Фомина Елена Юрьевна
Внеурочная деятельность. 3 класс.
ТУРНИР «РАДУГА ОТКРЫТИЙ»
ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАДУГА ОТКРЫТИЙ»
Тема. Проект «Радуга открытий».
Цель. Познакомить с радугой как природным явлением, историей числа 7.
Расширять представления об их значении в жизни человека.
Создавать условия для формирования читательской культуры,
логического и творческого мышления, прививать интерес к чтению,
математике, изучению природы.
Развивать навыки исследовательской деятельности, умения работать
с книгой и различными источниками информации, расширять
кругозор обучающихся.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувство
прекрасного, эстетический и художественный вкус.
Литература
1) справочная:
Большакова О.А. Метод проектів у початковій школі /О.А. Большакова, Л. В. Салуха, Л.В. Кука, Л.І.Дубинська. – Х.: Вид-во «Ранок», 2011. – 144 с.– (Серія «Нові педагогічні технології»);
Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. – М.: Новая школа, 1998. –
176 с.
3) Інтернет-ресурси:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
4) обучающий муьтфильм:
https://www.youtube.com/watch?v=LKeyqLDIFdw
5) детская литература.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Объект познания: радуга, число 7.
Проблема: установить, почему появляется радуга; узнать историю числа 7.
Способ решения проблемы: сбор и анализ информации, ее распространение среди учащихся класса..
Задачи проекта
Обучение систематическому выбору и чтению доступных детских книг, справочной литературы и энциклопедий в свободное время.
Усвоение познавательного материала по теме, создание портфолио по результатам работы в проекте «Радуга открытий».
Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности.
Формирование ключевых компетентностей, УУД средствами учебно-воспитательного комплекса, проектной педагогики.
Рекомендации
Все учащиеся класса читают:
Сказка «Волк и семеро козлят»
Александр Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Евгений Пермяк. Сказка «Семь королей и одна королева»
Евгений Пермяк. Сказка «Семьсот семьдесят семь мастеров»
Сказка «Семь Симеонов»
Сказка «Мудрая девица и семь разбойников»
Сказка «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь
вёрст»
Валентин Катаев. Сказка «Цветик-семицветик»
Александр Волков. Сказка «Семь подземных королей»
Братья Гримм. Сказка «Белоснежка и семь гномов»
Работа в группах
«Фенологи»
План
П
одготовить рассказ «Загадки радуги».
Вопросы для исследования:
А) Почему бывает радуга?
Б) Подобрать народные приметы, загадки о радуге.
И
зготовить буклеты «Загадки радуги». Содержание: по теме исследования.
«Почемучки»
План
Подготовить цикл рассказов «Семь чудес».
Узнать, описать, сделать книжки-малышки «Семь чудес Древнего мира», «Семь чудес современности».
«Очумелые ручки»
План
П
одготовить рассказ о техниках рисования радуги «Радуга творчества».
Подготовить выставку рисунков «Моя радуга».
Организовать выставку поделок «Радуга творчества».
«Историки»
План
П
одготовить рассказ «Цифра 7: путешествие во времени».
Вопросы для исследования:
А) Цифра 7 в Древнем мире.
Б) Цифра 7 в религии.
В) Цифра 7 в мифах, легендах и преданиях.
С
оставить альманах «Истории цифры 7».
«Языковеды»
План работы
А) Энциклопедия слова «радуга»:
Лексическое значение слова (в толковом словаре, Википедия).
«Слова-родственники» (в словообразовательном словаре: имеющие общую часть, связанные по смыслу).
«Слова-друзья» (с тем же значением, в словаре синонимов).
«Слова-враги» (с противоположным значением, в словаре антонимов).
Слово в «крылатых выражениях» (фразеологический словарь).
Слово в народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, сказки, скороговорки, легенды, притчи, песни и т. п.).
Слово в названиях произведений литературы.
Слово в названиях газет, журналов, рекламе.
Слово в названиях картин художников.
Слово в твоем творчестве (все жанры).
Слово в иллюстрациях, рисунках (нарисовать свое слово: придумать серию картинок, которые смогли бы раскрыть жизнь своего слова).
Б) Изготовить плакат «Потешная радуга».
