СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Информационно-практико-ориентированный проект «БУДЬ ЗДОРОВ!»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт проекта по ЗОЖ

Просмотр содержимого документа
«"Информационно-практико-ориентированный проект «БУДЬ ЗДОРОВ!»"»

МБДОУ «Детский сад № 14 «Золотая рыбка» комбинированного вида

Кувандыкского городского округа Оренбургской области»











Информационно-практико-ориентированный проект


« БУДЬ ЗДОРОВ!»























Подготовила:

Дмитриева О.А., воспитатель

логопедической группы «Непоседы»







2022 год

Актуальность


«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.

Поколение современных детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция с каждым годом только растет. Анализируя состояние здоровья воспитанников группы компенсирующей направленности «Непоседы», мы обратили внимание на то, что лишь 2 ребенка (17%) из 12 имеют I группу здоровья, то есть без отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, 8 детей (66 %) – вторую, 2 ребенка (17 %) – третью. Есть частоболеющие дети (3 ребенка – 25 %). У восьми детей (66 %) – кариес, 2 ребенка (17 %) – имеют проблемы со зрением, должны носить очки постоянно, у одного ребенка (8 %) – сколиоз. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению, укреплению здоровья и развитию физических качеств детей.

Известно, что старший дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. У детей с нарушением речи, как правило, отмечаются отклонения в отделах головного мозга, влекущие общую медлительность или, наоборот, психическую неуравновешенность, ослаблена мелкая мускулатура рук, возникает проблема в концентрации и устойчивости внимания, повышена общая утомляемость. Поэтому важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом. Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Реализация задач данной образовательной области происходит в следующих видах образовательной деятельности: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», «Физическое развитие». Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Направление активной деятельности на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволит нашим воспитанникам быть физически, психологически и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуации реального мира, повседневной жизни.

Основная проблема - низкий уровень знаний детей о ценности своего здоровья. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды, и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Мы, взрослые, призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь? Для этого нами был разработан проект «Будь здоров!».




Проект «Будь здоров!»



«Детям, совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»

Януш Корчак



Группа: компенсирующей направленности «Непоседы»

Воспитатель: Дмитриева О.А.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Продолжительность: долгосрочный

Возраст детей: 5-7 лет

Участники проекта: воспитатель, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители.

Сроки проведения: январь – май.

Реализация проекта: дневная (в рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и повседневной жизни).

Формы проведения:

  • Дидактические игры и упражнения;

  • Сюжетно-ролевые игры;

  • Просмотр мультимедийных презентаций,

  • Беседы о здоровье;

  • Чтение художественной литературы;

  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;

  • Разучивание пальчиковых игр с элементами самомассажа;

  • Дыхательные упражнения;

  • Подвижные игры;

  • Спортивные досуги и развлечения;

  • Валеологические занятия.



Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Задачи:


Образовательные:

Формировать представление о здоровом образе жизни.

Обогащать и закреплять ранее полученные знания о правильном питании, культурно-гигиенических навыках.

Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегая ситуаций, наносящих вред здоровью.


Воспитательные:

Воспитывать интерес к спорту, физической культуре, здоровому образу жизни и т.п.


Развивающие:

Развивать у детей желание заниматься спортом.


Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:


Словесные: художественное слово – сказки, рассказы на тему: «Здоровье», стихотворный текст пальчиковых игр, беседа по содержанию прочитанного.

Наглядные: рассматривание иллюстраций книг с изображением видов спорта, картинок полезных продуктов питания, показ способов действия.

Практические: самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Планируемые результаты:


  1. Дети будут знать несложные приёмы самооздоровления; иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима дня, правильное питание, чистота тела, физические нагрузки); повысится уровень их речевой активности, активизируется словарь по теме «Здоровье и здоровый образ жизни».

  2. Полученный опыт позволит детям избежать несчастных случаев.

  3. Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.

  4. Повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми двигательной деятельности.

  5. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ: картотеки игр и упражнений, медиатеки, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации.


Продукт проектной деятельности: создание мини-проектов на тему ЗОЖ.


Этапы реализации проекта:


I этап – подготовительный:

Цель: актуализация имеющегося методического потенциала педагога.

Определение темы, целей и задач, содержания проекта.

Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.

Подбор методической литературы, текстов художественных произведений, дидактических, пальчиковых игр, иллюстративного материала для детей.

Формулировка проблемы:

Описание плана действий: обсудить проект со всеми его участниками, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.

II этап – основной (практический):

Цель: реализация проекта через разные виды деятельности.

Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.

Организация работы с родителями.



III этап – заключительный (презентационный):

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности.

Проведение анализа.

Обобщение результатов.

Оформление конечного результата: создание презентации по проекту.








ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА




I этап – подготовительный:


1.Анкетирование детей и родителей (Приложение).
2.Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, пословиц, песен, дидактических игр, иллюстративного материала.
3.Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
4.Чтение и обсуждение произведений по теме.
5.Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
6.Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.














