военнослужащих, в чём заключается их служба. Воспитание смелости, ловкости, умения чётко выполнять приказы командира. Расширение словарного запаса детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
С/р игра «ВОЕННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ».
Цель: расширение тематики военизированных игр, формирование умения детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитание уважения к военным профессиям, желания служить в армии, расширение словарного запаса детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
С/р игра «ЛЕТЧИКИ».
Цель: расширение знаний детей о профессии «летчик». Формирование умения детей самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствование формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитание патриотического отношения к своей Родине, друг к другу, к своим близким.
С/р игра «МОРЯКИ»
Цель: уточнение и закрепление знаний детей о моряках, их делах, особенностях службы. Воспитывать уважение к службе моряков.
С/р игра «ТАНКИСТЫ»
Цель: расширение тематики военизированных игр, формирование умения детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитание уважения к военным профессиям, желания служить в армии, расширение словарного запаса детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты».
Подвижные игры
«Самолеты».
Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге.
«Сапер».
Задачи: Развивать быстроту, ловкость.
«Танки».
Задачи: развивать двигательные умения, быстроту, ловкость.
«Салют».
Цель: Воспитывать самостоятельность. Упражнять детей в подбрасывании мяча снизу вверх и умении ловить его двумя руками.
«Меткие стрелки».
Цель: Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель.
Пословицы и поговорки.
Всюду примером служи, честью и славой полка дорожи.
***
Если дружно за мир постоять – войне никогда не бывать.
***
Русский солдат не хочет знать преград.
***
Чтобы успешно воевать, надо много знать.
***
Воевать — Родину защищать.
***
Война трудна, да победа красна.
***
Один в поле не воин.
***
Жизнь дана на смелые дела.
***
Дал присягу — назад ни шагу.
***
Для смелого солдата и рукавица — граната.
***
Закон бойца — стойкость до конца.
Работа с родителями
Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.
Консультация – «История возникновения праздника 23 февраля».
Организация выставки детских работ по теме проекта. Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»
Список использованной литературы
1. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада»
2.Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».
3.Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада».
4.Л.В. Куцакова « Занятия по конструированию из строительного материала»
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа
6.О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада.
7.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа нового поколения. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.