Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 “Cолнышко”»
Информационно - практико - ориентированный проект по теме:
«Славный город Устюг Великий»
Воспитатель: Калинина Наталья Александровна
г. Великий Устюг
2020 год.
Вид проекта:
Информационно - практико - ориентированный, групповой, социально значимый.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, социум.
Ресурсное обеспечение:
Научно - методическое (подбор литературы, книги, буклеты, журналы, альбомы).
Техническое (ноутбук, презентации, фонотека)
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Путешествие по родному краю».
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к родному городу.
Актуальность:
Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города».
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения и в нравственные ценности. В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.
Проблема: дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе. С этой проблемой я столкнулась внутри своей группы. Когда заданный вопрос о городе вызвал у детей затруднение, ребята предложили узнать ответ сами. Мы решили узнать как можно больше об истории своего родного города, о его архитектуре, традициях и т.д. через проект «Чуден Устюг Великий!»
Цель проекта: формирование активной творческой личности ребенка на основе всестороннего изучения родного города.
Задачи:
- познакомить детей с достопримечательностями города, архитектурными сооружениями, памятниками, определяющими облик города;
- формировать представление об историческом прошлом города;
- закрепить знания детей о знакомых улицах;
- развивать творческие способности в речевой и продуктивной деятельности;
- воспитывать умение видеть красоту родного города, беречь его, осознавать себя неотъемлемой частичкой своей малой Родины;
- совершенствовать формы и методы включения родителей в деятельность по ознакомлению с родным краем.
Ожидаемые результаты:
- умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;
- информированность детей об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;
- развитие интереса к чтению краеведческой литературы;
- сотрудничество и поддержка родителей в проведении мероприятий по краеведению.
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный.
- изучение методической литературы;
-анкетирование родителей (с целью заинтересовать всех участников проекта);
- создание развивающей среды;
- подбор игр и оборудования;
- подбор иллюстративного материала;
- сбор информации о городе, отбор презентаций тематической направленности;
- подбор художественной литературы.
2этап – реализация проекта.
Во время реализации основной части проекта основными формами взаимодействия были: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно - литературное творчество, ситуативные беседы, целевые экскурсии и прогулки по городу. Дети обогащали свои знания посредством разнообразных видов деятельности.
План мероприятий с детьми:
Цель: систематизация знаний детей о главных достопримечательностях города.
1.Беседы на темы:
«Улицы родного города»;
«Великий Устюг – город, где мы живем»;
«История нашего города»;
«Сухона река-– широка и глубока»;
«Герб города - Водолей»;
«Красота старинных зданий»;
«Великий Устюг глазами детей».
2.Создание и рассматривание альбомов:
«Красота городских окон» (слайд шоу);
«Архитектура родного города» (слайд шоу);
«Великий Устюг в кадре»;
«Устюг в разное время года».
3.Введение элементов фольклора:
Картотека частушек о Великом Устюге;
Чтение и заучивание стихов поэтов – устюжан;
Слушание песенного альбома творческого коллектива Великого Устюга «Горница».
4.Составление творческих рассказов:
«Где я провел лето?»;
«Город будущего»;
«Сборник авторских рассказов о родном городе».
5.Просмотр видео-презентаций:
Цель: развитие интереса к прошлому и настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли.
«Жемчужина севера – Великий Устюг»;
«Улицы родного города»;
«Советский проспект сегодня»;
«Белокаменные святыни».
6.Создание словаря «Городской алфавит».
Цель: дать определение новым словам, которые дети услышали в ходе экскурсии, беседы, как их понимают дети.
7.Речевые игры:
Цель: развитие речевого творчества детей.
«Доскажи словечко»;
«Где эта улица, где этот дом?»;
«Словесный аукцион»;
«Расскажи, что на картинке?»;
«Экскурсоводы»;
«Составь фразу».
8.Совместная творческая деятельность:
1.Выставки рисунков:
«Белокаменные орнаменты Устюга»;
«Мой город»;
«Город будущего».
2.Создание карты достопримечательностей.
3. Макет «Я по Устюгу шагаю».
4. Ручной труд «Город наш богат церквями».
5. Конструирование «Улицы города».
9.Игровая деятельность:
1. Создание авторских настольно - печатных игр:
«Виртуальное путешествие по детскому саду»
Цель: помочь правильно ориентироваться внутри детского сада.
«Найди памятное место»
Цель: дать представление о памятных местах города Великого Устюга.
«Заколдованный город»
Цель: «расколдовать» город, закреплять представления детей об архитектуре старинных и современных зданий
2.Создание игр по типу разрезных картинок.
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города, Вологодской области; расширять познавательные интересы через знакомство с творческими профессиями.
«Собери герб»;
«Архитектор»;
«Скульптор».
10.Выставка художественной литературы.
Цель: знакомство с писателями и поэтами нашего края.
Чтение краеведческой литературы.
11. Создание коллекций.
Цель: развивать избирательное отношение к миру.
Коллекция магнитов «Мой город Великий Устюг»;
Коллекция открыток «Самые красивые места моего города»;
Коллекция декоративных тарелок «Город - сказка».
12.Проведение экскурсий.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о родном крае.
Музей:
«Легенды Устюжской земли»;
«Герб символ – Водолей»;
Целевые прогулки:
Цель: закрепление знаний детей о знакомых улицах.
По улице Красная;
По улице Набережная;
По Советскому проспекту.
Работа с родителями:
Цель: раскрыть творческий потенциал всех участников проекта, заинтересовать их, зародить действенную любовь к родному городу.
1.Анкетирование родителей:
«Считаете ли вы патриотическое воспитание и знакомство детей с историей своей малой Родины важным» (в начале проекта);
«Что я и мой ребенок знаем о малой Родине» (в конце проекта).
2.Консультации:
«Растим патриотов»;
«Словотворчество, как важный этап освоения языка».
3.Создание картотеки стихов, частушек о городе.
«Великий - Устюг драгоценная шкатулка поэзии».
4. Памятка для родителей «Как знакомить с родным городом».
5. Помощь в сборе информации и иллюстративного материала.
6. Стенд «Как воспитать юного краеведа».
7. Совместные мероприятия с родителями:
- воскресная встреча в музее этнографии: «Праздник именинника»;
- совместный вечер в виде познавательной игры: «Сто к одному»;
- развлекательная программа: «На родных просторах».
3 этап – презентация проекта.
Итоговое мероприятие: «На родных просторах»
Цель: формирование активной творческой личности ребенка на основе всестороннего изучения родного города.
Вид: самопрезентация творческих мини - проектов детей:
Дарина - альбом авторских рассказов «Город, в котором я живу»;
Кира - совместная с мамой авторская выставка рисунков «Устюжские зарисовки»;
Настя - коллекция открыток «Самые красивые места моего города»;
Оля - чтение составленных детьми и родителями стихов о городе;
Соня с мамой - исполнение Великоустюгских частушек;
Даня - презентация фотоальбома «Устюг в кадре»;
Варя - народные игры Вологодской области «Наши бабушки играли»;
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость краеведческого воспитания детей, способствовали формированию литературных и творческих способностей дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны, повысил уровень знаний об истории города, как у детей, так и у родителей, дал рост творческого потенциала самого педагога. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.