СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно - практико - ориентированный проект по теме: «Славный город Устюг Великий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе. С этой проблемой я столкнулась внутри своей группы. Мы решили узнать как можно больше об истории своего родного города, о его архитектуре, традициях и т.д. через проект «Славный город Устюг Великий».

Просмотр содержимого документа
«Информационно - практико - ориентированный проект по теме: «Славный город Устюг Великий»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 “Cолнышко”»








Информационно - практико - ориентированный проект по теме:

«Славный город Устюг Великий»









Воспитатель: Калинина Наталья Александровна




г. Великий Устюг

2020 год.

Вид проекта:

Информационно - практико - ориентированный, групповой, социально значимый.

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, социум.

Ресурсное обеспечение:

Научно - методическое (подбор литературы, книги, буклеты, журналы, альбомы).

Техническое (ноутбук, презентации, фонотека)

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Путешествие по родному краю».

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к родному городу.

Актуальность:

Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города».

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения и в нравственные ценности. В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.

Проблема: дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе. С этой проблемой я столкнулась внутри своей группы. Когда заданный вопрос о городе вызвал у детей затруднение, ребята предложили узнать ответ сами. Мы решили узнать как можно больше об истории своего родного города, о его архитектуре, традициях и т.д. через проект «Чуден Устюг Великий!»

Цель проекта: формирование активной творческой личности ребенка на основе всестороннего изучения родного города.

Задачи:

- познакомить детей с достопримечательностями города, архитектурными сооружениями, памятниками, определяющими облик города;

- формировать представление об историческом прошлом города;

- закрепить знания детей о знакомых улицах;

- развивать творческие способности в речевой и продуктивной деятельности;

- воспитывать умение видеть красоту родного города, беречь его, осознавать себя неотъемлемой частичкой своей малой Родины;

- совершенствовать формы и методы включения родителей в деятельность по ознакомлению с родным краем.

Ожидаемые результаты:

- умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;

- информированность детей об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;

- развитие интереса к чтению краеведческой литературы;

- сотрудничество и поддержка родителей в проведении мероприятий по краеведению.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный.

- изучение методической литературы;

-анкетирование родителей (с целью заинтересовать всех участников проекта);

- создание развивающей среды;

- подбор игр и оборудования;

- подбор иллюстративного материала;

- сбор информации о городе, отбор презентаций тематической направленности;

- подбор художественной литературы.

2этап – реализация проекта.

Во время реализации основной части проекта основными формами взаимодействия были: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно - литературное творчество, ситуативные беседы, целевые экскурсии и прогулки по городу. Дети обогащали свои знания посредством разнообразных видов деятельности.

План мероприятий с детьми:

Цель: систематизация знаний детей о главных достопримечательностях города.

1.Беседы на темы:

«Улицы родного города»;

«Великий Устюг – город, где мы живем»;

«История нашего города»;

«Сухона река-– широка и глубока»;

«Герб города - Водолей»;

«Красота старинных зданий»;

«Великий Устюг глазами детей».

2.Создание и рассматривание альбомов:

«Красота городских окон» (слайд шоу);

«Архитектура родного города» (слайд шоу);

«Великий Устюг в кадре»;

«Устюг в разное время года».

3.Введение элементов фольклора:

Картотека частушек о Великом Устюге;

Чтение и заучивание стихов поэтов – устюжан;

Слушание песенного альбома творческого коллектива Великого Устюга «Горница».

4.Составление творческих рассказов:

«Где я провел лето?»;

«Город будущего»;

«Сборник авторских рассказов о родном городе».

5.Просмотр видео-презентаций:

Цель: развитие интереса к прошлому и настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли.

«Жемчужина севера – Великий Устюг»;

«Улицы родного города»;

«Советский проспект сегодня»;

«Белокаменные святыни».

6.Создание словаря «Городской алфавит».

Цель: дать определение новым словам, которые дети услышали в ходе экскурсии, беседы, как их понимают дети.

7.Речевые игры:

Цель: развитие речевого творчества детей.

«Доскажи словечко»;

«Где эта улица, где этот дом?»;

«Словесный аукцион»;

«Расскажи, что на картинке?»;

«Экскурсоводы»;

«Составь фразу».

8.Совместная творческая деятельность:

1.Выставки рисунков:

«Белокаменные орнаменты Устюга»;

«Мой город»;

«Город будущего».

2.Создание карты достопримечательностей.

3. Макет «Я по Устюгу шагаю».

4. Ручной труд «Город наш богат церквями».

5. Конструирование «Улицы города».

9.Игровая деятельность:

1. Создание авторских настольно - печатных игр:

«Виртуальное путешествие по детскому саду»

Цель: помочь правильно ориентироваться внутри детского сада.

«Найди памятное место»

Цель: дать представление о памятных местах города Великого Устюга.

«Заколдованный город»

Цель: «расколдовать» город, закреплять представления детей об архитектуре старинных и современных зданий

2.Создание игр по типу разрезных картинок.

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города, Вологодской области; расширять познавательные интересы через знакомство с творческими профессиями.

«Собери герб»;

«Архитектор»;

«Скульптор».

10.Выставка художественной литературы.

Цель: знакомство с писателями и поэтами нашего края.

Чтение краеведческой литературы.

11. Создание коллекций.

Цель: развивать избирательное отношение к миру.

Коллекция магнитов «Мой город Великий Устюг»;

Коллекция открыток «Самые красивые места моего города»;

Коллекция декоративных тарелок «Город - сказка».

12.Проведение экскурсий.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о родном крае.

Музей:

«Легенды Устюжской земли»;

«Герб символ – Водолей»;

Целевые прогулки:

Цель: закрепление знаний детей о знакомых улицах.

По улице Красная;

По улице Набережная;

По Советскому проспекту.

Работа с родителями:

Цель: раскрыть творческий потенциал всех участников проекта, заинтересовать их, зародить действенную любовь к родному городу.

1.Анкетирование родителей:

«Считаете ли вы патриотическое воспитание и знакомство детей с историей своей малой Родины важным» (в начале проекта);

«Что я и мой ребенок знаем о малой Родине» (в конце проекта).

2.Консультации:

«Растим патриотов»;

«Словотворчество, как важный этап освоения языка».

3.Создание картотеки стихов, частушек о городе.

«Великий - Устюг драгоценная шкатулка поэзии».

4. Памятка для родителей «Как знакомить с родным городом».

5. Помощь в сборе информации и иллюстративного материала.

6. Стенд «Как воспитать юного краеведа».

7. Совместные мероприятия с родителями:

- воскресная встреча в музее этнографии: «Праздник именинника»;

- совместный вечер в виде познавательной игры: «Сто к одному»;

- развлекательная программа: «На родных просторах».

3 этап – презентация проекта.

Итоговое мероприятие: «На родных просторах»

Цель: формирование активной творческой личности ребенка на основе всестороннего изучения родного города.

Вид: самопрезентация творческих мини - проектов детей:

Дарина - альбом авторских рассказов «Город, в котором я живу»;

Кира - совместная с мамой авторская выставка рисунков «Устюжские зарисовки»;

Настя - коллекция открыток «Самые красивые места моего города»;

Оля - чтение составленных детьми и родителями стихов о городе;

Соня с мамой - исполнение Великоустюгских частушек;

Даня - презентация фотоальбома «Устюг в кадре»;

Варя - народные игры Вологодской области «Наши бабушки играли»;

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость краеведческого воспитания детей, способствовали формированию литературных и творческих способностей дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны, повысил уровень знаний об истории города, как у детей, так и у родителей, дал рост творческого потенциала самого педагога. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.