«Родительская помощь» («Эксперты»)
План
1. Подготовить выставку книг «Разноцветные страницы».
2. Провести в классе конкурс стихотворений «Разноцветные стихи».
3. Подготовить смешинки или рассказы «Агент 007» (число и цифра 7).
Оборудование: проектор, экран, таблицы, мультимедийная презентация, иллюстративный материал, доска-планшет, конверты с заданиями для групповой работы, цветные магниты.
Викторина по сказкам
В какой сказке главные от девочки требуют восстановить источник Усыпительной воды?
«Цветик-семицветик»;
«Семь подземных королей»;
«Семь королей и одна королева».
Куда послал отец Ваню (сказка «Семь семьдесят мастеров») мастерству учиться?
В город.
В лес.
К сапожнику.
Кто сказал Елисею, где находится его невеста?
Кто такие Симеоны?
Братья-работнички;
Злые волшебники;
Царские слуги.
Кто знал волшебные слова?
Белоснежка
Елена Прекрасная
Женя
Кто выкрикивал такие волшебные слова «Дверцы, дверцы отворитеся!»:
Кто был, «как топор при палаче! Как зубы при волчьей пасти! Как жало при змее! Как нож при разбойнике!»?
Волк
Царица-мачеха
Злая королева
Назовите литературную сказку:
«Белоснежка и семь гномов»
«Волк и семеро козлят»
«Мудрая девица и семь разбойников»
Какая сказка не принадлежит перу Евгения Пермяка?
«Семь подземных королей»
«Семьсот семьдесят мастеров»
«Семь королей и одна королева»
Кто безрукий-безногий?
Злой воевода
Мужичок с пёрст, усы на семь вёрст
Руф Билан
Продолжительность проекта. Две недели.
Ожидаемый результат. Формирование ключевых компетентностей, УУД,
дальнейшее сплочение коллектива класса, родителей, развитие навыков
проектной деятельности, творческих способностей.
В презентации участвуют все группы (6) - участники проекта.
Отчет «Фенологов» (1 ученик)
Почему бывает радуга?
Обычно мы видим радугу во время дождя или тумана, иногда ее можно наблюдать в брызгах фонтана. И только в том случае, если мы стоим к Солнцу спиной. Солнце освещает множество водяных капель в воздухе. Пучок солнечного света, проходя сквозь каждую каплю, преломляется и разлагает свой белый свет на части. Это цвета радуги. Их семь – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Лучи света, отраженные от всех капель одновременно, попадают в глаз наблюдателя, и наш мозг воспринимает эту картинку, как радугу.
Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, которая появляется, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.
ТУРНИР «РАДУГА ОТКРЫТИЙ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
План и ход мероприятия
Блок мотивации
– Дорогие ребята! Две недели мы с вами работали над проектом «Радуга открытий», и сегодня фенологи, историки, почемучки, знатоки языка, группа «Очумелые ручки» не просто расскажут о результатах своей работы, но и покажут, как они применяют полученные знания.
(Появляются скоморохи, читают стихи) Слайд №1
1-й: Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя,
а построили в два счета поднебесные ворота.
2-й: Отгадай-ка, детвора, что за гостья к вам пришла –
семицветный полукруг из семи широких дуг,
1-й: На доске повисла разноцветным коромыслом,
Арка яркая, цветная
на турнир всех приглашает
и вопросы предлагает.
4-й: Кто она, вы догадались:
солнце с дождиком старались?!
Открывайте знания, работать нужно с прилежанием. (Ответ детей)
Слайд № 2
– Внимание на экран, ребята, какие словосочетания употребили скоморохи, чтобы рассказать о нашей гостье? (Ответ детей)
А почему употребляются такие сравнения и эпитеты? (Они описывают форму и цвет радуги). А что такое радуга нам расскажут ребята из группы
«Фенологов». (Отчет «Фенологов») Слайд № 3
Слайд № 4 (Дети поют песню «Радуга-дуга», сл. Стюф Л., муз. Дробыш В.)
Слайд № 5
– А теперь давайте посмотрим, куда зазывали нас скоморохи, почему они рассказали нам о радуге?