II этап – основной (практический):


Месяц

Направления развития

Формы работы

Содержание

Январь

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры и упражнения

«Можно – нельзя», «Спортивное лото», «Кому что нужно?», «Что полезно, а что – нет?», «Спортивное лото», «Кому что нужно?»,

Сюжетно-ролевые игры

СРИ «Магазин». Игровая ситуация: «Спорттовары»

Познавательное развитие

Просмотр мультимедийных презентаций

«Зимние виды спорта», «Мое тело»

Речевое

развитие

Беседы о здоровье

«Зимние виды спорта», «О пользе прогулок», «Зарядка и простуда», «Опасные ситуации зимой»

Чтение художественной литературы

Н.Носов «На горке», В.Осеева «На катке», С.Черный «На коньках», А.Барто «Зарядка», Е.Инкона «Прыжки с трамплина», «Хоккей», энциклопедия для дошкольников «Тело человека», заучивание поговорки «В здоровом теле – здоровый дух»

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок

«Зимние виды спорта», «Строение тела человека»

Физическое развитие

Разучивание пальчиковых игр с приемами самомассажа

«Физкультурник», «Мы во двор пошли гулять»

Подвижные игры

«Царь горы», «Вызов номеров»,

«Два Мороза»,

«У кого мяч»,

«Большая чехарда»,

«Запретное движение»,

«Третий лишний»



Спортивные досуги и развлечения, валеологические занятия

«Мы играем – не скучаем»,

«Гость с планеты Здоровье»

Дыхательные упражнения

«Подуем на…», «Вырасти большой»

Художественно-

эстетическое развитие

Продуктивная

деятельность

Плакаты о здоровом образе жизни

Февраль

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры и упражнения

«Скорая помощь», «Источники опасности», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «На прогулке»

Сюжетно-ролевые игры

«Поликлиника», «Аптека»

Познавательное развитие

Просмотр мультимедийных презентаций

«Как заботиться о своей одежде», «Физическое здоровье»

Речевое

развитие

Беседы о здоровье с элементами игровой деятельности

«Правила гигиены», «Если сделаю так», «Если кто-то заболел», «Чистота и здоровье»

Чтение художественной литературы

Н.Литвинова «Королевство столовых приборов», Д.Крупская «Чистота», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», М.Зощенко «Глупая история»

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок

«Предметы личной гигиены», «Здоровый образ жизни» «Берегите зрение!»

Физическое развитие

Разучивание пальчиковых игр с приемами самомассажа

«Дружба», «Если пальчики грустят», «Шарик»

Подвижные игры

«Король горы»,

«Белые медведи»,

«У кого короткий хвостик», «Успей перебежать», «Пожарные на учении», «Кто раньше дойдет до середины»

Спортивные досуги и развлечения, валеологические занятия

«День бегуна, скакуна, прыгуна», «Волшебная щеточка»

Дыхательные упражнения

«Ножницы», «Пилим дрова»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

«Автомобиль скорой помощи»

Март

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры и упражнения

«Как помочь товарищу», «Аскорбинка и ее друзья», «Что лишнее?», «Опасно не опасно», «Зуб Неболей-ка», «Узнай по описанию», «Назови правильно»

Сюжетно-ролевые игры

«Поликлиника», «Скорая помощь»

Познавательное развитие

Просмотр мультимедийных презентаций

«Здоровые зубы – долгая жизнь»

Речевое

развитие

Беседы о здоровье с элементами игровой деятельности

«Здоровые зубы – здоровые дети», «Почему нужно чистить зубы», Беседа о работе врача-стоматолога, «Почему полезно заниматься физкультурой?»,

Чтение художественной литературы

Г.Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах», Г.Сапгир «Румяные щеки», «А.Анпилов «Зубки заболели», В.Ивенин «Слово врача»

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок

«Забота о здоровье зубов», «Врачи – наши помощники»

Физическое развитие

Разучивание пальчиковых игр с приемами самомассажа

«Веселый счет», «Мячик-ежик», «Зубная щетка»

Подвижные игры

«Пустое место», «Золотые ворота»,

«Ловишка с мячом», «Запомни и повтори»,

«Охотники и утки»,

«Найди и промолчи», «Эхо»,

«Кто самый меткий»,

«Переправа»

Спортивные досуги и развлечения, валеологические занятия

«Ловкие, быстрые, сильные!»,

«В здоровье – сила!»

