ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ДОУ
Дефектологическая служба - это система, которая обеспечивает оптимальные педагогические условия для коррекции недостатков психофизического развития детей в освоении ими образовательных программ дошкольного образования
Дефектология (лат. defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.
Дефектолог – это специалист, который работает с такими детьми.
Что делает в рамках своей работы учитель-дефектолог?
1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.
2. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
3. Проводит занятия, целью которых является:
развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
развитие коммуникативных способностей детей;
развитие ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста (игра);
развитие моторики;
формирование элементарных математических представлений;
формирование пространственно – временных представлений;
ознакомление с окружающим миром и развитие речи (ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь).
Дефектология включает в себя несколько направлений:
Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
Логопедия — работа с речевыми нарушениями
КАКУЮ РАБОТ ВЕДЕТ УЧИТЕЛЬ –ДЕФЕКТОЛОГ?
ОБУЧАЕТ,
РАЗВИВАЕТ,
ВОСПИТЫВАЕТ,
ЗНАКОМИТ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ и много другое.
Это далеко не полный перечь того, что делает дефектолог с детьми.
Его действия зависят от вида нарушения.
Дефектолог развивает у детей следующие навыки и процессы:
Сенсорные и психомоторные навыки. Большое внимание уделяется развитию мелкой и крупной моторики, от этого зависят умственные способности детей.
Пространственные и временные связи. Это необходимо для понимания ребёнком базовых представлений о мире.
Интеллектуальное развитие. С помощью занятий у ребёнка формируется мышление, улучшается память, развивается воображение и другие необходимые характеристики.
Речевое развитие. Дефектолог помогает детям увеличить словарный запас, освоить связную речь, исправить недочёты в произношении и другое.
Формирование ведущей деятельности. В зависимости от возраста подопечных, дефектолог проводит занятия с учётом их ведущей деятельности. Например, в детском саду — это игровые формы, а в школе — учебные.
Развитие предметных представлений. Специалист помогает детям освоить предметы и явления, познакомиться с окружающим миром и понять взаимосвязи.
Создание учебной мотивации.
Закрепление учебных навыков. Чтобы усвоить программу, детям необходимо владеть определёнными навыками. Важно уметь слушать педагога, проявлять сосредоточенность и внимательность, быть самостоятельными и т. д.
Адаптация к реальной жизни —
вот чем занимается учитель-дефектолог в детском саду и школе.
Олигофренопедагог –развивает у детей с нарушениями интеллекта социальные навыки, речь, познавательные функции и бытовые умения.
Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Сурдопедагог развивает у детей с нарушениями слуха речь, восприятие звуков и навыки общения.
Тифлопедагог — это развитие социальных и бытовых навыков. Тифлопедагог развивает у своих подопечных различные навыки и умения, направленные на комплексную реабилитацию людей с нарушениями зрения.
Логопед - развивает у ребёнка речевую систему в целом.