А какие у вас возникают ассоциации с этим названием? Чего ожидаете от нашего турнира? Давайте создадим ромашку наших ожиданий (Учитель рисует цветок и со слов детей записывает, например: гимнастика ума, новые открытия, работа в группе, презентация проекта, интересное путешествие, новые успехи, расширяем кругозор…)
– Оправдаются наши надежды или нет, мы узнаем с помощью «Экрана симпатий», который поможет нам оценить работу в турнире и проекте. После выполнения заданий в каждой номинации представитель группы на экране прикрепляет магнит, с самооценкой работы группы на данном этапе, наши гости - «эксперты» тоже имеют право голоса, свою оценку буду выставлять и я. Цвета магнитиков (у экрана) соответствуют значениям «Шкалы оценивания» (на доске).
Блок творческого разогрева Слайд №6
Актуализация опорных знаний:
– На экране вы видите мнемофразу. 1 клик
Прочитайте ее, подумайте и скажите, как эта фраза связана с темой нашего мероприятия?
Как
Отважный
Жан
Звонарь
Головою
Сбил
Фонарь!
(По первым буквам мнемофразы можно узнать название, количество и порядок цветов в радуге)
– Назовите фразу – синоним. (Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны). 2 клик
– А теперь назовите цвета радуги. (Ответ детей) А где в жизни мы сталкиваемся с радугой? (Это карандаши, фломастеры, краски, цветок ириса имеет такую окраску, радужная оболочка глаза, металл иридий, Корабли всемирной природоохранной организации «Гринпис» носят название «Rainbow Warrior» (англ. Воин Радуги), радужный флаг, свет, цвет, палитра).
III. Блок практической деятельности
– Таблица нашего турнира состоит из семи номинаций (перечисляются), чтобы пройти испытания нужно ответить на вопросы, выполнить задания хозяев нашего турнира (портреты на экране): Слайд № 7 Математического детектива, профессора Грамматейкина, мистера Следопыта, Любознайки Юнната и мальчика Читайлика.
Номинация «СуперУмки»: Математический детектив и число 7.
Разноцветные ворота
на доске построил кто-то,
постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Начинаем мы играть,
«СуперУМкам» начинать.
– Назовите, чего в нашей жизни по 7? (Планеты, дни недели, ноты, чудеса света, части лица человека, отверстия в его теле, радуга, возраст человека…)
Работа в группах. Слайд № 8
– Если вы СуперУмки, то «Математический детектив» (портрет на экране), просит расшифровать его записи о числе 7 и прочитать ключевое слово для профессора Грамматейкина, но для этого необходимо выполнить задания, возьмите конверт №1 и приступайте к работе.
– Называем ключ к шифру (знаки появляются на экране вместе с буквой): ключевое слово – радуга.
(Самооценивание деятельности)
Номинация «Знатоки языка»: профессор Грамматейкин («Установи соответствие»).
– Профессор Грамматейкин работает в номинации «Знатоки языка». Он, конечно, следил за вашей работой в проекте, особенно в группе «Языковедов», которая составляла энциклопедию слова «Радуга». Он написал вам письмо-ребус (на экране) Слайд № 9, но я ничего в не поняла, помогите разобраться, что это за словообразовательное гнездо.
ИРИДИЙ ИРИС
ИРИДА ИРИТ
ИРИДОЦИТЫ
ИРИЗАЦИЯ
(Дети читают слова и объясняют их значение)
Работа в группах.
– Молодцы, а теперь давайте узнаем, какое задание нам приготовил профессор Грамматейкин, чтобы познакомится с ним, нужно решить задание по грамматической арифметике. Слайд № 10. (Ответ детей)
Еще ребята из группы «Языковедов» искали пословицы и поговорки о цифре 7. Давайте вспомним их. Конверт № 2. Прочитайте начало пословицы, установите соответствие, с помощью стрелки указав ее окончание. (Работа по карточкам) Каждая группа читает выделенную в карточке пословицу, объясняет ее значение. Называет к ней синоним.
(Дети отвечают, самооценка)
Номинация «Клуб Читайлика». Слайд № 11
– Продолжим наш турнир, в «Клубе Читайлика» мы идем к полке сказок, но обложки истрепались, и некоторые слова в названиях сказок стерлись, давайте-ка, их восстановим.