Дыхательные упражнения

«Буль-буль», «Спортивные карандашики»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Изготовление книжки-малышки «Полезные привычки»

Апрель

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры и упражнения

«Назови и опиши», «Можно – нельзя», «Окажи помощь», «Что делать, если (порезал палец, обжегся и т.д.)»,

Сюжетно-ролевые игры

«Диспансеризация», «Больница», «Физкультурное занятие»

Познавательное развитие

Просмотр мультимедийных презентаций

«Правила оказания первой медицинской помощи»

Речевое

развитие

Беседы о здоровье с элементами игровой деятельности

«Почему люди болеют?», «Как уберечься от болезней?», «Почему нужно охранять природу?», «Как помочь себе и другу?», «Мы дружим с физкультурой»

Чтение художественной литературы

И.Семенов «Как стать Неболейкой», В.Радченко «Твой олимпийский учебник», С.Михалков «Не спать», пословицы, поговорки, загадки о здоровье

Физическое развитие

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок

«Пирамида питания», «Берегите зрение!»

Разучивание пальчиковых игр с приемами самомассажа

«Палец, ладонь, кулак», «Губка», «Ватные палочки»

Подвижные игры

«Медведь и пчелы»,

«Ваня простота»,

«Водяной»,

«Классы»,

«Мяч и веревка»,

«Озорные гномы»,

«Улитка»,

«Переправа в обручах»,

«Ловишка с мячом»



Спортивные досуги и развлечения, валеологические занятия

«День Здоровья»,

«У нас в гостях доктор Градусник»

Дыхательные упражнения

«Цветной дождик», «Волшебный пузырь»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

«Мы делаем зарядку»

Май

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры и упражнения

«Разложи картинки по порядку», «Азбука здоровья», «Если ты поранился», «Полезные и вредные продукты», «Назови правильно», «Сто бед»

Сюжетно-ролевые игры

«Кафе», «Аптека»

Познавательное развитие

Просмотр мультимедийных презентаций

«Уроки осторожности»

Речевое

развитие

Беседы о здоровье с элементами игровой деятельности

«Как лечить болезни?», «Где живут витамины?», «Я хочу здоровым быть!», «Здоровье – главное богатство», «Как сберечь свое здоровье»

Чтение художественной литературы

Г.Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие-крепкие зубы», С.Обоева «Азбука безопасности», Е.Васильев «Чтобы не было беды – делай правильно»

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок

«Физическое здоровье», «Закаливание и занятия спортом»

Физическое развитие

Разучивание пальчиковых игр с приемами самомассажа

«Этот пальчик», «По столу», «Ручки»

Подвижные игры

«Иголка и нитка»,

«Горелки»,

«Море волнуется»,

«Самый меткий»,

«Ручеёк»,

«Переправа в обручах»,

«Плетение венка»,

«Перейти болото»

Спортивные досуги и развлечения, валеологические занятия

«Ловкие, быстрые, сильные!», «Ласковое солнце: что, где, когда?»

Дыхательные упражнения

«Морская регата», «Забей гол»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Изготовление атрибутов для игры «Аптека»



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


п/п

Месяц

Формы работы

Содержание

1

Январь

Консультации, индивидуальные беседы, наглядная информация

«Зимний спорт для детей», «Как сделать прогулку зимой интересной?», «Сноубординг для детей», «Как обезопасить детей от зимних травм?»

2

Февраль

Консультации, индивидуальные беседы, наглядная информация

«Чтобы дети не болели», «Полезное питание в кругу семьи», «Как правильно мыть руки?», «Безопасность детей – наше общее дело»

3

Март

Консультации, индивидуальные беседы, наглядная информация

«Здоровье – всему голова», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Воспитание вкуса» (О здоровом питании), «Движение – это жизнь!»

4

Апрель

Консультации, индивидуальные беседы, наглядная информация

«Причины плоскостопия и пути их профилактики», «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья», «Оздоровление и закаливание детей в домашних условиях», «Игры, которые лечат»

5

Май

Консультации, индивидуальные беседы

«Правильная осанка – залог здоровья», «Безопасное детство», «»Как вырастить ребенка здоровым и успешным», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»


III этап – заключительный (презентационный):

Создание презентации проекта «Будь здоров!».



Вывод: Таким образом, по результатам диагностики мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления о здоровом образе жизни.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!
Сейчас большое внимание уделяется в детских садах формированию здорового образа жизни. В анкете мы предлагаем вам ответить на вопросы, связанные с этой проблемой. На вопросы дается несколько вариантов ответов, нужно обозначить тот вариант, который больше всего соответствует действительности (по мнению родителей). 
1. Что вы подразумеваете под «здоровым образом жизни»?________________________________.
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
- да_____________,
- нет____________.
- не знаю
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)_____________________.
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
-да:
- нет:
- иногда.
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
- да;
- нет;
- иногда.
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины (указать)________________.
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _______________.

ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Ребята, что такое «здоровье»?
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Вы с родителями занимаетесь спортом?
4. Знаете ли вы виды спорта?
5. Какой вид спорта ваш любимый?
6. Если бы вы(ты) был(и) спортсменом (а)(и),каким видом спорта ты(вы) занимались?
7. Ты(вы) считаешь(ете) нужно заниматься спортом?
8. Быть здоровым – это хорошо? Почему?