СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационног- познавательная беседа "Вечная римская дорога"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся  со строительством древних дорог Рима.развивать умение работать с картой , находить нужную информацию.

Просмотр содержимого документа
«Информационног- познавательная беседа "Вечная римская дорога"»

Информационно- познавательная беседа «Вечная римская дорога»

Цели:

- познакомить обучающихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;        

- познакомиться со строительством древних дорог Рима;

- развивать умение работать картой, находить нужную информацию;

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер

Римские дороги – феномен, который на первый взгляд не поддается объяснению. Инфраструктура была построена с использованием примитивных технологий. Римляне не знали современных покрытий. Однако даже спустя 2 тысячи лет их пути сообщения определяют транспортную карту Европы и Ближнего Востока и продолжают использоваться людьми.

Вопреки распространенному мнению, римские дороги не были «инфраструктурным чудом» Античного мира. Их просто было много. Аналогичные пути сообщения существовали в Персидской империи, Китае, Индии. Они возводились вплоть до Нового времени, покрывая столичные улицы и связывая города.

Древние дорожники размечали будущий маршрут. Они углубляли участок будущего дорожного полотна, выравнивали его и утаптывали. На утрамбованный земляной слой выкладывались небольшие валуны. Сверху они засыпались бутовым камнем, песком или тонким слоем гравия.

Следующий слой состоял из мелкого песка, извести или земли. Поверхность получалась мягкой, но прочной. Сверху полотно мостилось тесанными камнями или базальтом. Полотно делали слегка выпуклым, чтобы дождевая вода не накапливалась и не мочила нижние слои, а стекала в стороны. По обеим сторонам от дороги возводился тротуар с бордюрами.

Общая протяженность римских дорог достигала 300 тысяч км. Впрочем, далеко не все пути являлись мощёными. Чаще всего они были насыпными, без верхнего слоя. Следить за ними должны были местные жители. Ухоженность инфраструктуры зависела от их ответственности. Поэтому не все транспортные пути выдерживали время.

Когда люди говорят о римских дорогах, обычно речь идет об участках, располагавшихся недалеко от римских полисов – «viae publicae» (публичные пути). Такой, например, была «Аппиева дорога», которая шла от Рима через всю южную Италию.



Все подобные сооружения изначально возводились в военных целях для быстрого перемещения войск. Стимулы для экономического и культурного развития оказались приятными, но побочными факторами. У оживленных путей возникали постоялые дворы и почтовые станции. Опасные маршруты регулярно патрулировали солдаты.

Для удобства путешественников на «большаке» устанавливались дорожные указатели, возводились мосты через различные преграды и т.д. В городах можно было найти итинерарии – схематичные карты дорог и их ответвлений. Их высекали на каменных плитах и устанавливали в центре населенного пункта. Перед путешествием жители просто перерисовывали схемы.Учитывая важность и дороговизну путей, строить их старались качественно. К работам привлекали легионеров – ведь они пользовалась дорогами в первую очередь. Строили быстро и внимательно к мелочам. Следили за дорогами специальные государственные чиновники – curator viarum (дорожные смотрители). Это была очень большая и уважаемая должность.



Камень сам по себе – очень прочный материал. Его долговечность также объяснялась отсутствием современного многомиллионного пассажиропотока. По viae publicae не ездили многотонные грузовые автомобили. Они были предназначены для конных фургонов, колесниц, колясок и телег.В дневное время движение конных подвод по городу и на километр вокруг него было запрещено. Товары и различные грузы подвозились только по ночам. Пробки, кстати, были уже тогда: в Риме граждане постоянно жаловались на длительные заторы.

Сама по себе асфальтобетонная автомобильная дорога, если она выполнена качественно и с соблюдением всех необходимых условий, окажется долговечнее и крепче римской. Если по современной дороге пустить колесницы и телеги вместо автомобилей и грузовиков, она тоже выстоит много веков.Пробки в Риме, кстати, никуда не делись. Кроме того, современная армия не строит дороги. В Риме главной силой обладали легионы, они же выполняли роль администрации во многих провинциях империи. Сегодня как на местах, так и в центре управляют гражданские лица, а цель военных – защита страны.

Кроме того, качество путей зависит от региона и страны. Лучшим покрытием обладают Швейцария, Нидерланды, Япония, Южная Корея, Испания. Худшим – страны Центральной Африки и Латинской Америки. Россия расположилась ближе к концу списка – на 99 месте из 141. Мы соседствуем с Болгарией, Тунисом и Казахстаном.