Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9 г.о.Чапаевск Самарской области детский сад №10 «Планета детства»
Информационно-просветительская деятельность родителей как одно из условий реализации инклюзивного образования
Авторы:
Бардина А.В., воспитатель,
Королева А.Г., учитель-логопед,
Ниськова Ю.В., учитель-логопед.
Чапаевск, 2024 г.
Содержание:
Аннотация……………………………………………………………..3
Список ключевых слов……………………………………………….3
Предисловие…………………………………………………………..4
Авторский интерактивный стенд……………………………………5
Список литературы……………………………………………………8
Аннотация
В статье описывается современная форма работы с родителями детей с ОВЗ, а именно авторский интерактивный стенд «ПростоНовости».
Список ключевых слов
Авторский интерактивный стенд, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, родители детей с ОВЗ, образовательный процесс, рубрика
Предисловие
Инклюзивное образование в дошкольном учреждении – это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью образовательной программы, обучающей организованной среды, которая соответствует способностям, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности детей и обеспечивает правильно организованную образовательную среду.
Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, которые важно задействовать, опираясь на них построить образовательно-воспитательный процесс. Важно, чтобы все участники образовательного процесса работали в тесной взаимосвязи друг с другом, а родители были полноправными членами команды. Нужно создать условия и предоставить возможность родителям принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамике, коррекции и повышению уровня знаний родителей об особенностях развития своих детей.
Мы нашли инструмент для решения такого большого количества задач. В нашем образовательном учреждении была создан авторский интерактивный стенд для работы с родителями детей с ОВЗ.
Преимуществом данной формы информационной работы является взаимодействие всех участников образовательного процесса, регулярная обратная связь, доступность и мобильность информации.
Авторский интерактивный стенд
Авторский интерактивный стенд «ПростоНовости» был создан по мотивам мультипликационного фильма «Трое из простоквашино» и разработан с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников и взаимодействия семьи ребенка с педагогами и специалистами в ДОО. Функциональность информационного стенда направлена на работу с детьми разных возрастных групп и на решение одновременно нескольких задач, что позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Герои создавались из искусственной замши – фоамиарана, разных цветов в технике аппликация. Данный материал безопасен для детей и взрослых, не содержит токсичных веществ, не выделяет неприятных запахов и ядовитых паров. К каждому герою прикреплена рубрика с определенными функциональными возможностями и задачами для всех участников образовательного процесса.
Рубрика «QR-код – электронный образовательный маршрут»
Данная информационная рубрика включает в себя индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка среднего, старшего дошкольного возраста, с помощью которого родитель (законный представитель) имеет возможность ознакомиться с основной деятельностью ребенка в течение недели по лексической теме.
Содержание QR-кодов изменяется еженедельно.
Рубрика «Это интересно!»
Включает в себя мотивационное задание, вопрос или игровой прием по лексической теме недели. Выполнение заданий предполагают самостоятельную совместную работу родителей/законных представителей и детей. Функциональной особенностью данной рубрики является интересный факт по лексической теме недели.
Задание меняется еженедельно.
Рубрика «Нам нужно знать»
В данной рубрике представлена возможность родителям/законным представителям задать вопросы и внести свои предложения по интересующим вопросам, темам недели, которые специалистам будет необходимо отразить в советах, чек-листах, консультациях на информационном стенде. Рубрика имеет обратную связь с остальными разделами информационного стенда. Родители/ законные представители могут голосовать за рисунки, фотографии, коллажи, аппликации и т.д. которые будут находиться в рубрике «Наши достижения».
Рубрика «Календарь событий»
Является своеобразным планом сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. С его помощью педагоги заранее продумывают все методы и приемы обучения, воспитания дошкольников, а также пути достижения поставленных целей и рекомендаций специалистов ДОО по дням недели: воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель. Педагоги размещают задания, игры, упражнения для закрепления полученных знаний по пройденному материалу.
Информация меняется ежедневно.
Рубрика «Специалисты советуют»
В данном разделе родители/законные представители могут получить квалифицированную информацию, рекомендации по вопросам обучения, воспитания и психологической поддержки. Здесь размещаются консультации специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Тематика консультаций выбирается с учетом предложений, голосования родителей/законных представителей из рубрики «Нам нужно знать».
Информация меняется 1 раз в 2 недели.
Рубрика «Мы умеем»
Здесь представлен результат детских работ, мотивационных заданий из рубрики «Это интересно!», рекомендаций педагогов рубрики «Календарь событий», а также групповых проектов, конкурсов и результатов продуктивной деятельности детей. Каждый участник образовательного процесса имеет возможность разместить с помощью магнитов «фото-отчеты» о выполненных рекомендациях. «Фото-отчеты» могут быть представлены в различных формах: рисунки, фотографии, коллажи, аппликации и т.д.
Смена информации носит регулярный систематический (еженедельный) характер. Весь информационный материал оформляется с учетом поставленных задач и требований: краткость, доступность, эстетичность оформления, с соблюдением норм СанПина и в соответствии еженедельным тематическим планированием дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, разработанная педагогами форма работы по организации инклюзивной образовательной среды является одним из оптимальных условий обеспечения качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. У родителей повысился уровень понимания и интереса по коррекционному развитию своего ребенка, появились позитивные изменения в детско-родительских отношениях, между педагогами и родителями установились доверительные отношения, родители стали активными участниками образовательного процесса: часто вносят предложения, вопросы по интересующим темам, психологическая и информационная помощь оказывается адресно и своевременно. Все это служит фундаментом для качественного воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями.
Список литературы
1.Баринова, Е. Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13878-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519666 (дата обращения: 03.02.2023).
2.Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15151-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519938 (дата обращения: 03.02.2023).