Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 г. Краснодар ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ выполнила учитель ИЗО И.В. Савич
2019 г.
Цель проекта:
выяснить, почему Гжельскую роспись называют «синь России».
Задачи проекта:
1.Исследовать:
-где и когда зародился гжельский промысел;
-из какого материала изготавливают гжельскую посуду.
2.Узнать:
-благодаря каким положительным качествам Гжельская роспись остается любимой и популярной во всем мире;
-популярна ли Гжельская роспись в современном мире.
3. Гжельская роспись – визитная карточка России.
Из истории
Гжель – это название живописного подмосковного региона.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».
Сколько же лет этому народному промыслу?
Самое первое упоминание о Гжели
Затем это название повторяется
встречается в завещании
в грамотах Ивана Грозного (XVIв)
Ивана Калиты 1328года. (XIV век)
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал
приказ: «привозить в Москву из Гжели глину для
изготовления аптекарьской посуды».
До середины 18 века Гжель делала обычную
для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпичи, гончарные трубы,
а также примитивные детские игрушки, снабжая
ими Москву.
200 лет назад мастера создавали изделия из гончарных глин.
Называлась она майоликой. Ее делают и сейчас.
( Яркий гжельский
квасник из майолики-сугубо русский сосуд, не имевший аналогов в западноевропейской керамике)
Всякую глину давала земля гжельская умелым рукам – и для гончарного дела, и для майолики.
Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика (в переводе с греческого «керамос» - глина) .
В середине 18 века ученым Д.И.Виноградовым был открыт секрет состава фарфоровой массы. Гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора.
Фарфор, имеющий тонкий, белоснежный черепок, позволял создавать разнообразные формы изделий.
На всю Россию славились гжельские мастера! Где ещё встретишь расписные тарелки с диковинными птицами, сосуды своеобразной формы (фляги, квасники, кумганы), украшенные забавными фигурками, расписанные яркими сложными рисунками, выполненные синим, голубым, коричнево-фиолетовым, и даже жёлтым и зелёным цветом
КУМГАНЫ
В 18-19 веке изделия имели и другие цвета.
Существует ли гжельский промысел сегодня?
Сегодня объединение «Гжель» -
современное
предприятие
Сейчас Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Это один из крупнейших гончарных центров не только в московской области, но и во всей России. Секретом популярности Гжели является не только необычный, простой, но в тоже время оригинальный и легко узнаваемый стиль, но и разнообразие форм, рисунков, и самой продукции, которые предлагают нам гжельские мастера. Гжель является символом гончарного искусства России, в том числе и за рубежом .
Как же проходит процесс изготовления гжельских изделий?
Формовочный цех
Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы .
Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.
Цех оправки
Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой.
Цех художественной росписи
Мастер расписывает изделия окисью кобальта..
Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты, а также различные геометрические фигуры. Также неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.
Завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом. T= 1350 С .
Только ли посуду расписывают гжельские мастера?
Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей,
животных и сцены из жизни.
Сегодня
Гжель – это…
Вазы, игрушки, статуэтки
Настольные лампы,
подсвечники, часы
Украшение бытовых предметов
Бисероплетение
Дизайн ногтей
Украшение одежды
Вышивка
Аэродизайн
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила.
Кисть мастера на платье
Легко перенесла.
У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Её трава шелковая,
Её цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Из этой чашки с розами.
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
Гжельская посуда
очень красивая,
удобная и
экологически чистая.
Каждый стремиться
иметь такую посуду
в своем доме.
Гжель- гордость
РОССИИ и её визитная
карточка!
- Отличительные особенности гжельской росписи.
- Всякую роспись Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.
Чем же она отличается от другой росписи?
- Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.
- Самый излюбленный узор - гжельская роза.
- Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
- Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.
- Гжельская роспись делится на три вида:
1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.
2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.
- Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.
- Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».
- Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.
«Мазок с тенями».
- Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка.
В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
- А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.
- «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!
- Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 л.
Последовательность росписи сказочной птицы .
Используемые ресурсы
http:// ru.wikipedia.org
http:// yandex.ru/images
http:// www.youtube.com