– Что объединяет эти сказки? (В их названиях есть число 7) Чем они отличаются? (Одни народные, другие литературные) Назовите литературные сказки, почему их так называют? (Ответ детей)
Мальчик Читайлик предлагает вам ответить на вопросы сказочной викторины «Волшебная семерка». Слайды № 12- 21 Из трех вариантов ответов на каждый вопрос нужно выбрать один правильный.
(Подведение итогов работы, самооценка)
Номинация «Истории Следопыта». Слайд № 22
Работа в группах.
– Ребята, а как вы думаете, бывают на Земле чудеса? (Ответ детей) Мистер Следопыт может говорить об этом бесконечно (портрет на экране). Группа «Почемучек» подготовила цикл рассказов «Семь чудес Света», откуда и мы с вами узнали о чудесах Древнего мира и современности.
С первыми связывают античные эпосы и древние легенды. Другие помогают постичь величие современной эпохи, вклад в ее развитие народов мира. Но одно можно сказать со всей уверенностью – это самые значимые памятники цивилизации из всех, которые удалось создать человечеству.
Мистер Следопыт просит вас по описанию установить название одного из объектов Семи Чудес Света Древнего мира. Итак, определите, о чем идет речь: «Она самая крупная среди всех достопримечательностей комплекса. Объект считается и самым старым чудом в списке – его постройку оценивают примерно 2000 годом до нашей эры. Несмотря на свой преклонный возраст, это единственное сооружение из семи чудес света Древнего мира, дошедшее до наших времен в почти первозданном виде». (Египетские Пирамиды, Пирамида Хеопса). Слайд № 23
Перечислите названия остальных Чудес Света Древнего мира (Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк).
Работа в группах.
А теперь работаем в группах, конверт № 3. Из пазлов вам нужно собрать изображение одного из Семи Чудес Света современности и назвать его и местоположение. (На пазлы разрезаны иллюстрации, размер А4)
(Дети и «Эксперты» выполняют задание и отвечают) Слайд № 24 (после ответов детей)
– Вы показали изображения и назвали 6 объектов, назовите последний, седьмой. (Статуя Христа-Искупителя в Бразилии, город Рио-де-Жанейро). Слайд № 25
(Ответ детей, самооценка)
Номинация «Творческая лаборатория»: физкультминутка.
– А теперь – самое время отдохнуть, потому что переходим мы в «Творческую лабораторию», где живут ТНТ – Творцы новых невозможностей, то есть вы – 3-В класс. (Дети танцуют) Слайд № 26
– А еще ваши таланты, мы раскрыли, работая в проекте «Радуга открытий»: дети и родители получили задание подготовить смешинки или рассказы «Агент 007», их получилось немало, но сейчас мы услышим лучшие, отобрали которые вы сами. (Дети читают)
В) Мышонку Дедушка Мороз
Подарок сказочный принес:
Семь шариков на елочку,
Семь шоколадных шишек,
И разложил на полочке
Штук семь невкусных книжек.
А) В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь дымков, семь щенков,
Семь драчливых петухов.
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят,
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
Б) Шла Семерка по базару
Посмотреть кое-кого товару.. .
Купила семь мешков соли
И 7 пакетиков от моли,
А когда купила соль,
На нее напала моль.
Г) 7 старух за 7 деньков намотали 7 клубков.
7 котят за 7 часов растрепали 7 клубков.
6. Номинация «Дневник Юнната». Слайд № 27
– Мы перешли весело и задорно в номинацию «Дневник Юнната». А кто такой юннат? (Ответ детей).
Игра «Да-нетки»
Наш Юннат предлагает поиграть в «Да-нетки», чтобы установить, что вы знаете о радуге. Если такое явление соответствует действительности, то вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
Свет солнца преломляется и отражается капельками воды (дождя или тумана), парящими в атмосфере – так возникает радуга. (ДА)
Ра́дуга – явление природы. Это разноцветная дуга или окружность, состоящая из семи цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). (ДА)
Радугу можно наблюдать в любое время года. (НЕТ)
Радугу можно наблюдать и в пасмурную дождливую погоду. (НЕТ)
Радуга зимой – к морозу или к снегу. (НЕТ)
Самые яркие радуги встретят нас у водопадов. (ДА)
Работа в группах
– Необыкновенное и очень красивое явление природы в народе порождало много суеверий, но бесспорным остается факт, радуга символизирует благословение, счастье и божью благодать. Сейчас мы вспомним несколько наиболее известных примет, для этого расшифруйте их и назовите.
(Дети выполняют задания и отвечают, самооценивание)
Номинация «Общие знания»: интерактивный прием «кубирование».
– В номинации «Общие знания» мы завершаем наш турнир, и поэтому я хочу подарить вам и нашим гостям подарок (демонстрируется разноцветный кубик). Это куб-загадка, который имеет шесть разноцветных граней. С его помощью мы узнаем значение каждого цвета в радуге и поиграем в «Разноцветные вопросы». Слайд № 28
Итак, внимание на экран, чтобы раскрасить радугу, вы, получив кубик в руки, выбираете цвет, его значение на экране и отвечаете на вопрос выбранного вами цвета. Слайд № 29
Оранжевый – цвет радости, счастья.
Голубой – цвет неба, мечты.
Жёлтый – тёплый, ласковый, как солнце.
Зелёный – цвет жизни, роста.
Красный – любовь, доброта, благородство.
Синий – цвет моря, воды и холода.
Фиолетовый – цвет слияния красного и синего, цвет мудрости и мистики.
Разноцветные вопросы:
Оранжевый вопрос. Какой фрукт оранжевого цвета? Назовите его по-английски, по-украински.
Голубой вопрос. Кто из сказочных героев имеет голубые волосы?
Желтый вопрос. Какое явление природы связано с этим цветом и символизирует смену времени года?
Зеленый вопрос. Когда зеленый цвет разрешает движение?
Синий вопрос. Как говорят о человеке, который замерз?
Фиолетовый вопрос. Их называют «синенькие», а они на самом деле фиолетового цвета, о чем идет речь?
– Ребята, а какого цвета не хватает в моем кубике, первый цвет радуги, цвет любви, добра и благородства? Придумайте и задайте мне красный вопрос. (Дети отвечают, выполняют задание, самооценивание)
IV. Блок рефлексии: итоги самоанализа деятельности, метод «Микрофон».
А) «Экран симпатий»: подведение итогов.
Б) метод «Микрофон»: закончить фразу.
– Радуга – символ надежды и радости, потому что она …
Турнир «Радуга открытий»… Слайд № 30
ПРИЛОЖЕНИЕ
Номинация «СуперУмки»
Работа в группах
Игра «Заколдованные знаки»
ДЕШИФРАТОР
ГРУППА 1: 1) : – ; 2) : –; 3) + : ГРУППА 2: 1) : + ; 2) : – ; 3) – +
ГРУППА 3: 1) + : ; 2) – + ; 3) + : ГРУППА 4: 1) : – ;2) – : ; 3) + :
ГРУППА 5: 1) : – ; 2) : : ; 3) + : ГРУППА 6: 1) : – ; 2) : – ; 3) + :
ГРУППА 1
ГРУППА 2
ГРУППА 3
ГРУППА 4
Г
РУППА 5
ГРУППА 6
Номинация «Знатоки языка»
Работа в группах
Установи соответствие
ДЕШИФРАТОР
Семь бед – один ответ.
Один пашет, семеро руками машут.
На седьмом небе.
За семь верст киселя хлебать.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Номинация «Дневник Юнната»
Работа в группах
ДЕШИФРАТОР
Высокая радуга – к ясной погоде, а низкая – к дождливой. (ГРУППА 1)
Радуга вдоль реки к сильному дождю, а поперек – к ясной погоде.
(ГРУППА 2)
Утром радуга на пасмурный день, а вечером – на погожий. (ГРУППА 3)
Радуга в субботу – следующая неделя будет дождливой. (ГРУППА 4)
Если радуга видна долго, будет плохая погода. (ГРУППА 5)
Яркая радуга – жди непогоды. (ГРУППА 6)
Ссылки на оборудование мероприятия:
А) презентация к мероприятию:
Б) таблица: